Если в старые добрые (или недобрые) времена опросы с сакраментальным вопросом: "За кого бы вы голосовали, если бы выборы проводились сегодня?" проводились раз в две недели, потом - раз в неделю, то теперь это развлечение предоставляется читателям, слушателям и зрителям чуть ли не каждый день. Причем в некоторые дни нам предлагают по два-три опроса сразу. Компаний, фирм и так называемых институтов, проводящих опросы, стало уже чуть ли не больше, чем партий. Оказалось, что нынче, когда выборы стали любимым хобби израильтян, проводить опросы - это выгодный и не пыльный бизнес. Тем более, что за неточный прогноз никто не отвечает. Да и спрашивать бессмысленно.
Как только публикуются результаты очередного опроса (совершенно непонятно, что такого кардинального произошло за последние три дня, что надо снова опрашивать избирателей), обозреватели хватаются за калькуляторы и начинают делать несложные математические выкладки, состоящие из одного арифметического действия - сложения. Складывают виртуальные мандаты, наколдованные опросами.
Что они считают? Они считают лагеря. Причем, если на предыдущих выборах лагеря на круговой диаграмме делились на право-религиозный и левоцентристский, то теперь деление происходит на куда более принципиальном идеологическом уровне: "бибисты" и "антибибисты".
Дело дошло до того, что придумали уже новый "формат": так называемый "опрос опросов". То есть берут результаты все опросов последних дней, сбрасывают в общий котел и потом делят на число опросов. Получается нечто среднеарифметическое. Чтоб никого не обидеть, вероятно.
Обозревать эти опросы с одной стороны легко, с другой трудно. Легко, потому что там-сям плюс-минус один мандат - это, в принципе, в пределах погрешности. С другой стороны, главные события происходят в нижней части "турнирной таблицы", где десятые доли процента могут означать полный крах, и вместо заветных четырех мандатов получается абсолютный ноль.
К тому же за новыми опросами не так легко успеть. Они обрушиваются на нас "стремительным домкратом", как волны у Ильфа и Петрова. Вчера, например кто-то из "группы риска" - МЕРЕЦ, "Кахоль лаван", "Ционут датит" или РААМ не преодолевал электоральный барьер, сегодня уже он его берет, но зато опускаются ниже "плинтуса"… простите, вышеупомянутого заветного барьера другие партии. А завтра все опять меняется. Между тем, эти четыре мандата могут полностью, как птичье перышко на чаше весов, эти чаши качнуть в ту или иную сторону.
В последние дни по пути самоубийства стремительно идет МЕРЕЦ. Лидер партии Нисан Горовиц призывает голосовать за МЕРЕЦ потому, что это единственная партия, защищающая права палестинцев и ЛГБТ. При всем уважении к представителям ЛГБТ-сообщества, их права, увы, не стоят в первых строках приоритетов избирателей Израиля, а про израильско-палестинский конфликт сейчас и впрямь не вспоминает никто, кроме Нисана Горовица. А еще Горовиц фактически поддержал решение Международного уголовного суда начать расследование "военных преступлений" Израиля. Сильно сомневаюсь, что это добавит МЕРЕЦ избирателей.
На этих выбора игра идет ва-банк. Победитель получает все. Я, конечно, имею в виду вышеупомянутые лагеря "бибистов" и антибибистов".
Специфика этих выборов заключается в том, что оба лагеря - правые. Причем, если в лагере "бибистов" правый только "Ликуд" (назвать ультрарелигиозные партии правыми не рискуют даже "бибисты", потому что их вообще не интересует политика, за исключением той, что касается непосредственно религии и ее финансирования), то в противоположном лагере по разряду правых проходят и "Тиква хадаша", и "Ямина", и НДИ. Да и лидер "Еш атид" Яир Лапид утверждает, что в вопросах внешней политики он "ястреб".
В этих выборах "слабое звено" - "Ямина" во главе с Беннетом. Амбиции Беннета простираются не меньше, чем на пост главы правительства, что не слишком соответствует количеству ожидаемых мандатов его партией. Но если от него будет зависеть судьба, будь то про- или антибибистов, он вполне может торговаться за этот пост, по крайней мере, в режиме ротации.
Собственно, сейчас единственная надежда "бибистов" - это Беннет. И если избиратель не хочет в итоге победы Нетаниягу, ему не стоит голосовать за Беннета, сколь бы заманчивыми не казались этому избирателю его лозунги. Впрочем, я бы на месте Нетаниягу обратил внимание и на "Кахоль лаван", при всех, мягко говоря, сложных отношениях его отношениях с Ганцем. Существует афоризм: "Есть женщины, которые ни разу не изменили своему мужу. Но нет женщин, которые изменили мужу только один раз". Ганц уже не рискует своей репутацией, потому что ее у него просто нет.
Интересно, что очень много - целых 77% - готовых прийти голосовать за партию "а-Калькалит а-хадаша" профессора Ярона Зелихи. Беда уважаемого профессора только в том, что, даже если проголосуют все 100% сторонников этой партии, она не преодолеет электоральный барьер. А приведет к тому, что значительное количество голосов лагеря "антибиби" уйдет в мусорную корзину. Правда, Зелиха обещал, что, если перед выборами станет окончательно ясной невозможность парламентского будущего, он снимет партию с выборов. Остается надеяться, что профессор сдержит свое обещание.
Неожиданно, благодаря решению БАГАЦа о признании неортодоксального гиюра в Израиле для реализации Закона о возвращении, в верхние строчки повестки дня предстоящих выборов стремительно выдвинулся вопрос об отношении религии и государства. И Беннет, и Саар очень бы хотели заманить в свою коалицию и ШАС (что менее вероятно), и "Яадут а-Тора" (чего исключать нельзя). Они бы точно не постояли за ценой. Один из лидеров партии Саара - Зеэв Элькин это ярко продемонстрировал во время розыгрыша на ультраортодоксальной радиостанции, когда Элькин беседовал с копировавшим голос Дери актером и не скупился на самые щедрые обещания для ультраортодоксов, склоняя "фальшивого Дери" к сотрудничеству с "Тиква хадаша". И то, что Дери был "не настоящим", не имеет уже никакого значения.
Лапид не рвется дружить с ортодоксами, но и ссориться не хочет. Только НДИ не готов поступиться принципами противостояния клерикальному диктату. Это привлекает к партии многих избирателей из числа не русскоязычного электората. Некоторые обозреватели, например, экономический обозреватель "Хаарец" Нехемия Штрасслер, полагают, что опросы в силу своей неточной репрезентативной выборки, даже занижают число мандатов НДИ. Что ж, выборы покажут, так ли это.
Но на самом деле все решают не те, кто в телефонных опросах выражает свою симпатию той или иной партии, а те, кто реально приходит на избирательный участок и опускает в урну свой бюллетень. И здесь особый интерес представляют результаты исследования, проведенного по заказу газеты и сайта i24NEWS компанией "Маагар мохот" под руководством профессора Ицхака Каца. Целью исследования было проверить, насколько тверды сторонники той или иной партии в своем решении голосовать.
Читайте также
Результаты оказались где-то вполне предсказуемыми, а где-то - весьма неожиданными. Самыми дисциплинированными избирателями, как и ожидалось, являются избиратели ШАС - 86% сторонников этой партии готовы явиться на участки и отдать голос за "своих". С другой стороны, неожиданным стали сомнения ультраортодоксальных избирателей, постоянно дружно голосовавших за "Яадут а-Тора" . Всего 59% из них твердо знают, что будут голосовать.
Также высока мобилизация сторонников партии "Ликуд". 79% твердо намерены поддержать Нетаниягу. Оно и понятно - каждый мандат на счету, от этого зависит, будет ли "Ликуд" у руля власти или окажется в оппозиции. Надо отдать должное и сторонникам партии НДИ. Ее сторонники в первых рядах голосующих - 73% из них обещали прийти голосовать. Это больше, чем у всех остальных потенциально проходящих в кнессет партий. Теперь задача активистов партии состоит в том, чтобы обеспечить явку остальных 27% поддерживающих НДИ избирателей, но не уверенных в том, что дойдут до избирательных участков.
Вообще, явка избирателей, особенно в ситуации колеблющихся весов, может стать решающим фактором. Самое время вспомнить фразу, которую приписывают Черчиллю (специально оговариваюсь, ибо биограф великого британца, нынешний премьер Великобритании Борис Джонсон написал, что примерно половину приписываемых Черчиллю фраз тот никогда не произносил): "Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы". В принципе, смысл тот же, что у старого ельцинского лозунга: "Голосуй - не то проиграешь".
Между тем, лишь 62% из участников опроса сказали, что они обязательно будут голосовать, еще 21% заявили, что с большой вероятностью проголосуют, 4% ответили, что-то типа "может - да, может - нет", и 13% сказали, что их явка на участки для голосования маловероятна.
Кто-то в эти дни сказал, что эти выборы - наша Сталинградская битва, которую нельзя проиграть. Думаю, здесь есть некоторый полемический перехлест. Ведь тем самым оппоненты как бы приравниваются к противникам в той великой битве. Но, по существу, выбор и впрямь судьбоносный. Честное слово, надоело жить в стране, где образ жизни пытаются диктовать Арье Дери, Моше Гафни и Яаков Лицман.