Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

Постисторический человек ("Ваигаш")

Придет день, когда человечество заглянет в еврейский календарь и увидит, что в нем нет даты 17 сентября 2240 года, и до этого момента что-то произойдет…

20.12.2012
ShutterStock

Читайте также

Шесть тысячелетий

В недельной главе "Ваигаш" сказано: "И сказал Йосеф братьям своим: подойдите ко мне. И они подошли. И он сказал: я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь, и да не покажется вам досадным, что вы продали меня сюда; потому что для сохранения жизни послал меня Бог пред вами. Ибо два года уже голод в стране, и еще пять лет будут без пахоты и жатвы. И послал меня Бог пред вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь до великого спасенья. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог. И он поставил меня отцом Паро и господином во всем доме его, и владыкою во всей земле Египетской" (45:4-8).

Итак, миссию Йосефа отличало не только истолкование сна, но и воплощение в жизнь связанного с этим истолкованием Божественного плана. Знание, сообщенное Йосефу Всевышним, послужило реализации этого плана.

Всевышний открывает пророкам свои замыслы: "И Господь сказал: утаю ли Я от Авраама, что Я сделаю? А Авраам ведь должен стать народом великим и могучим, и им благословятся все народы земли" (Берешит 18:17), "Господь Бог не делает ничего, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Амос 3:7).

Зачем Всевышний делает это, зачем делится с кем-то своими намерениями? С одной стороны, чтобы поддержать человека, чтобы предупредить смятение и отчаяние, а с другой, чтобы встретить человеческое содействие Своим планам.

Как бы то ни было, Всевышний еще тысячелетия назад открыл своему народу, что история имеет свой предел. Более того, Талмуд сохранил восходящее к пророку Элиягу предание, говорящее именно о шеститысячелетней истории. Так, в трактате (Авода зара 9а) сказано: "Учили в доме учения (пророка) Элиягу: шесть тысяч лет существует мир. Две тысячи лет – хаос, две тысячи лет – Тора, две тысячи лет – время Машиаха".

Несведущие люди обыкновенно считают, что иудаизм наивно датирует шестью тысячами лет что-то такое, что в научной картине мира соответствует большому взрыву, но это не совсем так. Говоря о шести тысячах лет, иудаизм говорит прежде всего о человеческой истории.

Иудаизм не рекомендует задаваться вопросом, что было до "сотворения мира", однако вовсе не отрицает, что и тогда что-то действительно происходило. Об этом со всей определенностью говорят два положения: во-первых учение, согласно которому "мир был создан старым" (т.е. с уже сколь угодно большим – хоть 14 миллиардолетним – прошлым), а во вторых, вера в то, что днем сотворения мира является не первый, а шестой день творения.

Иногда о существовании мира в "предсотворенный" период говорится вполне открыто, как, например, в Ваикра раба (4,4): "Ты унес их как поток, они – словно сон" (Тегил 90:5) - это 974 поколения, которые были до сотворения мира и снесены мгновенно, ибо были дурны".

Иными словами, в рамках иудаизма можно признавать, что историческому человеку предшествовал доисторический человек, а по истечении шести тысяч лет придет пора человека пост-исторического. Причем в наше время этой вере находится и внешнее подтверждение. В самом деле, помимо общих предчувствий, распаляемых ньюэйджерами, готовящимися к завтрашнему (21 декабря 2012 года) "концу света", имеются и более рациональные признаки грядущей трансформации человечества. 

Титр истории

От того, что "конец света", по учению майи, завтра так и не наступит, вовсе не значит, что он не наступит в относительно исторически близкий срок по учению Торы. Причем пророческое видение этого "конца", а точнее, этой трансформации, достаточно точно совпадает с рациональными прогнозами, а именно с тем, что в последнее время принято именовать "технологической сингулярностью". Общее предчувствие, если не конца, то какого-то перехода в иное состояние, знаменующего конец истории, имеет свою рациональную основу.

 Ускорение темпов прогресса было отмечено достаточно давно. Как говорят, первым на него обратил внимание еще Энгельс. Между тем с развитием электронно-вычислительной техники об этом явлении стали говорить как о некоем самостоятельном факторе, трансформирующем ход истории. "В течение ближайших тридцати лет у нас появится техническая возможность создать сверхчеловеческий интеллект. Вскоре после этого человеческая эпоха будет завершена", - заявил в 1993 году Вернор Виндж, с легкой руки которого был введен термин "сингулярность", означающий точку некоего предела, в которой спутываются и сбиваются все определения.

 "Что-то такое удивительное, такое невероятное, что-то абсолютно беспрецедентное в истории должно случиться - Сингулярность. Три Сингулярные технологии, такие как нанотехнология, сверхчеловеческий искусственный интеллект (СИИ) и молекулярная биотехнология, превратят наш мир в рай, если только мы сумеем избежать беспрецедентных опасностей, таящихся в самих же этих технологиях, а именно - биоинженерные супервирусы, вооружения в виде самореплицирующихся нанороботов, недружественные сверхразумные машины и наибольшая опасность из всех - склонность к неограниченному бездумному самоудовлетворению, зацикливанию на кайфомании", - пишет Майкл Диринг в книге "Рассвет сингулярности".

Но с какой стати связывать технологический взрыв с "концом света"? Ведь в природе как будто бы ничего не предвещает радикальных перемен: земля продолжит вращение вокруг солнца, галактики продолжают разлетаться? 1 тишрея 6001-го года просто не может не наступить!

Однако имеется один "параметр вселенной", который все же меняется: и это ускорение темпов наращивания степеней свободы того, что можно назвать живой материей, а в конечном счете и ее наивысшего представителя - человека.

В романе Ури Шахара "Мессианский квадрат" предлагается расчет "конца истории", убедительно вписывающийся именно в природную круговерть. Искатель этой эсхатологической точки Андрей Безродин показывает, что нарастание темпов биологической эволюции, приводящей к прогрессивному наращиванию степеней свободы живой материи, и сменившего ее (эволюцию) технического прогресса, подводят к некоему явственному пределу, не считающемуся с тем, что вращение земли продолжится.

В книге приводятся следующие  узловые точки и сроки, позволяющие "на глаз" выявить логарифмическую закономерность эволюционной прогрессии: после того как зарождаются первые аэробные микроорганизмы, то есть закладывается основа обменных процессов всех ныне обитающих живых существ, проходит приблизительно 2,5 миллиарда лет, и появляются первые теплокровные животные -- цинодонты, предки млекопитающих и птиц. После того проходит 250 миллионов лет - и возникают человекообразные обезьяны, через 25 миллионов лет после этого появляется Homo habilis -- человек умелый, то есть первое существо, изготовлявшее и использовавшее каменные орудия, а через 2.5 миллионов лет после него возникает, наконец, Homo sapiens.

Подобную логарифмическую зависимость Безродин обнаруживает и у технического прогресса. Так обретя речь, научившись использовать огонь и изготовлять примитивные каменные орудия, человек на протяжении миллиона лет не совершал никаких дальнейших прорывов. Он явно ощущал себя самой выдающейся частью животного мира, но все же животного, а не человеческого. Более миллиона лет человек упивался своим превосходством над остальными живыми существами, своей способностью отпугивать хищников огнем, отбиваться от них камнями и копьями, загонять целые стада в ловушки. Его интеллект вполне довольствовался этими скромными задачами, и другие перед ним не возникали.

Но в последующие сто тысяч лет появляются первые признаки того, что можно назвать культом, или культурой, то есть появляются изображения, захоронения, человек научается добывать огонь. В последующие десять тысяч лет был совершен главный цивилизационный прорыв: началось земледелие, приручение животных, мореплавание, гончарное дело, позднее были изобретены календари и письменность. Этот период начался примерно одиннадцать тысяч лет назад. Именно тогда был построен и первый в истории город - Йерихон. Но самое интересное - это, конечно же, третья, вторая и первая степени прогресса, то есть последнее тысячелетие, последнее столетие и последнее десятилетие, которые где-то совсем рядом, и которые герои романа как раз и пытаются уловить. По расчетам Безродина, эта точка затаилась где-то между 2030 и 2400 годом. Как мы видим, этот расчет хорошо согласуется со свидетельством еврейских пророков: "Учили в доме учения (пророка) Элиягу: шесть тысяч лет просуществует мир".

Сегодня человечество смотрит в календарь индейцев племени майя, который обрывается 21 декабря 2012 года, но ничего не случится. Между тем придет день, когда оно заглянет в еврейский календарь и увидит, что в нем нет даты 1 тишрея 6001 года (17 сентября 2240 года), и до этого момента что-то произойдет…

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке