Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+14+9

Мнения

А
А

Повествовательная идентичность ("Шлах")

История о том, как в результате ложного доклада разведчиков, был сорвано и отложено на сорок лет возвращение еврейского народа в Эрец Исраэль.

21.06.2019
רויטרס

Человек представляет собой не только "подсознательное", но прежде всего именно сознательное существо, он призван не просто "правдоподобно" (как это делали разведчики, обходя подводные камни страхов), но именно "правдиво" рассказывать о том, что действительно происходит с ним и в нем. Именно правдивый рассказ дополняет и завершает человеческую самоидентификацию, человеческое бытие.

Самообман

В недельной главе "Шлах" описывается история о том, как в результате ложного доклада разведчиков, был сорвано и отложено на сорок лет возвращение еврейского народа в Эрец Исраэль: "Пришли мы в землю, в которую ты посылал нас, и действительно, течет она молоком и медом; и вот плоды ее. Но силен народ, живущий на земле той, и города укрепленные, весьма большие; также детей Анака (великанов) мы видели там. Амалек живет в южной стране, а Хэтийцы, Йевусеи и Эморийцы живут на горе, Канаанеи же живут при море и на берегу Ярдэна. Но Калев успокаивал народ пред Моше и сказал: непременно взойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее. Люди же, которые ходили с ним, сказали: не можем мы пойти на народ тот, ибо он сильнее нас. И распускали худую молву о земле (буквально - "клеветали о земле - "дибат ха-арец"), которую обозрели, между сынами Израиля, говоря: земля, которую проходили мы, чтобы обозреть ее, это земля, поедающая живущих на ней; а весь народ, который видели мы на ней, люди великорослые. Там же видели мы исполинов, сынов Анака, из исполинов; и мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах" (13:27-33).

Слова разведчиков: "Действительно, течет она молоком и медом; и вот плоды ее" Раши комментирует следующим примечательным образом: "никакая ложь не устоит, если к ней не примешано несколько правдивых слов".

Ни один лжец не желает полностью порывать с истиной и, обманывая другого человека, всегда свято хранит у самого сердца также и какие-то обрывки "истинной правды". Он всегда готов к самооправданию, он очень часто старается обмануть также и себя самого, а порой и вполне искренне уверен в своей правоте. Как справедливо отметил Лев Шестов, "никто из нас, несмотря ни на какую внешнюю очевидность, не подпишет себе нравственного приговора. Это неотъемлемое свойство человеческой природы, о котором большинство людей, благодаря разного рода возвышенным учениям, ничего и не слыхало".

Замечание, сделанное Раши, выглядит вытекающим из текста Торы само собой. Между тем, Устная Тора, даже в большей мере чем Тора Письменная, пытается показать, что в докладе разведчиков обман шел рука об руку с самообманом.

Так, в Торе ясно сказано, что разведчики "клеветали о земле ("дибат ха-арец"), которую обозрели", то есть умышленно говорили о ней неправду. Между тем, комментатор явно смягчает это впечатление. Слова: "это земля, поедающая живущих на ней", Раши поясняет в том смысле, что где бы разведчики ни проходили, они видели похороны. Между тем тому имелась своя причина. "На самом деле, - пишет Раши. - Святой, да будет Он благословен, послал множество смертей на благо разведчикам, чтобы жители земли были в трауре и не обращали внимания на посторонних". Иными словами, по Раши, ложной оказалась трактовка увиденного, а вовсе не сами исходные данные.

Аналогичным образом позволительно истолковать и следующее место: "Там же видели мы исполинов, сынов Анака, из исполинов; и мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах". Некоторые трактуют эти слова как признак заведомого обмана: как можно знать, как ты смотришься в глазах другого? Но Раши со ссылкой на трактат "Сота" (35а) объясняет это следующим образом: "Мы слышали, как они говорили друг другу: "В виноградниках появилась человекоподобная саранча". Иными словами, и это заявление разведчиков при желании можно истолковать как своеобразную интерпретацию действительных событий.

Фото: Reuters

Читайте также


Правдивая повесть

Но это лишь одна сторона вопроса. Не менее показательна и другая его сторона, а именно ограниченность, а тем самым и определенная ложность любого - даже самого чистосердечного свидетельства. В самом деле, даже самое честное изложение событий очень часто содержит также и какие-то искажения, содержит элементы субъективности, предубеждений, и возникающих на их основе ошибочных заключений. Кроме того, любое свидетельство несет на себе печать исторической ограниченности. Еще Гегель отмечал органическую неспособность человека взглянуть на себя не из своего времени, не глазами современников, а со стороны, с позиций вечности.

Более того, правда разведчиков могла быть еще основательней, могла быть сродни квази-пророческому страху Иова: "ужас, которого боялся я, пришел ко мне, и то, чего опасался я, пришло ко мне " (3:25). В самом деле, ведь в течение своей истории Земля Израиля неоднократно и "пожирала", и даже "извергала" еврейский народ. Из дальнейшей описанной в ТАНАХе истории становится ясно, что жителям этой Земли было чего пугаться.

За "грех разведчиков" сыны Израиля были наказаны, они были наказаны даже вопреки скорой перемене своего мнения, но как народ (а не как представители вышедшего из Египта поколения) они были прощены, и через сорок лет все же вошли в Эрец-Исраэль.

Грех не поразил Израиль изнутри, ложь соседствовала в представлениях народа с правдой, которая со временем восторжествовала.

Вместе с тем интересно обратить внимание на общее правдивое изложение произошедших событий. Сохранив подробности этой истории во всех своих сложных и неприглядных деталях, Тора сохранила сам еврейский народ. Подкупающая правдивость ТАНАХа явилась залогом вечности еврейского народа.

И это не фраза. Французский философ Поль Рикер ввел понятие "повествовательная идентичность". Именно правдивый рассказ позволяет, согласно Рикеру, понять, кем в действительности является тот или иной человек. Другими словами, человек представляет собой ровно то, что он способен о себе правдиво рассказать. Для самореализации человеку необходимы не только поступки, но и самосознание, самооценка, то есть правдиво изложенная история этих поступков.

Здесь уместно напомнить, что человек представляет собой не только "подсознательное", но прежде всего именно сознательное существо, что он призван не просто "правдоподобно" (как это делали разведчики, обходя подводные камни страхов), но именно "правдиво" рассказывать о том, что действительно происходит с ним и в нем. Именно правдивый рассказ дополняет и завершает человеческую самоидентификацию, человеческое бытие. И в значительной мере именно благодаря своей эксклюзивной правдивости еврейская история, отраженная в тексте ТАНАХа, превратилась в основу уже не только еврейской, но всей человеческой истории.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке