Читайте также
Исход Тераха
Недельная глава "Ноах", в которой приводится генеалогическое древо человечества, завершается родословной Авраама и описанием первых событий его собственной истории: "А Терах жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана. А вот родословная Тераха: Терах родил Аврама, Нахора и Арана, а Аран родил Лота. И умер Аран при Терахе, отце своем, в земле рождения своего, в Ур-Касдим. И Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврама Сарай, а имя жены Нахора Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски. И Сарай была бесплодна, не было у нее дитя. И взял Терах Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана, внука своего, и Сарай, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышли вместе из Ур-Касдима, чтобы идти в землю Кнаанскую, и дошли они до Харана, и поселились там. И был век Тераха двести пять лет, и умер Терах в Харане". (11:26-32)
Следующая глава "Лех леха" начнется с призыва "уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе" (12:1). Но как мы видим, в этом направлении уже двигался отец Аврама – Терах.
Рав Мордехай Броэр учит, что в исходе Тераха из Ур-Касдима присутствовала та естественная составляющая, которая наряду со сверхъестественной имелась также и у Авраама. Так, неявно полемизируя с библейской критикой, рав Броер выдвинул теорию двух дополняющих друг друга линий священной истории: естественной и сверхъестественной. В его глазах несоответствие двух описаний (1-ой и 2-ой глав) сотворения мира - является отражением глубинной дихотомии творения, восходящей своими корнями к двум именам Всевышнего - "Элоким", по-русски переводимого как "бог" (естественный аспект), и Четырехбуквенному имени, по-русски переводимому как "Господь" (аспект сверхъестественный, личный).
Рав Броер прослеживает эти линии во всей книге Берешит, прежде всего обнаруживая их взаимодействие в противостоянии братьев: Авраама и Лота, Ицхака и Ишмаэля, Иакова и Эсава, Йосефа и Рувена. "Любое избрание, описываемое в книге Берешит, - пишет рав Броер в своей книге "Перкей моадот", - вытекает из спора между братьями. И этот факт основывается на дихотомической природе нашего мира".
Итак, по раву Броеру, Аврам пришел в землю Кнаан, с одной стороны повинуясь сверхъестественному призыву ("Уйди из земли твоей" 12.1), а с другой, продолжая "естественное" дело отца, еще ранее направившегося в землю Кнаан по каким-то своим вполне естественным соображениям ("Взял Терах Аврама… и вместе вышли из Ур-Касдима, чтобы идти в землю Кнаанскую" 11.31). Как бы то ни было, Тора ясно показывает, что началу собственно священной истории предшествовал какой-то "будничный" пролог, какой-то импульс, придающий общему развитию соответствующее направление.
Но тогда естественно задаться вопросом, а не было ли у самого этого естественного порыва Тераха какой-то своей предыстории, какого-то своего "архетипа"?
В самом Писании таких намеков, пожалуй, не содержится, между тем данные науки как раз позволяют сделать такое предположение.
Ископаемый архетип
Мне кажется, что история Шумерской цивилизации определенным образом вписывается в упомянутый архетип библейской истории - исход из страны обитания с последующим созданием чего-то поистине нового именно на новом месте. Действительно, история знает множество переселений и связанных с ним взаимных влияний. Например, финикийские колонии были разбросаны по всему Средиземноморью. Но в этих колониях воспроизводилась та же самая жизнь, которая сложилась в метрополии. То, что произошло с Авраамом, прямо противоположно классическому колониальному образцу: Авраам отправился в Землю Кнаан для того, чтобы создать там нечто новое и небывалое - породить новый народ. Но это именно то самое чем отмечена шумерская цивилизация - создание никем никогда невиданного на новом месте!
Историческая память народов не сохранила никаких упоминаний о шумерах. Только в конце 19-го века наука обнаружила, что вавилонской цивилизации в Междуречье предшествовала цивилизация Шумерская - по существу первая человеческая цивилизация. Археологические находки позволяют утверждать, что цивилизация эта зародилась в первой половине 4-то тысячелетия до н.э. и только через полтора тысячелетия пала под натиском аморитян, семитов-кочевников перенявших основные достижения шумеров, и создавших вавилонское царство.
Между тем важно отметить, что достижения шумеров носили базисный характер, именно они заложили основу человеческой цивилизации. Как установила наука, шумерам принадлежит создание письменности (клинопись), гончарного дела, зодчества (зикураты до 120 метров высотой), ирригационной системы. Шумеры - первые люди, которые стали использовать металлы: медь, серебро, золото, а позднее бронзу - сплав меди и олова, добыча которого связана с совсем непростой химической технологией. Шумеры изобрели колесо, создали первый календарь (лунно-солнечный), и, наконец, разработали математику, использовавшую 60-теричную систему исчисления, которой мы пользуемся и поныне (деление круга на 360 градусов). Египетская цивилизация отставала от Шумерской на несколько столетий по всем параметрам, и, по всей видимости, просто заимствовала достижения своей соседки (в конце концов пешая прогулка по "плодородному полумесяцу" занимает всего полтора месяца!).
И тут мы приближаемся к главному пункту - происхождению самих шумеров. Анализ языка ясно показывает, что они не имели ничего общего с местными племенами, а тот факт, что первые поселения шумеров появились в дельтах рек, приводит к однозначному выводу, что они прибыли морским путем. Но откуда? Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, я бы хотел обратить внимание только на одно важное обстоятельство: пришельцы-шумеры не привезли с собой готовых даров цивилизации, они создали все с нуля на новом месте! А это поистине небывалый феномен, который мы наблюдаем лишь в истории Авраама, и отчасти в истории американского народа: новое начинание - на новом месте.
Итак, откуда пришли шумеры? Здесь нет места вникать в ученые споры, поэтому ограничимся перечнем трех основных предположений: долина Инда, остров Дильдум (ныне Бахрейн) и горы Кавказа. Тип строительства культовых сооружений шумеров характерен для жителей гор, а не равнин, что выдвигает Кавказ на первый план. А в связи с этой гипотезой невольно вспоминается гора Арарат, к которой пришвартовался ковчег Ноаха. Кто знает, может быть какой-то из потомков Шема ("Сыны Шема: Эйлам и Ашшур, и Арпахшад, и Луд, и Арам" 10:22), обосновавшись неподалеку от Арарата, не смог там осуществить какое-то "естественное" задуманное им дело, и решил переселиться на чужбину.
Судя по всему, Терах (проживший 205 лет) еще застал шумерское царство в его расцвете. При его жизни начались вторжения кочевников, повлекшие полную анархию и распад государства. Легко можно предположить, что Терах захотел бежать из неблагополучной страны. Но вполне может быть, что сохраняя какое-то семейное предание об исходе с Кавказа (отсутствующее в самом шумерском эпосе), Терах решил открыть новое предприятие (пусть даже по изготовлению идолов) именно на чужбине.
Предположение, что Терах был шумером, высказывается многими: мог ли столь даровитый народ, как евреи, произойти не от самого даровитого, коль скоро тот неожиданно обнаружился? Да и вышел Терах из того самого города, в котором шумерская цивилизация зародилась! Все сходится!
На мой взгляд, в пользу этой гипотезы говорит также еще и то, что в истории шумеров прослеживается "библейский след" - создание нового на новом месте. Говорят, что история отцов - знак для сыновей, но и история самих сыновей - верный знак приверженности (этой истории) также и их отцов.