Читайте также
Как стало понятно после проведенного Управлением по развитию конкуренции исследования, закон о поощрении конкуренции в сфере продуктов питания, принятый в 2015 году, в основном способствовал росту прибыли розничных сетей.
Исследование, ставившее своей целью выяснить, насколько успешен был этот закон, который принимался в расчете на снижение потребительских цен, пришло к выводу, что цены снизились минимально, тогда как прибыль торговых сетей заметно возросла.
Хотя закон был призван бороться с дороговизной жизни, его реализация привела к снижению цен на продукты питания всего на 0,3 процента. И это, несмотря на то, что оптовая цена на продовольственные товары за этот период упала на 1,1 процента. В результате выгоду после снижения оптовых цен извлекли, прежде всего, розничные сети, не снизившие цены для потребителя, но использовавшие снижение оптовых цен для себя: действительно, у ритейлеров, торгующих продовольственными товарами, прибыльность выросла на 0,9 процента.
Авторы закона обещали, что снижение уровня централизации торговли продуктами питания неминуемо приведет к падению цен, но, как показало исследование, ничего подобного не произошло.
Закон, принятый в 2015 году, стал одним из результатов социального протеста 2011 года и установил ряд ограничений для крупных розничных сетей и поставщиков с целью обеспечения большей конкуренции между ними и более мелкими игроками.
Закон ограничил расширение крупных сетей в тех областях, где они широко представлены, и предусматривал, что они должны предавать гласности любые изменения в ценах на продукты, чтобы потребитель мог легче сравнивать ценовую политику тех или иных сетей.
Закон также ограничил различия в ценах, которые розничные сети могут требовать от различных поставщиков, особенно различия между мелкими и крупными поставщиками.
Как отмечается, результаты данного исследования лягут в основу обсуждения того, насколько эффективен упомянутый закон, стоит ли его отменить или пересмотреть частично. Заинтересованные стороны просят подавать свои замечания и предложения до 6 марта, на которое намечено проведение заседания по обсуждению указанной темы.
Принятию Закона о поощрении конкуренции в сфере продуктов питания предшествовала тщательная работа комиссии Кедми; в частности, она установила, что в период с 2005 по 2008 годы цены на продукты питания выросли на 7 процентов в годовом исчислении, по сравнению с аналогичным показателем в 4 процента в странах OECD. Кроме того, закон включал также предложения, исходящие от антимонопольного органа, указавшего, помимо прочего, на серьезные сбои в отношениях между поставщиками и розничными торговцами, а также на высокую централизацию и низкий уровень конкуренции.
Закон включал три основных раздела: об обязательной прозрачности, требовавшей, чтобы торговые сети публиковали цены на продукты в интернете, и тогда потребители могли бы легко сравнивать эти цены; о "географической конкуренции", предусматривавшей децентрализацию и развитие региональной конкуренции; и, наконец, третий раздел, регулирующий отношения поставщиков и торговцев, занимающихся розницей.
Несмотря на то, что закон оказал довольно слабое влияние на ситуацию с дороговизной продуктов, в Управлении по развитию конкуренции (ранее - Антимонопольное управление) считают, что само исследование сыграло очень важную роль.
"Не так просто отделить юридические аспекты закона от того, как он реально проводится в жизнь, чтобы проанализировать, каков конкретный эффект, - сказала Михаль Гальперин, глава Управления по развитию конкуренции. – Закон о поощрении конкуренции в сфере продуктов питания – это израильское изобретение, не имеющее аналогов в мире, и очень важно знать, какое влияние он оказал. Теперь, опираясь на результаты исследования, мы хотим поговорить со всеми заинтересованными сторонами и услышать их мнение. Считают ли они, что закон надо изменить или отменить, или дополнить, или внести дополнительные статьи. Наше управление открыто для новых идей и предложений, мы хотим знать, принес ли пользу этот закон, разочаровал ли он или внушил надежду. Потому мы не выдаем пока никаких рекомендаций, а объявили о публичных слушаниях.
Что касается рынка продовольствия, то я лично вижу, что наметилась позитивная тенденция. Если вы посмотрите на данные, опубликованные ЦСБ, Банком Израиля и Институтом Тауба, то увидите, что в последние годы произошло снижение цен на продовольствие и повышение уровня конкурентоспособности. Я знаю, что работа еще не закончена, и многое еще предстоит сделать".
По материалам израильских СМИ