Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+17
Иерусалим
+22+14

Мнения

А
А

Возможна ли смена власти в Иране? И кто этим займется?

Насколько велика опасность прямого столкновения Ирана с Израилем? Не останется ли Израиль один на один с иранской угрозой?

14.09.2020
Источник:Детали
Фото: Getty Images / Majid Saeedi

12 сентября 2020, всего через день после того как мир отмечал печальный юбилей 11.9.2001, можно яснее ощутить ту одержимость иранской угрозой, которую постоянно проявляет Израиль. Она проявилась даже в кратком перечне основных вопросов, который обсуждались на иранской сессии в ходе недавней Герцлийской конференции по безопасности.

Насколько велика опасность прямого столкновения Ирана с Израилем? Не останется ли Израиль один на один с иранской угрозой? Как остановить иранскую ядерную программу? Кто стоит за серией взрывов в Иране?

В резюме, которое сделали по итогам дискуссии ведущие израильские эксперты по этому вопросу доктор Раз Цимт из Института изучения проблем безопасности и генерал запаса Уди Эвенталь из Герцлийского института политики и стратегии, было отмечено следующее.

Стратегия Ирана по-прежнему заключается в достижения положения сверхдержавы, с которой должны считаться все остальные мировые игроки. Он продолжает наращивать или сохранять свое влияние не только на Ближнем Востоке, но и в Центральной и Юго-Восточной Азии. Это проводится путем так называемой «ливанизации» стран-сателлитов, где Иран умело играет на противоречиях разных этнических и религиозных групп, выделяя среди них ударную силу, которую он превращает в проиранские милиции. Наиболее ярким примером является Ливан, но подобное происходит в Ираке, в Сирии, в секторе Газа и в Йемене.

Иран также заключает ситуативные альянсы с Китаем, Россией, Турцией и некоторыми европейскими странами, что позволило ему выдержать два года тяжелых американских санкций, не смягчая свою политику «сопротивления» и приступить к возобновлению своей ядерной программы. Это главное достижение Ирана.

Мирное соглашение Израиля с Эмиратами и даже другими арабским странами в нынешней ситуации не изменит поведения Ирана, а, возможно, приведет и к новым провокациям в Заливе. Тем не менее, вряд ли Иран рискнет переходить определенные границы, за которыми могут последовать ответные действия США по типу ликвидации генерала Сулеймани.

Теперь в Иране ожидают ноябрьских выборов в США, рассчитывая, что в случае победы демократа Джо Байдена ситуация изменится к лучшему. Но и тогда аятоллу Хаменеи будет трудно убедить пойти на какие-то уступки, пока не будут ослаблены санкции, а это означает, что Иран выиграл в любом случае. Максимум, что ожидают эксперты - начнутся закулисные переговоры, которые приведут к деэскалации напряженности.

В случае, если победу вновь одержит Трамп, скорее всего, может последовать новый виток напряженности. Однако ряд экспертов видит и другую опасность в победе Трампа. Известный своей любовью к неожиданным жестам и «сделкам века» Трамп может попытаться провернуть такой же трюк, как с Северной Кореей. Заключить эффектную сделку с отменой санкций, которая, тем не менее, не остановит полностью иранскую ядерную программу и в таком случае Израиль вновь окажется один на один с иранской ядерной угрозой.

Немало внимания было уделено перспективам смены режима в Тегеране, поскольку перспективы договориться с аятоллами маловероятны. В этом плане рассматривались различные варианты смены режима. Что касается возможности изменения власти мирным путем, все эксперты оценивают этот вариант скептически. Оппозиция в Иране слаба, средний класс ее не поддерживает, у нее отсутствуют лидеры.

Но как иронически заметил Раз Цимт, «я был бы рад проснуться рано утром и услышать, что режим в Иране сменился на либеральный. Но это довольно утопично. Наивно думать, что базар, который сверг шаха и поддержал исламистов, вдруг приведет к власти либералов».

Читайте также

В то же время и сценарий нанесения удара по Ирану с целью смены режима подобно тому, как это было в случаях с Ираком и Афганистаном, вообще не рассматривается всерьез. На это указал отставной генерал Дэвид Петреус, бывший командующий силами США в регионе. «Насильственная смена тоталитарного режима в случае отсутствия гражданского общества, как правило, ведет к годам хаоса и войны, что мы видели на примере Ирака, Ливии и Афганистана», - подчеркнул он.

Тем не менее, эксперты не отвергают и военный сценарий, но он будет использован лишь в случае явной и непосредственной угрозы самим США (и вряд ли Израилю, как это читалось из контекста дискуссии). К таким угрозам может быть отнесено и появление ядерного оружия, но и в этом случае американцы предпочтут скорее нанесение ударов по потенциальным ядерным объектам, при этом роль ударной силы также может быть предназначена Израилю.

Проведение подобных красных линий, пересечение которых чревато военным сценарием, предлагали очертить и Далия Кай из «Рэнд корпорейшн» и Деннис Росс, бывший спецпосланник на Ближнем Востоке.

В целом сложилось впечатление, что центр внимания США явно перенесен с Ближнего Востока на Китай. И в том случае, если Иран будет вести себя сравнительно сдержанно, американцы вряд ли будут уделять ему большое внимание. Как заметил генерал Петреус, достаточно оставить в регионе лишь центры мониторинга ситуации.

Так что, на один вопрос, поставленный на сессии, точно был дан ответ: в случае иранской угрозы Израиль явно должен будет решать эту проблему самостоятельно. И, судя по сериям таинственных взрывов в Иране, именно этим он и занимается.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке