Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

Терпеливое пророчество ("Ки таво")

"И увидят все народы земли, что имя Господне наречено на тебе, и убоятся тебя". (Дварим 28:7-10). В какой мере сбылось это пророчество? Все ли народы убоялись?

07.09.2012
Zahav.ru mnenia.zahav.ru

Читайте также

"Все народы"

В недельной главе "Ки Таво" приводятся следующие слова Моше: "И увидят все народы земли, что имя Господне наречено на тебе, и убоятся тебя". (Дварим 28:7-10). В какой мере сбылось это пророчество? Все ли народы увидели Единого Бога, причем в Его уникальной связи с еврейским народом? Все ли народы убоялись?

Уже по одному непропорционально повышенному интересу к Израилю со стороны международных СМИ можно с полной уверенностью сказать, что "видят" Израиль действительно все народы земли. Но все ли связывают свое любопытство с Творцом мира? И тем более, все ли уж так боятся евреев?

Если евреев не боятся ради их Бога (что проявляется, по меньшей мере, в уважении), то их боятся самым обыкновенным шкурным образом, т.е. твердят, что евреи контролируют экономику, контролируют прессу, контролируют политиков. Итак, если человек не испытывает по отношению к Израилю адекватного страха, то он испытывает страх патологический, страх компенсационный, если угодно, страх иррациональный, о котором в той же главе Тора пророчествует в следующих словах: "И станешь ужасом, притчею и посмешищем среди всех народов, к которым отведет тебя Господь". (28:37)

Тот, кто верит словам "Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну", тот, кто благочестиво принимает волю Создателя, тот относится к Израилю с почтением. Но тот, кто не допускает, что Бог может быть столь "мелочным", чтобы навеки избрать Себе отдельный народ, тот кто не верит в такое избрание, неизбежно начинает подозревать евреев в патологическом национальном эгоизме, угрожающем благополучию всего мира.

Между тем не существует всеобщей любви без любви избирательной. Не полюбив своего родного брата, трудно увидеть братьев в людях посторонних, трудно полюбить остальных людей. Совсем не случайно обособленный выделенный из человеческой семьи Израиль выявил ее именно как семью; не случайно именно "живущий отдельно" народ принес в мир понятие единого человечества. В самом деле, выражение "все народы" мы встречаем в ТАНАХе повсюду:

"И сказал Господь Авраму:.. Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением. И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся тобой все племена земные". (12:3) "Хвалите Господавсе народы, славьте его все племена". (Тегил 117). "И будет, впоследствии дней утвердится гора дома Господня как вершина (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы". (Йешайя 2:2). "Приходит (время) собрать все народы и языки, и придут они, и увидят славу Мою".(Йешайя 66:19).

Акцентируя внимание на том, что Тора отделила евреев от всех прочих народов, многие не замечают, что одновременно она все эти народы объединила. И это при том, что никто из древних народов вообще не задумывался о единстве человечества! Напротив, всем древним людям было свойственно возводить себя и себе подобных к самым разным корням. Примитивным народам до самых последних времен казалось естественным верить, что одни из них происходят от медведей, другие от волков, третьи от оленей и т.д.. У более развитых народов возникают более сложные идеи, но все же не по части единства. До сего дня в Индии признается кастовое деление, различающее людей самым коренным образом. Согласно китайской мифологии, создательница людей богиня Нюйва лепила из жёлтой глины благородных людей, а из случайных кусков и грязи - людей ничтожных.

Только противопоставившие себя всему человечеству евреи одновременно провозгласили всеобщее человеческое единство, которое и поныне как раз не по душе некоторым тяготеющим к язычеству гуманистам. Так Гете с предельной на этот счет ясностью пишет: "Верно, что в Священном писании говорится лишь об одной челове­ческой паре, созданной Господом в шестой день. Но люди, получив­шие весть и записавшие слова Бога, переданные в Библии, сначала имели дело лишь со своим избранным народом, у которого мы ни вмалейшей степени не хотим оспаривать честь происхождения от Ада­ма. Но мы все, а также негры и лапландцы, разумеется, имели другихпредков: безусловно следует согласиться с тем, что мы во многом отли­чаемся от настоящих потомков Адама, и они превосходят нас, в час­тности, в том, что касается денежных вопросов..."

Молчание Геродота

И еще одна любопытная деталь: в ту пору, когда ТАНАХ говорил о "всех народах", о том, что истина евреев откроется "всем народам", сами эти народы не имели понятия не только об этой истине, но и о самих евреях. В ту пору, когда пророк Иеремия взывал: "Господи, ... к Тебе придут народы от краев земли (мэафсей арец) и скажут: "лишь ложь наследовали отцы наши, суетных богов, от которых нет пользы" (Иереем 16:19), имелось очень мало народов, которые вообще слышали о еврееях!

Так "отец истории" Геродот (V до н.э.), который казалось бы специально исследовал обычаи разных племен и народов, ради чего самолично исходил пол-Азии и пол-Африки, ни словом не упоминает евреев. Возьмем, например, его описание самых отдаленных племен Северной Африки: "Ливийцы обитают [в своей стране] в следующем порядке: начиная от Египта, первое ливийское племя — адирмахиды. Обычаи у них большей частью египетские, а одежда — такая же, как у других ливийцев. Женщины их носят на обеих ногах по медному кольцу и отращивают длинные волосы на голове. Поймав вошь, они кусают ее в свою очередь и затем отбрасывают. Так поступают из всех ливийцев только они одни, и только у них существует обычай предлагать царям своих девушек на выданье. А царь тех девушек, которые ему больше всего любы, лишает невинности". (История 4:168)

Дальше Геродот приводит примеры других обычаев, которые в действительности приняты только у этих племен. "За авсхисами на западе идет многочисленное племя насамонов. Когда насамон женится в первый раз, то, по обычаю, молодая женщина должна в первую же ночь по очереди совокупляться со всеми гостями на свадьбе. Каждый гость, с которым она сходится, дает ей подарок"(4:172). "За маками следуют гинданы. У них все женщины носят множество кожаных колец на лодыжке и, как говорят, вот почему: каждый раз после совокупления с мужчиной женщина надевает себе такое кольцо. Женщина, у которой наибольшее число колец, считается самой лучшей" (4:176).

Во всех своих Девяти книгах "отец истории" не раз проходится по нашим Палестинам. Например: "финикияне, по их же словам, в древности обитали на Красном море, а впоследствии переселились оттуда и ныне живут на сирийском побережье. Эта часть Сирии и вся область вплоть до Египта называется Палестиной". (7:89)

Каким образом Геродот, систематически описывающий всех обитателей Экумены, не приметил евреев? На этот вопрос может быть два ответа, которые лежат недалеко друг от друга. Либо он действительно ничего о них не слышал, либо информация о них показалась ему лишенной общественного интереса ("Только они верят в Бога, который не имеет никакого облика, и только они так следят за чистотой семейных отношений, что мужчины и женщины у них не танцуют вместе").

Таким образом через восемь веков после того, как прозвучали слова: "И увидят все народы земли, что имя Господне наречено на тебе, и убоятся тебя" - на евреев решительно никто еще не обращал внимания! Что же касается пророчества "станешь ужасом, притчею и посмешищем среди всех народов", то оно терпеливо ждало своего осуществления более двух тысячелетий!

Библейские критики склонны датировать написание пророческих текстов временем тех событий, о которых в этих текстах предсказывается. Если применить этот прием к словам "станешь ужасом", то написание книги Дварим следует отнести к средним векам, если вообще не к эпохе Возрождения, хотя по-настоящему такое отношение сложилось, конечно, только в Новое время.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке