Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

В рамках правового поля ("Бехукотай")

На протяжении веков еврейский народ воспринимал рассеяние как величайшую свою беду и учил из Талмуда, что проживание в Эрец Исраэль равносильно выполнению всей Торы.

03.05.2013
ShutterStock

Читайте также

Призрачное существование

В недельной главе "Бехукотай" говорится о том, что ждет Израиль, если он будет верен завету с Богом, и что – если его нарушит. При этом среди ожидающих еврейский народ бедствий называются такие, которые отражают внутренний психический статус изгнанников. Состояние пугливой потерянности и неадекватности предрекается Торой, как состояние, присущее евреям на чужбине: "Я вселю в сердце их робость в странах врагов их, и погонит их шелест колеблющегося листа, и побегут, как в бегстве от меча, и падут, хотя никто не преследует. И споткнутся друг о друга, как от меча, хотя не преследует никто; и не будет у вас силы противостоять врагам вашим. И погибнете среди народов, и пожрет вас земля врагов ваших. А оставшиеся из вас исчахнут за вину свою в землях врагов ваших" (26:14-34).

Существование еврея в странах рассеяния, даже когда его не преследуют - томительно и призрачно. Он не на месте, он дезориентирован, а его упрямая отчаянная религиозность – лишь духовное упражнение, направленное на то, чтобы не забыть "уставы и законы, которые вам надлежит бережно исполнять в земле, которую дал Господь, Бог отцов твоих, тебе для владения ею" (Двар 12:1). Исполнение этих законов вне Земли носит условный характер.

На протяжении веков еврейский народ сохранялся благодаря надежде на возвращение, его трезвое и здоровое начало обеспечивалось верой в слова пророков: "Вот, Я соберу их изо всех стран, куда Я забросил их во гневе Моем и в ярости Моей и в великом негодовании; и возвращу Я их на это место, и дам им жить в безопасности. И будут они Мне народом, и буду Я им Богом" (Иерем 32:37).

Однако все то время, пока народ оставался в изгнании, по большому счету он оставался народом - призраком. Аморай рабби Симлай, поднявшийся в Эрец Исраэль из Вавилона, выразил это в следующих словах, вложенных в уста Всевышнего: "Когда вы в стране Кнаан, Я Бог вам. Когда же вы не в стране Кнаан, Я как бы не Бог вам… Когда они на ней (на этой земле), они словно укоренились предо Мною поистине. Когда же они не на ней, их как бы нет предо Мною".

На протяжении веков еврейский народ воспринимал рассеяние как величайшую свою беду и учил из Талмуда, что проживание в Эрец Исраэль равносильно выполнению всей Торы, что в эту землю следует возвращаться при первой возможности. И тем не менее даже сегодня, после возрождения государства Израиль, сотни тысяч евреев предпочитают учить Тору за тысячи километров от Святой Земли, а множество израильских харейдим даже угрожают к ним присоединиться, если их посмеют призвать в ряды ЦАХАЛа!

Это умопомрачение - один из явных признаков той фантомности галутного существования, о которой говорится в нашей главе, а равно и один из общепризнанных источников наших дальнейших национальных бедствий.

Так в трактате Йома (9 б) Реш Лакиш поносил мудрецов Вавилона за то, что те ни во времена Эзры, ни позже не вернулись в Эрец Исраэль. По его мнению, именно это явилось причиной следующего изгнания. В книге рабби Иегуды Галеви "Кузари" звучат те же обвинения: "Сказал Кузари: Если так, то ты проявляешь недостаточную любовь к собственному учению, ты не сделал эту страну предметом своего стремления, местом дома и жизни своей… Сказал рабби: Мне стыдно, хазарский царь! Это – грех, из-за которого Бог до сих пор не исполнил обещанного по отношению ко Второму Храму: "Пой и веселись, дочь Сиона" (Зхарья, 2:14). Божественное действие вернуло бы нам все, как было прежде, если бы весь народ решил добровольно возвратиться. Однако возвратились немногие; большинство, в том числе и великие, остались в Вавилоне, в изгнании и в рабстве, боясь расстаться со своими домами и со своими делами" (2:24).

Право на возвращение

Итак, евреи, безусловно, виновны и в том, что лишились своей родины и в том, что не торопятся в нее возвращаться. Однако это вовсе не значит, что остальные народы должны евреям в этом потакать, что гои должны поддерживать призрачное существование иудеев, разрешая им учить Тору в странах рассеяния, но не позволяя им при этом селиться в Иудее и Самарии.

Евреи имеют безусловное право жить на этих землях. Обычно в защиту этого права приводится тот аргумент, что захватив "Западный берег", Израиль овладел оккупированной (Иорданией) территорией, а не территорией суверенного (палестинского) государства, о создании которого никто до 1967 года и не помышлял. Тем самым Израиль получил право эту территорию контролировать. Реже вспоминают, что никто не отменил решение Лиги Наций, позволяющей евреям свободно селиться на территории Палестины, некогда принадлежавшей Оттоманской империи.

Все это верно. Между тем важно подчеркнуть, что даже если бы Лига Наций в свое время не провозгласила этого права, еврейский народ все равно бы его имел, все равно бы должен был его отстаивать. Обычно в этой связи говорят о "мандате Торы", который пытаются поставить выше международного права и с этим правом столкнуть. Но это совершенно излишне. Это вопросы, которые можно решить, не покидая правового поля.

Евреи именно вправе жить в Иудее и Самарии. То есть вправе не на основании "мандата Торы", который тем самым должны признать все (в то время как до этого дело еще не дошло), а на основании исключительно одной еврейской веры в этот мандат.

Как приверженцы "Общества плоской земли", основываясь на некоторых словах Св.Писания, имеют полное право верить в то, что земля представляет собой диск и издавать свой информационный бюллетень, так же евреи (на основании своего понимания слов Торы) имеют полное право селиться в Шхеме и в Хевроне.

Еще в 1786 году Джефферсон провозгласил принцип религиозной свободы, согласно которому никто не должен ни у кого получать справку, разрешающую ему тем или иным образом верить. Проживание в Эрец Исраэль - это базисное положение иудаизма. Такова специфика этой религии, с которой международное право обязано считаться. Любой еврей имеет неотчуждаемое естественное право селиться в Эрец Исраэль, какое бы политическое и государственное управление не распространялось на тот или иной ее регион. Иными словами, евреи имеют право селиться не только на "территориях", освобожденных ЦАХАЛом в ходе Шестидневной войны, но и на тех территориях Иордании, Сирии, и Ливана, где нога израильского солдата никогда не ступала, но которые определяются Торой как Эрец Исраэль.

Я не говорю о праве евреев (какое бы меньшинство они в этих странах ни составляли) устанавливать еврейскую диктатуру и изгонять прочих граждан, даже если бы еврейская религия этого вдруг потребовала. Такого права у иудеев нет, как его нет у исламского джихада. Но я настаиваю, что оставаясь в рамках правового поля, евреи должны иметь возможность получать гражданство тех стран, которые располагаются на территории Эрец Исраэль и, разумеется, демократически влиять на их дальнейшее развитие.

В предыдущую статью "Синайское откровение и Золотое сечение" вкралась досадная описка. В конце предложения: "Еврейский год (353-354 дня) во столько раз больше периода времени от Симхат Торы до Шавуота (219-220 дней), во сколько период времени от Симхат Торы до Шавуота больше времени от Шавуота до Симхат Торы (174)" , вместо "174" следует читать "134".

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке