В Израиле начал работать самый большой, а главное - самый быстрый сканер во всем регионе. Называется это промышленное чудо IBML ImageTrac 6400, его разработала и произвела компания Kodak Alaris. Стоит он около 1 миллиона шекелей, а приобрела это дорогостоящее устройство частная компания ImageStore, которая принадлежит Эфраиму Райху, вот уже три десятка лет занимающегося переводом информации любого вида в цифровой формат.
Сканер
Сначала об устройстве. Оно необходимо, чтобы перевести немыслимое количество бумаг, содержащихся в разных израильских архивах, в цифру. Сканер копирует документы, распознает текст, сохраняет его в электронном формате, сортирует документы по множеству параметров и все это с невероятно высокой скоростью - 429 страниц в минуту!
Если у вас дома было устройство такого типа, вспомните, сколько времени занимало обработать на нем одну страницу, а потом пропустить ее через программу распознавания текстов. Если не возникало никаких проблем, процесс занимал минимум пять минут. ImageTrac 6400 за это время справится с 2145 страницами…
Зачем это нужно? Вообразите, что такое архив любого большого учреждения со множеством бюрократических процедур, каждую из которых нужно было фиксировать на бумаге (речь, понятное дело, идет о доцифровых временах). Министерство, куда стекается множество отчетов, докладов, исследований, циркуляров. Муниципалитет… Больница... Суд… Банк… Адвокатская контора… Страховое агентство… Штаб армейской части... Музей или консерватория, наконец.
Бумаги копятся годами и десятилетиями, потом приходит цифровой век и тут становится ясно, что с домашним сканером работа с бумажными документами займет даже не десятилетия, а века! И тогда на помощь приходят профессиональные устройства от Kodak-Alaris или другого производителя. Понятно, что оно не похоже на домашний сканер. ImageTrac 6400 имеет 80 сантиметров в ширину, 1,3 метра в высоту, а длину и вовсе 3,4 метра.
По сути, это очень мощный компьютер с продвинутым программным обеспечением. Для нашей страны тут нужны собственные разработки - кто еще, кроме израильтян, справится с тонкостями иврита? Для ImageStore эту задачу решают партнеры, причем они разрабатывают ПО, которое способно распознавать не только печатный текст, но и человеческую речь. Справляется оно и с логотипам, штрих- и QR-кодами. Медицинские карты, финансовые документы, бланки и заявления - сканер "перемалывает" все.
Компания
ImageStore существует почти 30 лет. Среди заказчиков - все государственные учреждения, включая те, где едва ли не каждый документ снабжен грифом "секретно". Есть заказчики и за рубежом, а сейчас в компании надеются, что клиенты появятся и в арабских государствах - разработанное ПО позволяет эффективно работать со всеми семитскими языками. Не удивительно, если вспомнить, "дембеля" каких подразделений ЦАХАЛа пополняют ряды сотрудников израильского hi-tech… В арабских странах об этом обстоятельстве тоже знают, но переговоры ведут.
Работают в ImageStore не только с бумагами, но и с любыми другими источниками информации. На наших глазах трансляция выступления депутата в комиссии Кнессета превращалась в печатный текст. В других отделах мы видели, как сканируются стеклянные дагерротипы, которым было больше 100 лет, слайды из тех, что наши родители снимали на пленку "Свема", микрофильмы, 8-миллиметровые фильмы, видеокассеты какого-то ныне забытого формата в больших коробках, аудиокассеты. Иногда для этого используются странные гибриды из древнего аналогового и современного цифрового оборудования, которые изобретает парень по фамилии Вальман - из семьи репатриантов. Его мама, Светлана, начала работать в компании еще в 90-ые и работает там по сей день.
Самое трудное в процессе оцифровки даже не техническая сторона, не поиск необходимого оборудования, а распознавание голоса и текста. Лучше всего дешифруется печатный текст, но и с ним бывает немало трудностей. В ImageStore для этого используют собственное программное обеспечение, действующее с использованием AI (Artificial Intelligence - искусственный интеллект). Оно обеспечивает распознавание 100 языков, включая, как уже сказано, семитские.
Работа еще не завершена, для распознания рукописных документов ImageStore до сих пор приходится нанимать людей, которые исправляют ошибки, допущенные компьютером. С аудиозаписями дело обстоит лучше, программа справляется даже если это необходимо делать в режиме реального времени (те самые трансляции из Кнессета). Разработкой ПО занимаются партнеры ImageStore из мира hi tech, специализирующиеся как раз на этих вопросах.
Это дочерняя компания Libonea под руководством Ора Аниджара и Нира Коэна, которая использует для распознания человеческой речи обучаемые нейронные сети, которые "собирают" из звуков слова и распознают их семантику (то есть, искусственный интеллект будет по-разному обрабатывать слово "лук", когда речь идет о спортивном снаряде и когда имеется в виду овощ).
Кроме главного отделения в Петах-Тикве, у ImageStore есть еще 4 филиала на периферии - в Тверии, Кирьят-Гате, Араде и в Модиин Илите. В компании работает более 500 сотрудников: ультраортодоксы (женщины и мужчины), светские, жители центра и периферии, уроженцы Израиля и репатрианты. Одним словом, в ImageStore по-прежнему действует израильский плавильный котел.
Эфраим Райх
Владельцу ImageStore принадлежит еще несколько компаний. Все они занимаются либо оцифровкой информации, либо продажей сканеров, либо распознаванием текста (уже упомянутая Libonea). При этом он самый что ни на есть ультраортодокс - в шляпе, лапсердаке и с длинной белой бородой. И его сыновья, которые тоже работают в компании - ультраортодоксы. Эфраим не специалист в точных науках, у него другой талант - он умеет видеть перспективы и организовывать людей.
- Я всегда хотел быть первым и молил об этом Б-га, - говорит он, - и Б-г указал мне путь.
Очень может быть, что именно божественное вмешательство позволило ему 30 лет назад, в 90-ые, в эпоху 286 процессоров, когда еще никто не слышал слово "интернет", увидеть потенциал в создании цифровых архивов.
Читайте также
Но никакой hi-tech не сделала Эфраима Райха менее религиозным. Во время разговора он цитирует ТАНАХ и часто упоминает заповедь "ахават Исраэль", гордится тем, что одним из первых, два десятилетия назад, начал нанимать на работу ультраортодоксальных женщин, но при этом берет и светских, тем, что его компания занимается благотворительностью и чтит святость человеческой жизни (когда потребовалось оцифровать документы больного ребенка, в ImageStore оставили другие дела и сделали все работу за 20 минут).
Авигдора Либермана он, кажется, не очень любит, хотя особо не распространяется на эту тему. Хотя у Либермана едва ли могут быть претензии к человеку, который работает, создал компанию, делает важное для страны дело. Если бы ультраортодоксы пошли по пути Эфраима Райха - никакого конфликта бы не было. Кто знает, может еще и пойдут…