Лет Йоко Оно немало, но не ее возраст причина того, что в Хайфе проводится двойная выставка современного японского искусства "Double Vision" – "Двойная перспектива" сразу в двух музеях – Хайфском музее искусств и Музее японского искусства имени Тикотина. Двойственность – принцип этой выставки, все там попарно, противоположно, дуально, и кураторов у этой выставки также двое: японец Кэндзиро Хосака и москвичка Елена Яичникова, потому как поначалу эта выставка показывалась полтора месяца прошедшей весной в Москве, а в Израиле ее открытие связано с 60-летием дипломатических отношений между Японией и Израилем. "Двойная перспектива" – это и двухчастная структура проекта. Работы японских художников в таком масштабе в Израиле представлены впервые.
Это двойная выставка подготовлена двумя организациями - Japan Foundation (Японским Фондом) и Московским музеем современного искусства, двумя кураторами, а Хайфа для этих выставочных гастролей выбрана не в последнюю очередь благодаря тому, что в городе находится Музей японского искусства имени Феликса Тикотина – один из лучших по признанию самих японцев музеев вне Японии. Возможности двух пространств - это попытка представить две существующие концепции, помогающие взглянуть на японское современное искусство с двух сторон, с разных ракурсов. В Москве выставка также проводилась в двух зданиях – экспозиция тематически поделана на две части: прошлое и будущее, реальное и выдуманное, они и мы – далее список можно продолжить, сохранив его парность.
Можно ли понять японское искусство – как традиционное, так и современное – без пояснительных табличек? Пожалуй, это один из главных вопросов выставки, участники которой, конечно же, говорят "можно и нужно"! Но все подается и понимается двояко - так, как видят мир 30 участников "Double Vision" - лучших и наиболее ярких современных художников Японии разных поколений, среди которых Йоко Оно, Такаси Мураками, Кохэй Кобаяси и Есинори Нива. Все они представляют работы, сделанные за последние четыре десятилетия – с начала70-х годов до наших дней. Никакой азиатской экзотики – только рефлексии по уходящей эстетике. Что это - фантазии или реальность - зрителям придется самим определять на этой двухчастевой double-музейной выставке двойного видения двойной перспективы фантазии и реальности в сегодняшнем японском обществе через работы современных художников. У каждого - свое мировоззрение, свои представления о том, что представляет собой современное японское общество и каким оно должно быть.
Каким должно быть искусство на пути от экивоков традиционной эстетике до расцвеченных флуоресцентными красками комиксов-манга. Сочетание привычного японского характера прошлого с влиянием современной поп- и масс культурой на этой выставке неизбежно, любопытно и неожиданно. А критика общества – старого и нового - осуществляется способами самыми художественными и с немалой толикой юмора, даже когда речь заходит о техногенных катастрофах, Фукусиме, цунами и землетрясениях, не говоря уже о социальных проблемах и красоте повседневности. Про Хиросиму и Нагасаки японцы также забывать не намерены. Получается, что японское общество вечно травмировано – а нам, причисляющим себя к европейцам, оно и невдомек. Мы думаем о будущем, а японцы - о руинах будущего, но не все. Часть художников размышляют на темы возрождения, а в целом работы на выставке – очень разноплановы, они собраны из разных уголков Японии, от художников разных типов, представляющих сотни экспонатов – инсталляций, видео-арт, фотографии, живопись, скульптура, искусство высокое и массовое, а также себя и Японию через себя.
Первая часть "Двойной перспективы" названа "Реальность/Обычный мир" - реальный мир, японская реальность. Часть вторая - "Воображаемый мир/Фантазии" - должна взорвать наше воображение. В реальном мире встречаются фантазии, а в фантазиях порой слишком много реальности. По словам куратора выставки Кэндзиро Хосака, в современном японском искусстве появилась и исследовательская, социально-критическая линия. "Мы по-прежнему очень много энергии черпаем в массовой культуре: манга и аниме. Но больше всего нас интересует то, что находится на границе воображения и реальности". Но на самом деле, японские художники соединяют миры реальный и воображаемый, их гротески и фантасмагории, переходящие из воображаемого в осязаемое.
Граница между ними весьма условна. К какому миру – реальному или фантастическому отнести, к примеру, модель города, сделанную из бумажных пакетиков от фастфуда, газет и прочего городского хлама, или творчество молодых провокативных художников группы "Chim↑Pom" из Киото, придумавших проект "Суперкрыса", в основу которого легли легенды о крысах-мутантах, бродящих по Токио.
Кэндзиро Хосака продолжает: "Одной из задач этой выставки является наше желание показать, что никакой разницы между реальностью и выдумкой нет. Нет воображаемого мира и нет реального мира. Вот и Япония - она на самом деле намного больше и просторнее, чем кажется. В разных местах Японии живут и работают очень непохожие друг на друга художники. Кто-то увлекается потусторонним миром, кто-то - сюрреализмом, кто-то загипнотизирован поп-культурой. Есть в этих работах и негатив, и позитив, есть банальность, инфантильность и рефлексии. В Европе и Америке в принципе не хватает знаний о японском современном искусстве, кроме нескольких манга, которых знают все по всему миру. Япония - страна изящных культур, изящного искусства, с трепетным отношением к объектам искусства". Вместе с тем японское искусство пытается порвать со своим прошлым. Роботы, манга, аниме, сверхновые технологии и специфический юмор - современное японское искусство давно шагнуло за рамки традиций, гравюр укиё-э, театра кабуки и видов округлой Фудзиямы, придумав робота-собаку и даже робота-мамонта и превратив страх перед ядерной катастрофы в искусство, хотя японцы по-прежнему осторожны в социальной критике. На этой выставке больше, чем о стране, современное японское искусство может рассказать о людях и об ироническом переосмыслении поп-культуры.
Разделить миры прошлого и настоящего, реального и воображаемого довольно сложно. Например, записанный в 1961 году в Токио "Кашель" Йоко Оно, отчетливо звучащий в темной комнате, мало ассоциируется с реальностью. "Старое" современное японское искусство отличается от "новейшего". На выставке показывается и запись перформанса Йоко Оно "Cut Piece" ("Отрежь кусочек") 1965 года – тогда Йоко Оно, участница движения "Флюксус", придумала перформанс, во время которого любой желающий мог отрезать кусочек от ее платья. Она повторила свой перформанс в 2003 году в Париже, и спустя сорок лет действо изменило свое значение: ритуал срезания платья с семидесятилетней Йоко Оно - это желание оставить на память кусочек одеяния звезды. По замыслу каждый, кто отрезал кусочек, должен был послать его своему любимому по почте. Сравнить записи обоих перформансов можно на выставке в Хайфе.
В первой части выставки "Реальный мир/Повседневность" представлен взгляд японских художников на окружающий мир через обращение к мировой истории 20 века (Ясумаса Моримура, Ёсинори Нива и расписанные Юкэн Тэруя кимоно, в узоры которых вписаны американские парашютисты и самолеты), размышления об устройстве современного общества (Dumb Type и Тадасу Такаминэ), взаимодействие с городским пространством (contact Gonzo и Chim↑Pom) и поиски поэзии в повседневности (Cимабуку, Цуёси Одзава, Кохэй Кобаяси и Тэцуя Умэда).
Классик современного японского искусства Ясумаса Моримура в серии видеоработ "Реквием" перевоплощается в различных исторических персонажей, представляя видеопортреты Чарли Чаплина в роли "Великого самурая" и писателя Юкио Мисимы в сцене публичного сеппуку – вспарывания живота, и даже Ленина - и воссоздает эпизоды из их жизни в своей интерпретации игр с переодеваниями.
Другой участник проекта - Тэцуя Умэда - создает инсталляции из подручных средств, обычных вещей. На выставке представлены минималистские объекты Кисио Суга - одного из центральных представителей движения Mono-Ha ("Школа вещей"), японской альтернативы модернизму Запада. Фотоискусство представленао работами Тосио Сибата, Такаси Хомма и Лиэко Сига.
Произведения, составляющие вторую часть - воображаемый мир - отсылают к японской поп-культуре, миру фантазий, мифам и философии. Каждый участник выставки вкладывает в понятие "воображение" свой собственный смысл. В "Воображаемом мире/Фантазии" представлены работы Ёситомо Нара (его картинки-открытки печальных детей-кукол также широко разошлись по всему миру), Такаси Мураками, Макото Айда, Хираки Сава (его видео показывалось в прошлом году в Тель-Авиве - "Боинги", "МакДугласы", "Эйрбасы" заходят на посадку в двери туалета, взлетают из спальни квартиры, у чашек и чайников вырастают ножки, модели самолетиков с гулом взмывают в небо. При взгляде на работы Сава нарушается ощущение реальности), Таданори Ёкоо, Яёй Кусама, Кэндзи Янобэ и других.
Читайте также
Яёи Кусама уже 50 лет творит искусство "в горошек и точечку". Последние сорок лет Кусама живет в доме для душевнобольных. Считается, что она одержима цветными кружочками, но многие подозревают, что ее болезнь всего лишь красивая легенда, придуманная для лучшего пи-ара: слишком дороги ее работы. Так или не так, Кусама - самый знаменитый художник-аутсайдер в мире. Проецируя свои фантазии на реальность, она создает мир, полный причудливых узоров.
Не менее популярен и гламурный классик Такаси Мураками, превратившийся в фабрику со многим помощниками по производству симпатичного японского поп-арта. Такаси Мураками, известный в мире искусства так же, как и его однофамилец в мире литературы, показывает несколько живописных работ с придуманным им персонажем по имени Mr. DOB. Шестиметровая скульптура "Дитя Солнца" Кэндзи Янобэ – мальчик в желтом дождевике (костюме от радиации) говорит о наивности, жизнелюбии и вере в бессмертие – все то, что может обеспечить выживание после Фукусимы.
Каждый участник выставки вкладывает в понятия "реальность" и "воображение" свой собственный смысл, гротеск, сантименты и даже мимикрию, свое отношение к жизни – от буддистского до того, что все мы - всего лишь одна точка в бесконечном пространстве.
Выставка "Double Vision" продлится до 21 октября.Хайфский музей искусств – улица Шабтай Леви, 26. Музей японского искусства имени Тикотин – сдерот ха-Наси, 89.Часы работы: воскресенье, понедельник, среда, вторник, среда – с 10.00 до 16.00, четверг – с10.00 до 19.00, пятница - с10.00 до 13.00, суббота - с 10.00 до 15.00.
Сайт хайфских музеев