Читайте также
Недавний теракт в иранском Ахвазе мировая пресса охарактеризовала как один из самых ужасных за последние годы. И дело не только в числе жертв, но и в том, что эта экстремистская акция может способствовать внутриполитической напряженности. В частности, эксперты утверждают, что в Иране может возникнуть сепаратистский анклав по типу "НКР" в Азербайджане.
До сих пор остается неясным, кто стоит за ахвазским терактом. Первоначально ответственность за теракт взяла на себя действующая в Иране арабская сепаратистская группировка "Национальное сопротивление Ахваза". Но затем в социальной сети появилось видео от имени ИГ, в котором боевики заявляют, что теракт в Ахвазе дело их рук. Но при этом персонажи на видео само ИГ не упоминают.
Известный российский иранист Елена Дунаева считает, что наиболее вероятным организатором теракта является Движение за отделение Хузестана. В интервью haqqin.az Дунаева отметила, что теракты в этом арабонаселенном регионе Ирана - частое явление, просто до сих пор не было столь громкого и кровопролитного, как это случилось в Ахвазе. Причем террористический акт был приурочен к параду, посвященному "Священной неделе сопротивления", которая была учреждена властями Ирана во время ирано-иракской войны в 80-е годы прошлого века. "Массовые протесты в регионе Хузестан начались еще в мае этого года и формально были связаны с нехваткой воды. Спорадически происходили нападения на военных и обстрелы иранских пограничных пунктов на границе с Ираком. Арабское население Хузестана с 1960-х годов ведет борьбу за отделение. Центробежные тенденции и желание отделиться наблюдаются и в других провинциях – Курдистане, Восточном и Западном Азербайджане. Но только у арабской общины Хузестана существует такая мощная поддержка, как Саудовская Аравия, ОАЭ и другие арабские страны", - утверждает российский аналитик.
В Кувейте, Бахрейне и ОАЭ действительно на самом высоком уровне неоднократно заявляли, что Хузестан - арабская земля, и она должна быть возвращена в арабский мир. Отношения арабского населения и Тегерана стали враждебными не только из-за социальных проблем. Дело в том, что Иран считает арабов в этой провинции неблагонадежным фактором. Уже десять лет Тегеран разными путями разбавляет этнический состав Хузестана представителями других национальностей. Под разными предлогами власти переселяют туда персов. И это тоже же вызывает протесты со стороны арабов.
Как отмечает Е.Дунаева, хотя власти держат в этой провинции крупные силы КСИР, данный регион все же является самой болевой точкой ИРИ. Теракт на фоне экономического кризиса может вызвать волну недовольства и в других провинциях - Белуджистане, иранском Туркменистане, курдских и азербайджанских областях. На фоне общего тяжелого и с каждым днем ухудшающегося положения в экономике и социальной сфере иранские власти усилили жесткий контроль над всеми происходящими в стране процессами. Переход событий в Хузестане в фазу широкого вооруженного мятежа грозит опасными для целостности Ирана последствиями.
"В Тегеране уже обвинили Эр-Рияд и его союзников в организации теракта в Ахвазе. Без внешнего фактора Иран мог бы успешно поддерживать там стабильность, как это было со времен шаха Пехлеви. Но в случае с терактом главная роль принадлежит внешнему фактору, который поставил цель дестабилизировать политическую, социально-экономическую и психологическую ситуацию в Иране. С этой точки зрения нельзя исключить определенную роль и влияние на, так сказать, отдаленном доступе США и Израиля, которые наладили хорошие связи с арабскими монархиями. На провинции Хузестан сошлись ряд важных факторов: этнический, нефтяной, внешнеполитический и др.", - отмечает иранист.
Что же может противопоставить Тегеран? У Ирана есть свои последователи в Саудовской Аравии, Бахрейне, Кувейте, ОАЭ и других арабских государствах. У иранских спецслужб имеются возможности посеять религиозную рознь в этих странах. Такое уже происходило в первые после победы исламской революции годы. Иран присутствует в Ираке, Сирии, имеет много сторонников в Ливане, среди шиитов в Бахрейне, хуситов в Йемене и т.д.
"Кстати, теракт в Ахвазе в какой-то мере можно считать ответом Эр-Рияда за поддержку Тегераном хуситов в Йемене. И худший для безопасности всего Ближневосточного региона был бы сценарий, при котором Иран даст ответ посредством проиранских сил в Саудовской Аравии, Кувейте и Бахрейне. Попросту, прокси-война, которая идет между Ираном и Саудовской Аравией в Сирии и Ираке, перейдет уже, собственно, на территорию ведущих региональных государств", - предвидит иранист, отмечая, что для Тегерана Хузестан имеет особое значение еще и потому, что более 80% нефти добывается и экспортируется из этого региона.
Вместе с тем, считает Е.Дунаева, в Иране при всей воинственной риторике понимают необходимость достижения согласия с США и арабскими странами. Да, в Тегеране раздаются призывы - никаких соглашений с "Большой Сатаной", как именует иранский режим Америку, и др. Но ведь во время ирано-иракской войны у Тегерана хватило прагматизма, чтобы на фоне военных успехов заключить мир с еще более страшным для иранцев "Сатаной" - Саддамом Хусейном. И в 1988 году аятолла Хомейни призвал население: как бы горько ни было, но для восстановления страны надо согласиться на мир с саддамовским Ираком.
"Это было прагматичное решение, которое может повториться в отношениях с Дональдом Трампом", -полагает эксперт по Ближневосточному региону.
Джейхун Наджафов