Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

Памятное чудо ("Шират-аям")

Что вообще может связывать эти три столь разных явления – небывалый физический феномен, экономику и брачные отношения?

29.03.2013
ShutterStock

Читайте также

Странное уравнение

Если первый день Пасхальной недели является годовщиной исхода евреев из Египта, то последний - годовщиной прохождения по дну Ям-Суф. Событие это даже на фоне совершенных незадолго до того десяти чудесных казней выглядит в высшей мере сверхъестественным.

Увидев, что произошло на его глазах, Моше воспел: "От гневного дыхания Твоего взгромоздились воды, стали, как стог, струи, смерзлись пучины в сердце моря. Сказал враг: "погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя". Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в воды могучие. Кто, как Ты, между Богами, Господи? Кто, как Ты, славен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?" (Шмот 15:8-11)

Между темв традиции с этим уникальным чудом – причем именно по степени трудности его осуществления – принято сравнивать два чрезвычайно распространенных явления, а именно пропитание мира и соединение суженных.

Так в трактате Псахим (118а) говорится: "Сказал рабби Элиазар: трудно обеспечить пропитание человеку, как раздвинуть воды Ям-Суф. И как сказано: "Он дает хлеб каждой плоти, ибо во веки милость Его" (Тегил 136.25), а рядом с ним пасук "Рассекшего Ям-Суф на части, ибо во веки милость Его" (136.13). Пропитание больше избавления".

В трактате "Сота" (1) мы читаем: "Сказал Раба бар бар Хана, сказал р.Иоханан: так же трудно соединить суженых, как рассечь воды Ям-Суф... Как сказано в песне о выходе из Египта: "Господь селит одиноких в доме, выводит узников" (Тегил 68.7) Т.е. сказано: "выводит одиноких", чтобы сделать их "домом". Поэтому сказано, что соединение брачных пар подобно исходу из египетского рабства ("выводит узников")".

Что значит это сопоставление? Сопряженность пасуков, конечно, аргумент сильный, но все же как можно столь обыденные природные явления, как пропитание и продолжение рода уподоблять абсолютно невероятному уникальному событию? Что вообще может связывать эти три столь разных явления – небывалый физический феномен, экономику и брачные отношения? Начнем с сопоставления двух природных сторон этого уравнения, а именно – сопоставления экономики и брака.

В чуде пропитания явственно преобладает естественный порядок, в чуде любви – сверхъестественный. В самом деле, экономика, уходящая корнями своей логики в пропитание природного мира ("пищевая цепочка"), при которой исчезновение одного неприметного вида каких-нибудь насекомых ведет к экологической катастрофе, представляется от начала и до конца рациональной. Точно так же все увязано и в рыночной экономике. В пропитании – при всей его сложности – видится единый вполне рациональный порядок, за которым легко усматривается некий единый взгляд, некий мудрый промысел. Но совсем иную сложность мы встречаем в любви, как сказано: "Три (вещи) сокрыты для меня, а четырех не знаю. Путь орла на небе, путь змея на скале, путь корабля среди моря и путь мужчины у отроковицы" (Мишлей 30:18-19)

Когда молодой человек сближается с девушкой, все к этому относятся с предельным сочувствием, все ощущают, что происходит что-то очень важное и загадочное, чему нельзя и не достойно мешать. В арсенале дарованных нам свыше переживаний, пожалуй, нет ничего более волнующего, чем переживание этого сближения. Между тем то волнение, которое испытывают влюбленные и наблюдающие за развитием их отношений близкие (не говоря уже о читателях и кинозрителях) в значительной мере обусловлено "сюжетным напряжением", а именно ежесекундной угрозой разрыва.

В самом деле, в соединении суженых все иррационально. Вроде бы исходно ясная задача, сама же выставляет на пути своего решения множество препон, не мыслит себя вне атмосферы кризиса, не продвигается вперед вне возможности срыва.

Человек, заказавший себе обед, уверен, что его съест. Во всяком случае, он не ждет никакого подвоха со стороны самой процедуры питания, он знает, что в процессе обеда не содержится никаких подводных течений, способных все приостановить, или вовсе прекратить. Без какой-то внешней причины человек не встанет из-за стола не насытившись. Но влюбленные никогда не знают, чем закончится их свидание, а, казалось бы, сговорившиеся пары неожиданно расстаются. О распадении уже состоявшихся браков и вовсе излишне напоминать. Если нет спроса на одну специальность, человек осваивает другую, и в условиях мирного времени в принципе никогда не остается голодным, но в отношениях встречи жениха и невесты гарантий не бывает.

Второй момент – эксклюзивность. Если ворона не склюет этого червяка, то она склюет того кузнечика, как если человек не съест эту пиццу, то съест тот гамбургер, причем цепочка питания от этой перемены в целом никак не пострадает. Но в соединении суженых в первую очередь переживается уникальность ситуации, уникальность партнера: если не именно этот – то весь мир теряет свою привлекательность.

Итак, в пропитании преобладает естественный рациональный порядок, в браке – уникальное, и потому иррациональное начало. За сложностью пропитания стоит сложность системы, за сложностью соединения суженных – уникальность и неповторимость встречи двух человеческих "Я".

Знаки обручения

Но чтоэто может дать для решениянашего уравнения? Каким образомнемыслимое однажды случившееся физическое явление стояния вод может сочетать в себе особенности двух не просто мыслимых, но и постоянно и повсюду наблюдаемых явлений - пропитания и вступления в брачные отношения?

Но может быть, тогда решение уравнения следует искать как раз в самом этом сочетании? Может быть, все дело в том, что разделение вод Ям-Суф само совместило в себе обе чудесности, ведь как-никак, уникальность этого события сочеталось в нем с особой сложностью управления системой?

В самом деле. Насчет физической стороны чуда стояния вод двух мнений не существует: все, кто в это событие верят, согласны с тем, что (в рамках существующих законов) оно чрезвычайно сложно, т.е. представляет собой флуктуацию, вероятность которой чрезвычайно низка. Но по-настоящему его сложность становится до конца понятной именно в контексте сложности совсем иного рода, а именно сложности… признания в любви.

Когда приходит минута объяснения, или просто предложения вступить в брак, жених подгадывает для него особый момент, выбирает особые слова, задумывает особые сюрпризы и подарки. Более того, даже когда мужчина уверен в положительном ответе, он хочет удивить свою избранницу чем-то необычным.

Исход из Египта с полным правом может считаться минутой обручения Всевышнего с Израилем, и это в какой-то мере может объяснить нашему человеческому уму, почему Создатель отметил это уникальное событие в высшей степени сложным и даже немыслимым чудом - рассечением вод Ям-Суф: "Воды стали, как стог струй, смерзлись пучины в сердце моря"… Прохождение между водных стен, в какой-то мере напоминающих кольцо, в полной мере соответствовало сложности уникального сочетания Бога с Израилем, служило достойным знамением их обручения.

Таким образом, сложность "соединения суженных" совместилась в одном событии со сложностью управления гидродинамическими процессами, скрывающимися за явлением стояния вод и входящими в инфраструктуру обеспечивающую "пищевую цепочку", а тем самым "пропитание" мира.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке