Читайте также
В лозунгах звучали слова "жизнь" и "деньги". Политикам отказали в трибуне, что правильно, поскольку нашлось бы немало желающих поймать "тремп" на общественном протесте.
Понятие "политика" в последнее время стало в Израиле почти ругательным, так что неудивительно, что протестующие стараются от него дистанцироваться. Политика - это коалиционные торги, закулисные сговоры, карьерные амбиции, лоббирование интересов крупного бизнеса и истеблишмента. Таковы реалии нашей жизни, и можно понять, почему разоренные бизнесмены и уволенные работники не желают иметь с этой средой ничего общего. С другой стороны, им не приходит в голову изменить эти реалии. Если вспомнить известную формулу о революционной ситуации, то у нас все происходит наоборот: верхи не хотят ничего менять, а низы этого сделать не могут.
"Нетаниягу заботится только о своем кармане", - говорят лидеры протеста, напоминая премьеру, что пора позаботиться о карманах граждан. Иными словами, если экономические требования протестующих будут удовлетворены, то волна народного гнева тут же схлынет. Более высокие пособия, более щедрая программа социальной защиты - и митингующие разойдутся по домам. Никто не задумается, что за эти подарки мы вскоре заплатим ростом налогов и инфляции.
Лидер-популист поступил бы именно так: откупился бы от требований протестующих, а потом постепенно закрутил экономические гайки. Нетаниягу, похоже, на это не пойдет - он слишком уверен в себе и не хочет незапланированных бюджетных расходов. Его упорство, возможно, обострит ситуацию и вызовет новые демонстрации и массовые акции протеста. Вопрос, что будет дальше.
В 2011 году "палаточный протест" вывел на улицу тысячи израильтян и привел к удешевлению ряда продуктов, росту заработной платы и ряду других экономических реформ. Именно тогда зародилась конкуренция в отдельных отраслях, и крупным монополистам пришлось умерить свои аппетиты. Но постепенно все вернулось на круги своя: цены поднялись, монополии восстановили свое влияние. Если бы не "корона", этот застой мог бы тянуться еще долго.
По мере затухания протеста 11 года в Израиле все больше укреплялось мнение, что массовые народные акции бессмысленны и неэффективны. Так ли это?
Верно, что ни одно израильское правительство не было свергнуто "снизу". Сожженные покрышки, разбитые витрины, перекрытые шоссе лишь позволяли "низам" выпускать пар. Даже самые агрессивные движения, вроде "Черных пантер", боровшихся против дискриминации выходцев из стран Африки и Ближнего Востока, добивались только мелких подачек да еще привилегий для своих лидеров.
Подкуп активистов протеста, их кооптирование в истеблишмент - излюбленный и надежный прием властей. Правительство боится показать простым людям, что они могут добиться реальных перемен сами, без руководства профсоюзов и политических партий. Именно поэтому нам внушают, что протест бесполезен, именно поэтому решения проблем, которые приводят к бунту, всегда половинчаты: чтобы успокоить улицу, но не дать ей почувствовать свою силу. "Хотите изменить свою судьбу? Идите на выборы!" - говорят нам политики, прекрасно зная, что на выборах побеждают не здравый смысл и социальная справедливость, а идеология и пропаганда.
Страх проиграть выборы - единственное, что может заставить политический истеблишмент повернуться лицом к народу. Но это случится лишь на короткое время, пока не закончится голосование. Независимо от того, кто победит, кто будет формировать коалицию - интересы населения останутся для этих людей на втором плане. Так устроена наша политическая система, к которой у организаторов нынешнего протеста нет претензий, кроме того, что она мало заботится об их кармане. А это значит, что революционная ситуация не нужна ни верхам, ни низам, и все будет оставаться как есть еще очень долго. Разве что на волне народного движения поднимется какой-нибудь энергичный политик, который на первых порах будет больше учитывать общественные нужды.
Нет, нам не нужны перестрелки и кровь, с которыми обычно ассоциируется революция. Смысл настоящего народного протеста в том, чтобы правительство либо полностью и в кратчайшие сроки выполнило требования населения либо ушло в отставку. Это и есть политика, и если нынешние протестующие от нее отказываются, они ничего не добьются.
Однако надежда все же остается. Митинг в Тель-Авиве собрал людей со всей страны; среди них много молодежи, которая прежде никогда не участвовала в массовых акциях. "Корона" и экономический кризис объединил самые разные прослойки населения. Возможно, протест выдвинет новых лидеров, которые не дадут себя обмануть и купить и добьются того, что социальная справедливость перестанет быть абстрактным лозунгом.