Читайте также
Шестьсот тысяч
Книга "Бемидбар" начинается словами: "И Господь сказал Моше в пустыне Синайской, в шатре соборном, в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Израиля по семействам их, по отчим домам их, по числу имен, всех мужей поголовно. От двадцати лет и выше, всех, поступающих в войско в Израиле, исчислите их по их ополчениям, ты и Аарон". (1:1-3)
Как известно, результат произведенного тогда исчисления составил приблизительно шестьсот тысяч душ. Пересчитанные в период исхода мужчины сформировали корень еврейского народа, легли в основание некоего мистического древа, о котором Магараль писал: “Полнота Израиля - это число. Так как, когда вышли из Египта, их было шестьсот тысяч душ, и когда согрешили созданием тельца, их было шестьсот тысяч душ, и в недельном чтении “Бемидбар” их было шестьсот тысяч, и в недельном чтении “Пинхас” их так же было шестьсот тысяч. Из этого видно, что форма Израиля и его полнота - шестьсот тысяч. А то, что число это увеличилось впоследствии - это из-за благословения, но число совершенства, присущее Израилю - это шестьсот тысяч. И смысл этого понятен, потому что число шесть - это число полноты, так как распространяться можно лишь в шести направлениях” (Гвурат Ашем 1 и 12).
Между тем примечательно, что при подсчете имело место возрастное ограничение, в счет шли только взрослые люди. Выражение "от двадцати лет и выше" многократно упоминается в нашей главе, со всей определенностью свидетельствуя, что взрослым и ответственным человек считается именно с двадцатилетнего возраста. В принципе общая ответственность ложится на него уже с первых этапов возмужания, с раннего подросткового периода (13 лет), по галахе с этого момента можно даже и жениться. Но завершается этот период возмужания именно в двадцать лет, когда, по словам Талмуда, "Всевышний спрашивает: когда этот человек женится, наконец?"
Несамостоятельность подростка особенно заметна в неустойчивости его психики. Способный совершить любую (неквалифицированную) взрослую работу, в сфере общения он зачастую ведет себя глупее и неадекватнее малого ребенка. Подросток нередко совершает множество ошибок – порой роковых - именно потому, что, перестав быть ребенком (доверительно воспринимающим суждения старших), он еще не стал взрослым, обязанным и способным самостоятельно решать жизненные проблемы.
Взрослого человека отличает от ребенка именно духовная неспособность все подряд принимать на веру. При взрослении человек перепроверяет все, что усвоил в детстве, либо подтверждая, либо отвергая полученное. Он как бы рождается заново, и все заново рождается в нем. Академик А.В.Ахутин в статье "Познание и экзистенция" в следующих словах описывает этот процесс становления собой: "Возможность отвечать за себя начинается с ответа на фундаментальный вопрос "быть или не быть?"… Появляясь в мире, в определенном месте, в определенный момент, в такую-то эпоху, в такой-то стране, при таких-то обстоятельствах, в такой-то семье и т.д., человек как бы рождается второй раз, пройдя через искус этого вопроса и впервые став собою, т.е. виновником собственного бытия в мире. Он приходит в себя, приходит в сознание, пробуждается, когда открывает зияние этого фундаментального вопроса в средоточии своего бытия. Все бывшее, вся плоть его существования – космическая, национальная, традиционная, социальная, физиологическая - все это теперь должно быть вновь порождено из возможного небытия человеком и как бы авторизовано им... Суть преобразования в том, что теперь уже не я зачат, выношен, рожден, воспитан, обучен и образован этим миром, а, наоборот, мир зачинается, рождается и содержится мной".
Психологические силы для осуществления своего второго рождения, совпадающего с порождением окружающего мира, согласно Торе, даются человеку именно в двадцатилетнем возрасте.
Земную жизнь пройдя до середины
Между тем любопытно, что в тот счет коренных душ не входили не только малолетки и женщины, в тот счет не входили также и не "поступающие в войско", то есть пожилые мужчины, а точнее, мужчины старше шестидесяти лет.
Вопрос женских душ – это вопрос отдельный. Но в целом он понятен. Счет велся семьями, "фамилиями", пересчитывались поэтому именно главы семей, и так же те, кто в тот момент могли главами семей стать. Составляя с мужем одну душу, женщина носит его фамилию, то есть исчисляется вместе с ним. Но почему из переписи были исключены пожилые главы семей? Почему те, кому за шестьдесят не моги лечь в основу еврейского народа? Казалось бы, это вполне вменяемые полноценные люди, более того, люди умудренные жизнью. Что же касается Моше и Аарона, которым в тот момент было за восемьдесят, так они сверх того были еще и пророками!
Можно было бы подумать, что смысл этого ограничения заключается в выходе из репродуктивного периода - сухие корни не в счет. Но это положение актуально для женщин, а не для мужчин. Старик с гораздо большей вероятностью может стать отцом, нежели старуха – матерью, а исчислялись именно мужчины.
Невольно создается впечатление, что дело здесь не в физиологии, а в возрастных свойствах души.
Процесс становления собой, процесс второго рождения начинается и действительно особо бурно идет в двадцать лет. Но на этом рубеже развитие человека, конечно, не останавливается. Второе рождение продолжается у "всех мужей поголовно, от двадцати лет и выше". Того же, кто от поиска отказывается, того кто поглощается текучкой, через двадцать лет подстерегает кризис среднего возраста, когда вопрос "быть или не быть?" так или иначе наваливается на него с новой силой. Очень часто от сорока до пятидесяти люди вновь бросаются в поиски смысла жизни. Между тем кризис старческого возраста, как таковой, не описан. Вопрос: "зачем я живу на свете?", казалось бы, должен волновать старика острее, чем молодого человека. Ну в самом деле, зачем он живет, когда вся его активная жизнь позади? И тем не менее, вопрос о смысле – последний, который перед стариком возникает ("Светло и грустно – век почти что прожит").
Но в действительности это понятно. Пока реализация впереди, необходимо выверять все множество истин и мнений, выявлять все свои возможности, начиная с самых базисных. Когда же потенциал в основном реализован, то текущая жизнь довольствуется смыслом, достигнутым в собственно творческий период. Вопрос о смысле перемещается в сферу принятия или отвержения прожитого. Пожилой человек либо достигает мира с собой, достигает цельности, или цепенеет от отчаяния. Смысл жизни стареющего человека сжимается до занятия достойной позиции по отношению к уже прожитой жизни.
Таким образом, мы вправе заключить, что в основу Израиля легли те души, которые в момент исхода, то есть в момент рождения народа Израиля, являлись открытыми и творческими.