Казалось бы, сколько можно писать о "короне" и карантине? Но что делать, если вирус и наше правительство чуть ли не каждый день преподносят нам новые сюрпризы.
На этот раз, впрочем, все было достаточно ожидаемо, то есть не "как лучше, а как всегда". Израиль вошел в герметичный локдаун без утверждения Кнессетом и четкого плана, на фоне роста заболеваемости и уже привычных склок среди руководства. Правила карантина выглядят так, будто их составляли разные люди, причем каждый занимался только своей частью и не читал другие. К примеру, список учреждений, чьи сотрудники продолжат работать, не менее длинен, чем список кораблей у Гомера. Если прибавить сюда граждан, имеющих право на перемещения по гуманитарным и иным причинам, то очевидно, что даже во время карантина по стране будут ездить тысячи людей. При этом работа общественного транспорта сокращается, автобусов будет меньше, ходить они будут реже, а это значит, что кому-то придется толпиться в салонах и на остановках, рискуя заразиться и принести инфекцию к себе домой. Что и говорить, отлично продуманно!
Света в конце тоннеля не видно: ориентировочно карантин должен продолжаться до исхода праздника Симхат-Тора. Что дальше? Допустим, кривая заражений пойдет вниз и страну "приоткроют". Но на какие показатели будут ориентироваться власти, как, в какой очередности и в каком темпе будет происходить переход к нормальной жизни, какие ограничения останутся с нами после отмены карантина? Информации об этом ноль.
Другое дело, что число заболевших вряд ли снизится. Как объясняют специалисты, в первые две недели карантина цифры, наоборот, растут, ведь люди сидят семьями взаперти и передают вирус друг другу. Что будет делать правительство на фоне подскочившей заболеваемости? Закроет страну еще на месяц, чтобы окончательно развалить экономику и разорить народ, или снимет карантин, таким образом признав его бессмысленность? И как они объяснят все происходящее народу?
Впрочем, за объяснениями дело не станет. В последнее время у нас научились находить аргументы для любой позиции, тем более что действительность неоднозначна и позволяет играть фактами и цифрами. Недавно, например, министерство финансов опубликовало обновленный прогноз финансового ущерба от герметичного карантина. Теперь он в три раза ниже предварительного, который показался слишком большим и вызвал критику премьер-министра. Похоже, минфин корректирует свои оценки, чтобы не раздражать Нетаниягу, - ведь все равно никто не может прогнозировать, сколько продлится локдаун и какие экономические потрясения он принесет.
Интересно, что практически все были против введения герметичного локдауна, начиная с главного ответственного за борьбу с "короной" профессора Рони Гамзу и кончая простыми израильтянами, которые надеялись отдохнуть в праздничные дни. Врачи и директора больниц не только опровергали информацию о критическом состоянии системы здравоохранения, но и прямо называли карантин ошибкой, которая не поможет остановить эпидемию. Нет никаких научных данных, подтверждающих действенность карантина, говорили они, и в то же время есть опыт стран (включая сам Израиль), вводивших строгий локдаун и наиболее пострадавших после этого от "второй волны". Кроме того, статистика показывает, что смертность "второй волны" у нас очень низкая - так стоит ли вторично подвергать экономику и психику людей такому испытанию? Что касается больниц, то они выдержат нагрузку, поскольку количество ставок в них увеличивается, и вот на это стоило бы потратить деньги, которые мы потеряем из-за карантина. Но мнение медиков никого не интересовало, хотя именно на их тяжелую участь ссылаются инициаторы "сегера".
Не стоит и говорить о том, что означает локдаун для представителей бизнеса, рестораторов, работники туристической и других отраслей. Одним словом, карантин не нужен никому, кроме правительства. Но для чего? Неужели только затем, чтобы попытаться запретить демонстрации против Нетаниягу? В итоге демонстрации разрешены по-прежнему, потому что закрыть страну можно одним распоряжением кабинета министров, без утверждения парламента, а вот ограничить массовые "проявления политической борьбы" практически нереально, даже под угрозой эпидемии. И это лишь малая часть абсурда, в котором мы живем.
"Корона" создала в Израиле и во всем мире атмосферу неуверенности, паники и произвола, которая чрезвычайно выгодна интересантам от власти. Жонглируя информацией, играя на страхах людей, они берут на себя исключительные полномочия и принимают удобные для себя решения. Эпидемия открывает уникальную возможность для сведения счетов: в ухудшении ситуации всегда можно обвинить соперников, которые вовремя не отреагировали, ставили палки в колеса, не поддержали и т.п.
Читайте также
На первый взгляд, трудно понять, какую пользу и кому принесет нынешний хаос, но скорее всего, он ценен сам по себе. Известно, что лист проще всего спрятать среди других листьев, а растерянность и беспомощность легче скрыть, когда никто вокруг не знает, как быть, что делать и чего ждать. Власть находится в параличе, правительство раздирают неразрешимые противоречия, и в более "мирное" время его недееспособность была бы очевидна. Но сейчас "корона" затмевает все остальные события, а волюнтаристские указы вроде введения герметичного карантина создают иллюзию деятельности и добавляют авторитета тем, кто волно или невольно управляет хаосом, не давая ему закончиться.
Тем временем добровольцы пытаются создать систему отслеживания цепочек заражения, которая давно существует во многих странах, а в Израиле до нее никак не доходят руки. Деньги на проект собирают из пожертвований, поскольку ни одна партия или организация, не говоря уж об официальных структурах, идеей не заинтересовалась. Неудивительно - ведь это кропотливая и трудная работа, в которой нет места лозунгам и дебатам, и политического капитала на ней не сделаешь. Трудно сказать, что выйдет из этой инициативы, но тот факт, что хоть кто-то пытается победить хаос, порождает надежду.