Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+29+23
Иерусалим
+30+18

Мнения

А
А

В Минфине потеряли связь с реальностью

В Минфине игнорируют ущерб на десятки миллиардов, которого удалось избежать благодаря эффективной защите со стороны ЦАХАЛа.

Иегуда Шарони
12.07.2025
Источник:mnenia.zahav.ru
Израильский противоракетный комплекс "Хец". Фото: Reuters

Поэтому ведомство отказывается финансировать дополнительные производственные линии для ракет "Хец", бронетранспортеров и танков. А вот деньги для ультраортодоксов, если вдруг вы сомневались, продолжают поступать и даже в увеличенном объеме. Эта концепция, граничащая с безумием, дорого нам обойдется.

Спор о размере оборонного бюджета, а точнее - о необходимости увеличения этого бюджета, снова скатывается в популизм. Хочу подчеркнуть, что в данном случае размер действительно имеет значение. Поразительно, что спор набирает обороты, будто только что не было войны с Ираном и еще секунда - и мы будем есть хумус в Дамаске.

Минфин снова не в духе и простирает перст указующий в сторону силовых структур. По его словам, военные гуляют по американскому оружейному супермаркету и скупают все подряд (сейчас речь идет уже даже о приобретении стелс-самолетов). Никто в Минобороны даже на секунду не предполагал, что атака баллистическими ракетами на силовиков произойдет со стороны Минфина в Иерусалиме.

Но хотя бы избитые обвинения в адрес пенсионного обеспечения, надбавок начальника Генштаба и "привилегий" для служащих силовых структур временно сошли с повестки дня - и справедливо: если уклоняющиеся от службы ультраортодоксы, не бывшие ни дня в армии, получают субсидии на детские сады и сотни миллионов шекелей на учебу в ешивах, то кадровые и резервные военные, служащие по 300 дней в году, стоят каждой потраченной на них агоры.

Погоня Минфина за недостающими средствами не требует больших усилий. Необходимо отменить вопиющий абсурд - уклонисты выкачивают столько денег из бюджета, что возникает необходимость урезать оборонные расходы. Финансовая комиссия Кнессета утвердила на этой неделе перевод еще 140 миллионов шекелей в пользу ультраортодоксальных учебных заведений, освобожденных от преподавания базовых дисциплин. Когда речь идет о деньгах на религию - дефицита не наблюдается.

Сразу оговорюсь: и силовые структуры не освобождены от необходимости повысить эффективность. Будучи одним из крупнейших в Израиле владельцев недвижимости, они должны как можно скорее освободить базу "Кирия" в Тель-Авиве. Ничего страшного не случится, если солдаты "Кирии" перестанут есть пиццу на улице Ибн-Гвироль или пить кофе с выпечкой в кафе "Дубнов".

Освобожденные дорогие участки - источник дохода в десятки миллиардов шекелей. Переезд остальных баз из центра страны станет бонусом. Чтобы избежать текущих споров о размере бюджета, стоит реализовать рекомендации комиссии Нагеля, утвержденные еще до войны с Ираном.

Ключевое предложение - добавить 15 миллиардов шекелей в год к базовому бюджету, который в 2025 году составил 110 миллиардов шекелей, а также предусмотреть дополнительные расходы на восстановление запасов вооружения после войны с Ираном.

Те, кто в Минфине ратует за возвращение к так называемой "нормальности в оборонных расходах", сами продвигают ненормальную концепцию. В Минфине играют в перетягивание каната и отказываются финансировать производственные линии для ракет "Хец", танков и бронетранспортеров, несмотря на острую необходимость, возникшую после войны.

Начальник Генштаба Эяль Замир, подвергающийся нападкам со стороны Смотрича даже на заседаниях военного кабинета, признал, что несмотря на нанесенный ущерб иранской ядерной программе, угроза с повестки дня не снята. Наоборот. Многие утверждают, что новый конфликт с мстительным Ираном - лишь вопрос времени. И тот, кто думает, что Ближний Восток превратился в рай, живет в мире грез.

Проблемы с "Хизбаллой" тоже никуда не делись, даже ХАМАС еще не исчез из нашей жизни, несмотря на обещания о его ликвидации. Помимо ответов, которые ЦАХАЛ должен предоставить на внешние угрозы, есть и вопрос потенциальных убытков, которые могут быть причинены тылу. Война продемонстрировала масштабы разрушений, вызванных ракетами из Ирана. Ущерб оценивается как минимум в 10 миллиардов шекелей.

Но, если бы не упреждающий удар по Ирану и не израильские системы ПВО, ущерб тылу, по оценкам системы безопасности, достиг бы 50-60 миллиардов шекелей - это намного больше, чем запрашиваемое увеличение бюджета. Сюда же входит и защита энергетических объектов и электростанций.

Во время войны нефтеперерабатывающий завод в Хайфе пострадал от ракетного обстрела и был полностью выведен из строя на неделю. Если бы не эффективное управление стратегическим запасом топлива, вполне возможно, что в Израиле возник бы дефицит бензина (о чем компания "Сонол" сообщала в один из дней войны).

Кстати, раз уж зашла речь о закрытии нефтеперерабатывающих заводов к концу десятилетия - как тогда объяснить инвестиции в десятки миллионов шекелей из бюджета на срочный ремонт объекта и строительство новой электростанции? Если хотите закрывать - так закрывайте сейчас, не морочьте голову до конца десятилетия.

И есть еще вопрос газовых платформ "Левиафан", "Тамар" и "Кариш", которые были остановлены во время войны. Иранцы пытались атаковать платформы, но потерпели неудачу благодаря эффективной защите ЦАХАЛа. На прошлой неделе Налоговое управление обновило прогноз по налогам, которые пойдут в Фонд благосостояния от эксплуатации месторождений - 57-74 миллиарда шекелей.

Читайте также

Поступления в этот фонд, которые до сих пор составили 7 миллиардов шекелей, поступили пока только с одного месторождения, "Тамар". Все это могло пойти прахом, если бы даже одна иранская ракета попала по одной из платформ.

Может, кто-то предпочитает забыть, но стоит напомнить и о макроэкономике. Успешная война снизила уровень риска для Израиля. На первом этапе это выразилось в росте акций и облигаций (что сулит рост налоговых поступлений). На втором - это отразится в повышении кредитного рейтинга, который пока что остается отрицательным.

Доллар и евро упали до минимальных значений за последние годы по отношению к шекелю. Слабые доллар и евро - это реактивное топливо для снижения издержек на импорт, включая цены на бензин, зерновые (пшеницу и ячмень), оборудование и потребительские товары. Если не произойдет резких изменений, с 1 августа цена литра бензина снизится на десятки агорот.

Вот она - прямая связь между расходами на оборону и экономией для граждан. Даже министр финансов Бецалель Смотрич это понимает, но закрывает глаза. А если не понимает - стоит вызвать на профессиональную беседу Махарана Фрозенфара, претендента на должность начальника бюджетного управления. В качестве бывшего финансового советника начальника Генштаба Фрозенфар сможет дать куда более эффективное объяснение связи между деньгами и безопасностью, чем сам начальник Генштаба.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке