Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

От планктона до Платона (Рош а-Шана)

Называя этот свой новый год "еврейским", человечество, само не ведая того, говорит сущую правду, говорит, что в своей основе человечество - это еврейство!

06.09.2013
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

"Еврейский новый год"

Праздник 1-го тишрея именующийся в еврейском мире "Рош а-Шана", и считающийся праздником общечеловеческим, среди народов известен как "еврейский новый год". Но при этом народы мира даже не подозревают, до какой степени они правы, то есть в какой мере этот общечеловеческий Новый год действительно еврейский!

В принципе еврейскому календарю известно четыре новолетия: новый год растений (15 швата), новый год животных (1 элула), и два "человеческих" - 1 нисана, и 1 тишрея. Как сказано в трактате Рош а-Шана: "первое нисана — новолетие царей и трех праздников, связанных с паломничествами…. Первое тишрея — новолетие для субботнего года и юбилеев…".

Если углубиться в понимание внутренней сути этих новолетий, то можно сказать, что 1 нисана отмечается собственно еврейский новый год, а 1 тишрея - общечеловеческий. Ведь 1 тишрея - это годовщина сотворения праотца всего человечества, в этот год Всевышний выносит судебное решение не только относительно Израиля, но и относительно всех людей, относительно всех народов. Однако называя этот СВОЙ новый год "еврейским", человечество, само не ведая того, говорит сущую правду, говорит, что в своей основе человечество - это еврейство!

По воле Творца, собственно человеческое открылось в узконациональном, и это узконациональное навсегда остается эталонной формой общечеловеческого, которое проявляет себя многообразно. "Я у вас пришелец и поселенец" (23:4) - это самоопределение Авраама, самоопределение возрожденного в Аврааме первого человека, было воспринято значительной частью человечества как важнейшая его характеристика. Не только еврей, но и всякий достойный человек не привязан к почве. Он не имеет в себе самом никакой опоры, на которой мог бы держаться, и только Создатель опора его. Такова парадоксальная природа всех людей, отзывающихся на голос совести.

В лице Аврамаа, в лице Израиля восстановлен образ Первого Человека, и "беспочвенные" ценности, открытые всему миру на Синае, открыты именно как еврейские ценности. Это так даже в тех случаях, когда это не сознается или отрицается.

Итак, в Новый год не только Израиль, но и все человечество предстает перед Создателем, как единое целое. По меньшей мере, это именно то, о чем молит Его в этот день Израиль: "убоятся Тебя все создания и падут ниц пред Тобою все сотворенные, и составят все единый союз (“кулам агуда эхат”), чтобы исполнять волю Твою всем сердцем”.

Израиль тоже представляет из себя одно целое, как сказал Раби Шимон б.Йохай: народ еврейский "подобен единому телу и единой душе... Один из них согрешил - все несут наказание, как сказано: "Вот Ахан, сын Зерахов, нарушил заклятие, а гнев был на весь Израиль и он не был единственным человеком, умершим за свое беззаконие" (Иегошуа Бин-Нун 22.20). Страдает один из них, а чувствуют это все, поэтому сказано: "Израиль - овца, рассеянное стадо" (Иерем 50.17), как если у овцы болит один из членов, все прочие члены чувствуют это, так и Израиль: один страдает, а чувствуют все". (Мехилта де-р.Шимон б.Йохай)

Но как мы видим, та солидарность, которой отмечен Израиль втягивает в себя все народы, охватывает в Новогодние дни все человечество. В конечном счете, в Израиле находят избавление даже те хананейские племена, которые им были истреблены.

Однако человечеством дело не ограничивается. В действительности суд, осуществляемый 1 тишрея, распространяется вообще на все живое. И это неудивительно, ведь союз радуги Всевышний заключил не только с сынами Ноаха, но и с животным миром: "Вот, Я устанавливаю союз мой с вами и с потомством вашим после вас, И со всяким живым существом, что с вами: из птиц, из скота и из всех зверей земных, которые у вас, из всех, вышедших из ковчега, из всех животных земных; И устанавливаю союз Мой с вами, и не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет более потопа на погубление земли" (9:9-16).

Итак, 1-го тишрея - это Новолетие решительно всех живых существ, как и сказано в молитве этого дня: "Ты помнишь содеянных в мире и поминаешь всех созданных издревле. Пред Тобою открыто все сокровенное и множество сокрытого от начала мироздания, ибо нет забвения перед троном славы Твоей и нет сокрытого от глаз Твоих. Ты помнишь все дело миросозерцания, и не одно создание не укроется от Тебя. Все открыто и известно пред Тобою, Господь, Бог наш, Ты провидишь и взглядом проникаешь до конца поколений. Ибо Ты назначаешь пору памяти, чтобы был помянут всякий дух и душа, чтобы вспоминались деяния многие и бесчисленное множество творений. С начала бытия Ты оповестил об этом, издревле это открыл. Это день начала деяний Твоих, память о первом дне”.

Единство с космосом

Но то, что это именно так, то, что 1 тишрея судится весь космос в целом, мы особо ясно можем видеть из того факта, что суд этот осуществляется один раз в году!

Действительно, 1-тишрея, в годовщину сотворения мира, Всевышний судит людей, то есть выносит решение относительно каждого из них на основании того, как они вели себя в течении прошедшего года. Но почему только раз в год?

Уверен, что всякий человек, никогда не слышавший об этой особенности 1-го тишрея, полагает, что Всевышний постоянно корректирует Свои суды по мере совершения нами каких-то неприглядных, или, напротив, достойных поступков. Между тем это не так, в течение года человек живет согласно решению, утвержденному Всевышним в Йом Кипур текущего года. Как говорится в молитве, "Как пастырь, проверяющий стадо свое, проводит овец под посохом своим, так и Ты – проводишь и исчисляешь, определяешь и учитываешь души всего живого, решаешь судьбу всякого создания и подписываешь приговор. В Рош а-Шана приговор записывается, а в День Поста Искупления скрепляется печатью: скольким отойти и скольким быть сотворенными, кому жить и кому умереть, кому на исходе дней и кому безвременно; кому смерть от воды и кому от огня, кому от меча и кому от зверя, кому от голода и кому от жажды, кому от землетрясения и кому от мора".

Человек может раскаяться в любой момент, например на Песах, но приговор уже вынесен, и следующее рассмотрение состоится только через полгода. До этого момента действуют решения, принятые в его начале – 1 тишрея, в Рош а-Шана (и окончательно утвержденные 10-го - в Йом-Кипур).

Но разве не странно, что результат интимного и непредсказуемого обращения к Богу может быть как-то связан с годовым циклом? Какое отношение может иметь пробег земли вокруг солнца к моему раскаянию? Почему подведением итогов моей жизни должны служить не какие-то ее собственные драматические развязки, а сезонные циклы, по которым живет вся природа?

По-видимому, именно потому, что человек един также и с природой. Иными словам, не только Израиль, не только Адам – "овца, рассеянное стадо", но каким-то образом и все мироздание оказывается едино с ним. Принимая условие ежегодного судебного рассмотрения своей жизни, человек соединяется с природой, взваливает ее на свои плечи и ведет на суд вместе с собой. В день суда Всевышний интегрирует все живое от малейшей былинки до великого мудреца, интегрирует все живое от планктона до Платона.

Однако это единство ответственного суда, а не кармы, это единство персонального, а не органического порядка. В этом единении нет того растворения индивидуальности в океане бытия, о котором учат мудрецы востока, а идет прямо обратный процессе - втягивание органического в персональное, поднятие всего живого в ответственное. О том, как возможно мыслить себе это единство, я попытаюсь показать в следующей статье.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке