Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Пророчество и подражание ("Толдот")

Когда сам Всевышний требует от человека совершить какое-то нарушение, тот должен его совершить,... однако это уже не нарушение, а заслуга.

28.11.2019
רויטרס

Ривка именно поэтому и посоветовала Иакову обмануть отца и отнять первородство у Эсава, что еще раньше сам Всевышний отнял первородство у Ишмаэля. Одного пророчества, что старший сын станет служить младшему, было бы недостаточно.

Нас возвышающий обман

В недельной главе "Толдот" рассказывается о рождении братьев близнецов Иакова и Эсава и о том, как первородство и родительское благословение перешли от старшего сына к младшему. При этом, если первородство было честно куплено у Эсава Иаковом, то благословение Ицхака было добыто откровенно мошенническим образом. Мы читаем: "А Ривка сказала Иакову, сыну своему, так: вот, я слышала, как отец твой говорил Эсаву, брату твоему: "Принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; и я поем, и благословлю тебя пред Господом перед смертью моей". Теперь же, сын мой, послушайся голоса моего в том, что я прикажу тебе: Пойди же в стадо и возьми мне оттуда двух козлят хороших; и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит; И ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы он благословил тебя перед смертью своею. И Иаков сказал Ривке, матери своей: ведь Эсав, брат мой, человек волосатый, а я человек гладкий. Может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком, и наведу на себя проклятие, а не благословение. И сказала ему мать его: на меня проклятие твое, сын мой; только послушайся голоса моего, и пойди достань мне." (27:6-13)

Итак, Ривка подговорила Иакова прикинуться Эсавом и обманом приобрести себе благословение слепого отца.

Традиция довольно вяло оправдывает этот, в сущности, совершенно беспрецедентный поступок. Так в Берешит Раба говорится, что в брачном соглашении Ривки было сказано, что она может брать ежедневно по два козленка из стада, и таким образом козлята, приготовленные ею, и выданные за "дичь", принадлежали ей по праву. О самом же обмане комментаторы предпочитают не говорить. Единственно возможное объяснение (его приводит Рашбам) сводится к тому, что в своем решении Ривка опиралась на полученное ею откровение, что старший сын будет служить младшему (25:23).

Действительно, оправдать столь явный заведомый обман трудно и даже невозможно, не возводя его к пророческому вдохновению. Ведь когда сам Всевышний требует от человека совершить какое-то нарушение, тот должен его совершить,... однако это уже не нарушение, а заслуга. Рамбам в следующих словах говорит о полномочиях пророка: "Если Он укажет, что следует временно отменить какую-либо из предписывающих заповедей или разрешит на время делать что-то из того, что запрещено Торой, - мы обязаны слушаться его и поступать так, как он велит. Всякому, кто не последует указаниям пророка, положен карет. Это правило касается всех законов Торы, за исключением заповеди, запрещающей идолопоклонство… и верно в том лишь случае, если мера эта временная, и пророк не говорит о том, что Бог приказал ему отменить эту заповедь навсегда, а заявляет лишь, что Всевышний повелел нарушить указание Торы по какой-либо особой причине и лишь временно. Так поступил, например, пророк Элиягу на горе Кармель, когда принес там жертву всесожжения, в то время как Храм в Иерусалиме уже существовал, и поэтому жертвоприношения могли быть принесены только там" (17:20)

Между тем трудно сказать, что поступок Ривки полностью отвечает критериям, указанным Рамбамом. Пророчество, полученное Ривкой ("старший будет служить младшему"), носило весьма общий характер, и уж во всяком случае не содержало прямого указания дурачить ослепшего отца семейства и красть предназначенное другому благословение.

Чем же могла руководствоваться Ривка, идя на такой явный подлог?

Она могла опираться на предшествующую подмену первородства, осуществленную самим Всевышним. Я имею в виду лишение первородства Ишмаэля и присвоение его Ицхаку.

Фото: Reuters

Читайте также


Прецедент Ишмаэля

Как известно, понятие "первородное" по самому своему смыслу связано с "женской линией". Первенцем считается тот, кто первым вышел из материнской утробы. Многократно повторяющееся в Писании выражение "первородное от скота" имеет в виду самок этого скота. Посвящаемое Всевышнему первородное порождено именно коровами и овцами, а не быками и баранами. Тем более вне религии никого никогда не станет интересовать, первый ли это теленок, зачатый неким быком, или это его последующее порождение.

Между тем в Торе дан такой закон: "Если будут у кого-либо две жены, одна любимая, а другая нелюбимая, и родят они ему сыновей, любимая и нелюбимая, и сын первородный будет у нелюбимой, То при наделе им сыновей своих из имения своего не может он дать первенство сыну любимой перед первородным сыном нелюбимой; Но первенцем должен признать он сына нелюбимой, чтобы дать ему двойную часть из всего, что у него есть; ибо он начаток силы его, за ним право первородства". (Двар 21:15-17)

Итак, как мы видим, неким вторичным образом первородство все же оказывается понятием, применимым к отцу, причем в таком важном вопросе как наследование. Воля отца не имеет никакого значения: Всевышний уже позаботился о том, чтобы наследником отца был сын, появившийся на свет хронологически первым.

Нетрудно заметить, что согласно этому закону истинным первенцем, и соответственно истинным наследником Авраама должен был быть Ишмаэль, а не Ицхак. В Торе рассказано, что Авраам вступил с Богом в завет обрезания вместе с тринадцатилетним Ишмаэлем, а сам Всевышний сказал: "Обрезан должен быть рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным"? (17:13)

Кто, если не Ишмаэль первым из сынов Авраама вступил в этот завет? Тогда причем здесь Ицхак? На каком основании духовным наследником Авраама считать его? Разве закон, приведенный в недельной главе "Ки тице", не объявляет им именно Ишмаэля?

Ответ в данном случае именно тот, который дал Рамбам. Авраам объявил духовным первенцем и наследником Ицхака не по закону, а по пророческому вдохновению, по слову Всевышнего: "именно Сара, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя Ицхак; и установлю союз Мой с ним союзом вечным для потомства его после него".

Этим сказано все. В целом закон таков, как он дан в главе "Ки-тице", но в данном конкретном случае, по воле Создателя, все устанавливается по-другому.

При этом характерно, что и Эсав и Ишмаэль не были полностью забыты, каждому из них нашлось второе благословение. В связи Эсавом в Торе сказано: "И отвечал Ицхак, и сказал Эсаву: ведь я поставил его владыкою над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; поддержал его хлебом и вином; а тебе теперь что же я сделаю, сын мой? И сказал Эсав отцу своему: неужели, отец мой, одно благословение у тебя? Благослови и меня, отец мой! И поднял Эсав голос свой, и заплакал. И отвечал Ицхак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет существование твое и от росы небесной свыше; И мечом твоим ты будешь жить, и брату своему будешь служить; но когда вознегодуешь, то свергнешь иго его ты со своей шеи". (27:37-40).

Ранее в отношении Ишмаэля сказано следующее: "Бог же сказал: именно Сара, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя Ицхак; и установлю союз Мой с ним союзом вечным для потомства его после него. И об Ишмаэле Я услышал тебя: вот, Я благословил его, и Я распложу его, и весьма-весьма размножу его, двенадцать князей родит он; и Я сделаю его великим народом. А союз Мой установлю с Ицхаком, которого родит тебе Сара, в это самое время на другой год". (17:20)

Итак, вполне резонно предположить, что Ривка именно поэтому и посоветовала Иакову обмануть отца и отнять первородство у Эсава, что еще раньше сам Всевышний отнял первородство у Ишмаэля. Одного пророчества, что старший сын станет служить младшему, было бы недостаточно. Чтобы его реализовать, Ривке было необходимо опираться на предшествующий прецедент. Во всяком случае, нет сомнения в том, что она была хорошо осведомлена об этом прецеденте, и решаясь обмануть мужа, не могла не иметь его в вид.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке