Коллегия выборщиков в США от каждого из штатов проголосует 14 декабря и назовет победителя президентской гонки. Там, где большинство избирателей 3 ноября поддержали Дональда Трампа, голосовать будут выборщики-республиканцы. Там, где победил Джозеф Байден, - выборщики-демократы. Однако среди них неизменно находятся те, кто в нарушение партийной дисциплины и вопреки своим обещаниям голосуют за другого кандидата, провоцируя ожесточенные политические дискуссии и затяжные судебные иски. Таких выборщиков в Америке называют "нечестными", и каждые четыре года в стране разгорается спор, как не допустить таких действий и надо ли наказывать "отступников".
Власти почти всех штатов и столичного округа Колумбия уже утвердили результаты голосования, согласно которым Байден заручился поддержкой 306 из 538 выборщиков и должен стать 46-м президентом США. Его преимущество в коллегии составляет 74 голоса, и уход от него даже десятка выборщиков не помешает ему занять кресло в Белом доме. Он может спокойно готовиться к инаугурации, которая состоится на ступенях Конгресса 20 января, но если бы его превосходство над Трампом было минимальным, то "измена" всего лишь двух-трех человек могла бы изменить ситуацию.
Эксперты и простые американцы уже давно задаются вопросом: что, если такое произойдет пусть не сейчас, но на следующих выборах? Законодательно этот вопрос до конца не отрегулирован. В США уже давно не утихают дебаты по поводу того, нужен ли институт выборщиков.
По наказу избирателей
Каждый штат и округ Колумбия направляют в коллегию ровно столько же выборщиков, сколько законодателей в Сенат и Палату представителей. Назначаются они местными партийными комитетами из числа партактивистов, известных политиков или знаменитостей. В соответствии с конституцией доступ в коллегию закрыт только для сенаторов, конгрессменов и госслужащих. Например, в этом году в группу из 29 выборщиков Демократической партии от штата Нью-Йорк включена экс-госсекретарь Хиллари Клинтон, которая четыре года назад боролась с Трампом за Белый дом.
В некоторых штатах фамилии выборщиков даже вносятся в избирательные бюллетени под фамилиями кандидатов в президенты и вице-президенты. Соответственно, в коллегию направляются те выборщики, кандидат которых взял верх в этом штате в ходе всеобщего голосования. В 48 штатах действует правило "победитель получает все", то есть все выборщики достаются тому кандидату, который набрал больше голосов избирателей, и лишь в штатах Мэн и Небраска существует смешанная система с учетом результатов по округам.
Однако лишь в 33 штатах и округе Колумбия есть законы или партийные правила, в соответствии с которыми выборщики должны голосовать за кандидата своей партии, в 14 из них предусмотрен штраф для нарушителей в размере $1 тыс., а в нескольких штатах "нечестные выборщики" могут быть заменены. Минувшим летом Верховный суд США, рассмотрев дело "Чиафало против штата Вашингтон", подтвердил право местных властей требовать от выборщиков соблюдения своих обязательств.
За кого проголосует большинство выборщиков?
В то же время автор книги о коллегии выборщиков профессор Северного университета в Огайо Роберт Александер отмечает, что всякий раз этих людей "пытаются склонить" к тому, чтобы в декабре они голосовали за кандидата другой партии. По его словам, "давление может быть очень агрессивным, некоторые получали смертельные угрозы".
"Нечестные выборщики" в истории
За всю историю США в общей сложности 90 выборщиков голосовали вопреки воле избирателей, но 65 из них были вынуждены поступить так по объективным причинам, а точнее из-за смерти их кандидата. В 1872 году нью-йоркский политик и журналист Хорас Грили, выдвинутый совместно либеральными республиканцами и демократами, не дожил буквально пару недель до заседания коллегии, и ему пришлось срочно искать замену. Впрочем, его соперник Улисс Грант все равно получил большинство голосов как избирателей, так и выборщиков и остался в президентском кресле еще на четыре года.
Самым первым "нечестным выборщиком" считается некий Сэмюел Майлз из Пенсильвании, который в 1796 году, нарушив обещание, проголосовал не за Джона Адамса, а за Томаса Джефферсона. Но за все время он оказался единственным, кто отдал голос не своему кандидату, а его непосредственному сопернику. Все другие изменники голосовали за каких-то третьих лиц. Например, в 2016 году из семи нарушителей партийной дисциплины двое республиканцев отдали голоса не за Трампа, а за бывшего конгрессмена Рона Пола и губернатора штата Огайо Джона Кейсика, а пятеро демократов - не за Клинтон, а за экс-госсекретаря Колина Пауэлла, сенатора Берни Сандерса и общественную активистку из племени сиу Фейт Пятнистый Орел.
В 2000 году выборщик-демократ Барбара Летт Симмонс из столицы страны оставила свой бланк незаполненным в знак протеста против того, что жители Вашингтона не имеют полноценного представительства в Конгрессе. Трое членов Палаты представителей, избираемые от округа Колумбия, обладают лишь совещательным голосом. Недовольные вашингтонцы нередко украшают свои автомобильные номера надписью: "Налогообложение без представительства".
"Большинство выборщиков - убежденные сторонники своей партии, но им может чем-то не нравиться их кандидат или они во что бы то ни стало хотят заявить о чем-то наболевшем", - поясняет профессор Александер. Он не исключает, что отдельных нарушителей спокойствия можно будет увидеть и на этот раз, но в любом случае их "будет недостаточно для того, чтобы изменить результаты выборов".
За и против
В истории США было всего пять случаев, когда президент избирался, проиграв общенародное голосование, но получив большинство в коллегии выборщиков. Однако за последние 20 лет такое происходило дважды: в 2000 году, когда Джордж Буш - младший взял верх над Альбертом Гором, и в 2016 году, когда Трамп победил Клинтон. Причем Клинтон получила почти на 3 млн голосов избирателей больше, чем Трамп, но уступила ему по голосам в коллегии выборщиков.
Недавний опрос службы Gallup показал, что 61% американцев считают этот государственный институт устаревшим и выступают за его отмену. По их мнению, он уже не оправдывает свое предназначение, игнорирует волю избирателей и дает слишком много власти спорным штатам, от которых в конечном счете зависит исход выборов.
Читайте также
Более 230 лет назад отцы-основатели США задумали институт выборщиков как нечто среднее между всенародным голосованием и выборами президента Конгрессом.
Оппоненты отвечают, что коллегия позволяет играть важную роль в избирательном процессе небольшим штатам и участвовать в нем не только населению крупных городов, но и сельским жителям. По подсчетам газеты The Washington Post, "если в Калифорнии один выборщик приходится на 712 тысяч человек, то в Вайоминге, где плотность населения самая низкая в стране, - один на 195 тысяч".
Предложения остаются в силе
Сейчас насчитывается около тысячи предложений об отмене или реформировании коллегии выборщиков. В книге историка Александра Кейсара, вышедшей недавно в издательстве Гарвардского университета, рассказывается, что иногда эти идеи объединяли даже непримиримых политических противников. Именно это произошло в 1948 году, когда сенатор-республиканец Генри Лодж и конгрессмен-демократ Эд Госсетт совместно внесли в Конгресс резолюцию, предусматривавшую более равномерное распределение выборщиков по штатам в зависимости от численности населения. Документ был одобрен Сенатом, но отклонен Палатой представителей.
На серьезное сопротивление продолжают наталкиваться попытки заключить Договор между штатами о всенародном голосовании. В соответствии с ним каждый штат обязуется отдать своих выборщиков тому кандидату, который заручится поддержкой большинства избирателей в масштабах всей страны. Для вступления договора в силу необходимо, чтобы его подписало такое количество штатов, которое располагает в коллегии выборщиков большинством в 270 голосов. Пока к нему присоединились лишь 15 штатов и округ Колумбия, имеющие в общей сложности 196 выборщиков.
Более 230 лет назад отцы-основатели США задумали институт выборщиков как нечто среднее между всенародным голосованием и выборами президента Конгрессом. Положение о выборщиках закреплено в конституции страны, и для его отмены потребуется согласие двух третей Сената и Палаты представителей, а затем ратификация не менее чем 38 штатами. Сейчас это невозможно, в том числе с учетом ожесточенной борьбы между двумя партиями. Республиканцы, приводившие в 2000 и 2016 годах своих кандидатов в Белый дом благодаря коллегии выборщиков, категорически против подобных шагов, и демократы не строят на этот счет никаких иллюзий.
Неслучайно Байден воздерживается от радикальных заявлений по этому поводу. Впрочем, для него вопрос о выборщиках уже далеко не главный. Беспокоиться об этом предстоит участникам будущих избирательных кампаний в США.