Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Доколе учитель будет мучить наших детей

По мнению маститого ученого, нет более ужасного места, где бы ученик так страдал и мучился, чем школа. Школа ломает характеры, ограничивает свободу, провоцирует израненные души на суицид.

09.05.2013
Источник:mnenia.zahav.ru
ShutterStock

Читайте также

«Из учительского мира изгнано первобытное удивление, которое рождает мысль, стих, откровение, т.е. - культуру". (Академик Ахутин)

Последние годы стало модным нападать на школьное образование и изгаляться над учителями. Заявили о себе специалисты разного профиля: программисты, физики, математики - которые не имели опыта преподавания, но создали новые образовательные программы. Рассчитаны были они на всех без исключения и напоили знаниями миллионы страждущих душ. Головокружение от учительских успехов и кажущаяся простота и оригинальность методик привели их к мысли: обучать очень просто и только учителя являются препятствием современному образованию.

Слава богу, если кому-то помогли виртуальные программы. Но мне, как учителю, хотелось бы посмотреть на реальном уроке на автора программ, способного обучать в виртуале тысячи детей - хотелось бы увидеть, как этот феномен обучит одну маленькую душу. Коли опыт его будет удачен, тогда пожалуйста. В противном случае тех, которые не справились с элементарным заданием, которые никогда не сталкивались с живым ребенком, не ломали лед недоверия, не добивались маленьких побед и не терпели сотни поражений - таким «учителям» доверять преподавание нельзя..

«Из ваших слов следует, что учителя - это аналог тюремных надзирателей. Называть учителей «вертухаями» - это не слишком?» (Питер Грей)

С другой стороны, уже совсем по другому поводу предъявили претензии школьному учителю психологи. С издевательскими нападками на школу выступил американский психолог, профессор Бостонского колледжа. Питер Грей в марте 2013 года издал книгу «Свобода обучения». Ученый, основываясь на психологических наблюдениях над бедными детьми, замученными безжалостной школой, резкими мазками набросал ужасную картину школьной жизни.

По мнению маститого ученого, нет более ужасного места, где бы ученик так страдал и мучился, чем школа. Мало того, что школа ломает характеры, ограничивает свободу, она еще провоцирует израненные души на суицид. Ее нельзя даже сравнить с тюрьмой, где держат преступников: «Заключенные проводят гораздо меньше времени за точным исполнением того, что им приказано. Помимо этого, тюрьма служит карой, а к школе «приговаривается» каждый ребенок…»

И конечно, виновниками сей бесконечной пытки являются садисты-учителя, внешне вполне приличные люди, которым правительство дало возможность издеваться над маленькими жертвами. Они в принципе ничему не учат, потому что у них другая задача. Они не более, чем надсмотрщики, которые «… с вполне благими намерениями прикладывает руку к лишению наших детей свободы».

Спорить с ученым, собравшим разоблачительный материал против преступных учителей, нет возможности. Порадуемся лишь новой концепции обучения, универсальной, которая, по словам Питера Грея, может служить образцом. Некто, Даниэль Гринберг, молодой преподаватель физики, создал учебное заведение, в котором решение принимают ученики, а не опостылевшие учителя. Из этой школы изгнаны оценки, тесты, строгие правила. Зато властвует свободная стихия случая: «Они могут, например, играть на гитаре, лазить по деревьям, ловить рыбу, играть в баскетбол, а заодно изучать математику, физику или географию. Выбор остается за ними».

Вы видите, как просто из школы-тюрьмы попасть в школу-мечту, нужны лишь из мира жесткой необходимости шагнуть в мир свободного выбора. Я желаю мудрому профессору провести хотя бы один такой урок. В то время, как он вместе с учениками будет взбираться на высокое дерево, заодно объяснять им законы свободного падения тел.

"Учитель знает больше ребенка, но умея успешно выводить ребенка из его мира, он вводит его вовсе не в мир культуры, а в свой собственный, посредственный мир…»(академик Ахутин)

Если профессора Грея не устраивал психологический дискомфорт ученика и подавление учителем воли подопечного, то академик Ахутин А. В. обрушился на саму философию преподавания. С точки зрения ученого мужа, учительский мирок столь примитивен, ограничен, лишен высоких целей и далек от мира ребенка, что ему в принципе нельзя доверить миссию преподавания.

Высказывания Ахутина об убогом учителе, живущем в своем посредственном мире, меня не просто задело - было такое чувство, будто бросили добрую щепотку соли на незаживающую рану. Хотя объективности ради следует признать: прав академик Ахутин на все 100%. Ну не гений учитель, не философ и даже не государственный муж. Не директор банка и не хитроумный хакер. Иначе, зачем ему подаваться в учителя.

Далее, следуя логике его мысли, нужно было добавить: учитель вводит за руку ребенка в свой посредственный мирок - но и ученик невольно втягивает учителя в наивный детский космос.

Обычный школьный учитель, имеющий диплом и официальное право вбивать школьные премудрости в сопротивляющиеся науке головы, оказывается между молотом и наковальней. По мысли академика, не дотянув до высокого звания профессионала в какой-нибудь узкой области знаний, не имея права самому творить историю и принимать решения в политике, наш бедолага зависает в ситуации промежуточного передаточного механизма. То есть, выполняет функцию наковальни, по которой с удовольствием молотит юркий молот.

Но даже и эта жалкая позиция вызывает бесконечную критику. Меня всегда поражала та безапелляционная жесткость критиков, которые требуют от учителя невозможного.

«Он ведь только передатчик, пре-подаватель, посредник, середина».

Недавно пришлось мне побывать на лекции в Открытом университете. Молодой и симпатичный директор школы, поработавший пару лет учителем в государственной школе, внезапно прозрел и понял - сегодняшняя система воспитания не учит, а калечит детей. Потому, отвергнув старую методику, он нашел себя в новой для Израиля методике воспитания Марии Монтессори.

Собственно говоря, методика Монтессори не так уж и нова - ей уже более ста лет, но у нас она сходит за новшество. Так вот, молодой директор передовой школы перед группой традиционных учителей начал с того, что подверг резкой критике устаревшие приемы и программы обычной школы. Затем, естественно, перешел к критике учителей.

Парадоксальным образом претензии прогрессивного директора требовали от обычного учителя противоположных и несовместимых качеств.

С одной стороны, он упрекал их в ограниченности, консерватизме, неумении контактировать с детьми, желании подавлять и властвовать. Чему может научить учитель-ретроград, учитель-диктатор, учитель, навязывающий свою волю и свое понимание жизни?

Но с другой стороны признавал, что до сих пор школы Монтессори так исмогли решить проблему учителя - универсальных учителей ни найти ни воспитать невозможно. Таковыми нужно родиться.

«Из "нормального" учительского мира изгнаны глупые детские вопросы, шальные выдумки детского воображения, а вместе с ними и вся загадочная реальность…»

Бессмысленно спорить и убеждать критиков. Но хотелось бы заметить: также как фантастична мечта о вечном двигателе, так и недостижима идея о единой образовательной модели, универсальной методике, способной вовлечь в учебный процесс, удержать и обучить всех детей разом.

Также утопична и идея прогрессивной педагогики, созданной новаторами от педагогики: убрать посредника, узколобого учителя, и обратиться непосредственно к самому ребенка. Эта попытка, возможно, увенчалась бы успехом, если бы речь шла об идеальном ученике, нацеленном на идеальное образование. Жаль, но столкнувшись с реальным учеником, «новая педагогика» рассасывается как мираж и рассыпается в прах. Остается уповать на бесстрашного традиционного учителя, которому бежать просто некуда.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке