Читайте также
Сближение первородного левого антисемитизма (борьба с капитализмом и империализмом), традиционного мусульманского антисемитизма (религиозный и национальный враг) и антиглобалистского популизма (раньше его назвали бы "космополитизмом") находит отражение в антисионизме, который представляет собой объединение двух форм популизма: социалистического (против "богатых") и националистического (против иностранцев и/или империализма). Жертвеннические представления, неотъемлемая часть заявлений о безнаказанности сильных и играющих им на руку "двойных стандартах", описывают евреев как привилегированный слой, который наживается на других и извлекает выгоду из всего, в том числе из холокоста. Искажение обвинений приобретает совершенную форму (то есть, доходит до полного абсурда) в обвинении в антисемитизме того, кого называют подлым сионистом и кого освистывают под крики "вали к себе в Израиль!"
Именно с этим столкнулся Ален Финкелькраут (Alain Finkielkraut) на демонстрации "желтых жилетов" 19 февраля этого года. Странно, но крики "антисемит!" были адресованы не тем, кто называли Финкелькраута сионистом, а самому "еврею-сионисту"! Такие противоречивые обвинения стали в первую очередь отголоском "открытого письма" Алена Бадьу (Alain Badiou, ("Нувель Обсерватер", 12 ноября 2015 года), который самым возмутительным образом намеренно создает путаницу и использует против Алена Финкелькраута аргумент об антисемитизме, называя его участником "антиеврейских гнусностей". Хаким эль Каруи (Hakim El Karoui) в свою очередь писал, что Финкелькраут погряз "в ненависти к себе: он делает то, что сам осуждает" ("Опиньон", 12 октября 2015 года). Жан-Жак Бюзино (Jean-Jacques Busino) в свою очередь отметил в статье "Эдви Пленель против Алена Финкелькраута", что тот сейчас "тонет в отвратительных и опасных филиппиках" ("Медиапар", 30 сентября 2014 года).
Эти слова интеллектуалов отражают ту же чушь, что и выкрики небольшой группы "желтых жилетов" (они вдохновлены "антифашистской" и "исламо-левацкой" идеологией) и праворадикалов, чьими глашатаями стали Дьедонне и Сораль. Один наполненный ненавистью демонстрант заявил следующее Финкелькрауту: "Ты всех ненавидишь, тебе конец, Бог тебя накажет, народ тебя накажет"… На самом деле, подобная подмена понятий уже не первый год свойственна некоторым течениям "борцов за справедливость", в частности антисионистскому антисемитизму, и явно несет в себе большой потенциал агрессии.
Разумеется, не все "желтые жилеты" - антисемиты, и не все они проявляют агрессию. Как бы то ни было, мы так и не увидели однозначного осуждения ненависти к евреям и насильственных действий со стороны "желтых жилетов", которые выступают в СМИ и социальных сетях. Нельзя сказать, что "французы в целом" - антисемиты или склонны к агрессии.
В любом случае, хотя число "желтых жилетов" относительно невелико, значительная часть населения, по всей видимости, заявляет о себе через них и на протяжении многих недель подтверждает в опросах поддержку движения, несмотря на определенный спад в последнее время. Такая поддержка "желтых жилетов" со стороны французского общественного мнения говорит о высокой терпимости наших сограждан к актам насилия или даже их молчаливом (или радостном) согласии с подобными действиями. Поэтому будет интересно посмотреть, изменится ли эта поддержка после отмеченных за последние дни различных проявлений антисемитизма.
Дело в том, что движение "желтых жилетов" становится прекрасным примером неоднозначности популизма: демократический порыв вкупе с темной стороной демократии, четкий, но неправильный ответ на чувство социальной несправедливости, конспирология перед лицом сложностей, неспособная сформировать позитивный проект, злоба, бунт, который ведет к агрессии и нигилизму за неимением политического выхода. И, прежде всего, наслоение разношерстных и даже противоречивых требований и идеологических течений, которые вышли как из правых, так и левых сил.
Антисемитизм становится главной точкой сближения "правого" и "левого" популизма. Антисионистский антисемитизм переплетается с "правоборческим" популизмом: требование справедливости для всех "бедных, угнетаемых, подверженных дискриминации и исключенных", борьба с безнаказанностью привилегированных классов, элиты, угнетателей, лидеров глобализации. Образ палестинской жертвы формирует адскую причинно-следственную связь между евреями, Израилем, Западом, империализмом, колонизацией, глобализацией и капитализмом, от населенных фундаменталистами французских пригородов до забытой периферии глобализации, от "раздавленных брюссельской бюрократией" стран до государств, которых "угнетает американский империализм". Ненавистный еврей становится "врагом народа", всех борющихся народов.
Раз народы сталкиваются с такой несправедливостью, самопровозглашенные борцы с ней, глас народа или Бога (особой разницы тут нет), должны обрушить на головы виновных справедливую кару. Такой негативный популизм формирует чрезвычайно мощную динамику, поскольку пользуется отрицательными чувствами вроде злобы и мстительности. Впечатляющая аргументация преступных актов агрессии в отношении евреев во Франции и Европе является лишь тревожным следствием этого факта.
Рене Фрегози (Renée Fregosi), Le Figaro (Франция)
От редакции mnenia.zahav.ru: На днях Европейский еврейский конгресс (ЕЕК) вместе со своими партнерами из Всемирного еврейского конгресса, Трансатлантического института Американского еврейского комитета и организации Бней-Брит представили Совету Европейского союза и координатору ЕС по борьбе с антисемитизмом Катарине фон Шнурбайн план действий по борьбе с антисемитизмом. Документ представляет собой беспрецедентный план мер, содержащий конкретные предложения для Евросоюза и стран - участниц ЕС в соответствии с Декларацией Совета ЕС от 6 декабря 2018 года о борьбе с антисемитизмом и разработке общего подхода к вопросам безопасности для усиления защиты еврейских общин и организаций в Европе.
В числе рекомендаций Плана действий – призыв к государствам-членам ЕС принять полную версию рабочего определения антисемитизма, разработанного Международным альянсом в память о Холокосте, и такие важные меры, как усиление взаимодействия с общинами по вопросам безопасности, повышение качества сбора информации о преступлениях на почве ненависти и создание общих руководящих принципов для противодействия антисемитизму через образование. Это позволит добиться позитивных результатов для еврейских общин Европы в долгосрочной перспективе.
"Это прекрасный и подробный документ, который, как мы надеемся, будет принят Советом ЕС, чтобы обеспечить для наших общин более высокую степень защищенности и безопасности, - заявил президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор. – Именно это необходимо нам, европейским евреям, чтобы обратить вспять тревожную волну антисемитизма, пугающе быстро распространяющегося по нашему континенту".
"В соответствии с требованием ЕС, этот документ является нашим ответом на ненависть и нетерпимость к евреям. Если и есть возможность положить конец нынешнему потоку антисемитизма, то для этого требуется всеобъемлющий, стратегический и дальновидный ответ", - подчеркнул президент ЕЕК.