Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Преемники Нетаниягу в "Ликуде" уже точат ножи

Он оставил пост столичного мэра, на котором мог принимать реальные решения, не ради места одного из 120 депутатов кнессета.

17.10.2020
Источник:Детали
Фото: Getty Images / Lior Mizrahi

Хотя нынешний премьер кажется вечным, в "Ликуде" готовятся ко "дню после Нетаниягу" уже сейчас: когда война за пост председателя начнется, в ней примут участие сразу несколько сильных лидеров партии, а "подрядчики голосов" получат возможность озолотиться.

К бою готовится и Нир Баркат. Сейчас его вспоминают редко, и такое положение не может его устраивать. Он оставил пост столичного мэра, на котором мог принимать реальные решения, не ради места одного из 120 депутатов кнессета. Хотя до выборов Нетаниягу прочил его в министры финансов.

Но повторять ошибки Саара или Каца Баркат не станет. Он поддерживает подчеркнуто доверительные отношения с Нетаниягу, и никогда не пойдет открыто против него. Он предпочитает быть не противником бессменного председателя, а его возможным преемником, чтобы идти к заветному посту не против течения, а на волне того доверия, которым по сей день Нетаниягу пользуется среди ликудников.

Возможно, Баркат уходил из мэрии в надежде, что Нетаниягу освободит свое место под давлением правоохранительных органов и сам передаст ему ключи от особняка на улице Бальфура. Если так - расчет не оправдался (пока), но желание осталось прежним: высокая должность в Ликуде под руководством Нетаниягу или пост председателя после него. Пока же Баркат ездит по стране и встречается с рядовыми ликудниками, накапливая поддержку на местах.

В верности выбранной Баркатом стратегии убеждают внутренние социологические исследования, которые отражают его относительно высокую популярность в "Ликуде".

По данным опроса, проведенного фирмой Direct Polls в конце сентября среди 1631 члена партии, после Нетаниягу они хотели бы видеть во главе "Ликуда" Барката (31 процент), Гидеона Саара (21,5) и Исраэля Каца (7,8 процента). Есть еще один важный показатель - популярность за пределами партии. Воспримут ли Барката избиратели, получит ли партия под его руководством не меньше мандатов, чем под руководством нынешнего лидера?

Согласно опросам, Баркат имеет высокие шансы. У него боевое армейское прошлое, опыт успешного бизнесмена и довольно успешное управление израильской столицей (жители смогут припомнить ему штрафы за неправильную парковку, но в его активе - рост числа школ и массовые международные мероприятия, призванные привлечь в город туристов).

Конкурентам такой набор высоты не понравился. Депутаты Аснат Марк ("Ликуд") и Шарен Хескель ("Ликуд") подали законопроект, ограничивающий личные траты кандидата на политические цели суммой в 100 000 шекелей в год. Его поддержал и спикер кнессета Ярив Левин ("Ликуд"). Ограничение должно коснуться трат между праймериз, то есть повседневной политической деятельности.

Читайте также

Сбор пожертвований перед праймериз прозрачен, доноры известны. А вот финансовые действия политиков, пока они еще не стали кандидатами, остаются покрыты завесой тайны, и общественность узнает о них редко. Не случайно законопроект Марк и Хескель сразу неофициально назвали "Законом Барката", а сам бывший мэр Иерусалима, чье состояние, по оценке журнала Forbes, составляет около полумиллиарда шекелей, возмутился фактом "персонального законотворчества".

При кажущейся "социальной справедливости" нового законопроекта, Баркат не так уж неправ: он понимает, что оказывается в проигрышной позиции по сравнению с кандидатами, которые, в отличие от него, получили от Нетаниягу министерства: это дает им возможность политических назначений, облегчает привлечение на свою сторону корпораций и профессиональных объединений, а также открывает возможность принимать на госслужбу людей, которые будут совмещать свои прямые обязанности с политическими поручениями своих боссов. Но у простого депутата таких возможностей нет.

Главным отличием Барката от Нетаниягу на выборах станет… наличие у него программы партии на ближайшие годы. Сегодня такой нет. Партия живет одним днем, сплотившись под единственным лозунгом "только Биби" и решая все остальные вопросы самотеком. Собственно, те пункты, с которыми нынешний премьер шел на выборы, ему готовил Нир Баркат.

Этот опыт пригодится Баркату. Однако, если "закон Барката" будет принят, это не только затруднит его работу, но и покажет, что его поддержка в партии, возможно, не так сильна, как ему кажется. Нетаниягу никак не выразил готовности отразить атаку на соратника. Более того, отнюдь не факт, что она была организована не с его подачи. Премьеру не нужны сильные конкуренты в партии, пусть даже они демонстрируют дружелюбие.

В любом случае, сейчас наступает главный политический экзамен для человека, который намерен всерьез претендовать на пост лидера самой большой партии Израиля.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке