Читайте также
В еврейском государстве до сих пор встречаются люди, которые не садятся в автобусы фирмы МАN только потому, что эти машины произведены в Германии. Для них Освенцим, Дахау, Бухенвальд, Маутхаузен, Собибор, как и бесчисленные могильные рвы на Украине, в Белоруссии, Прибалтике, — всегда напоминание о нескончаемой трагедии, постоянно будоражащее память. В понимании этих людей само слово «немец» никогда не станет определением только национальной принадлежности. Для них это синоним врага.С другой стороны, история пребывания немцев в Палестине достаточно долгая, и началась она как минимум еще в середине позапрошлого века. И далеко не все немцы разделяли бесчеловечную расовую идеологию и практику гитлеризма. Более того, после Второй мировой войны немало немецких мужчин и женщин в знак солидарности с еврейским народом принимали гиюр, то есть переходили в иудаизм и становились евреями и еврейками.Первые немецкие колонии появились в Земле обетованной в начале второй половины ХIX века. Лютеранский священник из Людвигсбурга, городка вблизи Штутгарта, Кристоф Хоффман, член парламента земли Вюртенберг, выпускник теологического факультета университета в Тюбингене, выдвинул идею создания нового библейского народа — Das Volk Gottes, то есть «Народа Бога». Он призвал немцев «выйти из Вавилона», переселиться на Святую землю и построить там «Царство Божье». Хотя Хоффман и его сторонники не были католиками, они посчитали себя преемниками средневекового духовно-рыцарского ордена тамплиеров (от франц. Тemple и Templiers — соответственно «храм» и «храмовники»), созданного в 1095 году по распоряжению папы Урбана II для защиты христианских паломников, направлявшихся в Иерусалим. Однако в 1312 году папа Климент V этот орден упразднил. Чтобы отличать средневековых «храмовников», большинство которых были французского происхождения, от последователей немца Кристофа Хоффмана, последних иногда именуют тамплерами. Однако такая дефиниция неверна ни с исторической, ни с филологической точек зрения. По-немецки «храм» — Tempel. Сам Хоффман, создавший «Храмовое общество» («Tempelgesselschaft»), известное также как «Общество друзей Иерусалима» («Jurasalemfreunde»), считал себя тамплиером. По его мнению, «Народ Бога» нигде не может пребывать, кроме как на Земле обетованной. Показательно, что в 1859 году Хоффмана и его сторонников отлучили от евангельской церкви. И тем не менее призыву «храмовников»-евангелистов последовали вначале десятки, а потом сотни немцев.В 1868 году вместе с основателем движения и его семьей на Землю обетованную из немецких земель переселились только 30 человек. И они сразу же организовали в Хайфе, на склонах горы Кармель, «Первое немецкое общество тамплиеров на Святой земле». В следующем году в Палестину переехал уже 71 тамплиер, а в 1875 году — 750. Селились немцы, прибывавшие в основном из южных районов Германии, в разных местах тогдашней Палестины — в Шароне, ныне это район Кирьят в Тель-Авиве, в Эмек-Рефаиме в предместье Иерусалима, в Нижней Галилее. Много немцев предпочло жить в тогдашнем пригороде Хайфы, городе, ныне считающемся «северной столицей Израиля». Обычно немцы селились компактно, создавая свою «слободу», которая на иврите называется «мошава германит», что в буквальном переводе с иврита означает «немецкая колония».Иерусалимский район мошава германит был основан в 1868 году. В следующем году турецкие власти, владевшие в те времена Палестиной, разрешили немцам купить в Эмек-Рефаиме значительный по площади участок земли. Тогда же Совет тамплиеров принял решение о создании в Иерусалиме своего духовного центра.Во время посещения Палестины в октябре 1898 года германским императором Вильгельмом II с супругой состоялась их встреча с тамплиерами. Монаршья чета благословила создание на Земле обетованной «Общества поддержки немецких поселений» с уставным капиталом в 128 тысяч марок. После визита германского кайзера количество немцев, желавших здесь укорениться, резко возросло. Причем переезжать стали не только тамплиеры. Прибыло даже несколько семей российских немцев. На Святой земле былиоснованы новые немецкие поселения. Так, в 1902 году в районе Лода был выстроен поселок Вильгельмина, а в апреле 1906 года заложены поселения Вифлеем Галилейский, ныне Бейт-Лехем ха-Глилит, и Вальдхайм, а ныне Алоней Аба. Эти поселения имели немалое значение для организации паломнического туризма к святым местам Галилеи и озера Кинерет, или, как его еще называют, Тивериадское озеро или Галилейское море. Весьма примечательно, что новые поселки были основаны преимущественно тамплиерами, переселявшимися из Хайфы, большинство которых представляло уже второе поколение палестинских немцев.Среди тех, кто закладывал поселение Вальдхайм, — известный архитектор, инженер и археолог Готлиб Шумахер. Еще в 1895 году турецкие власти назначили этого тамплиера главным инженером Акко, городка в 18 километрах к северу от Хайфы. Несомненно, Шумахер был видным специалистом, ибо благодаря разработанным им планам на рубеже ХIХ— ХХ веков получил развитие хайфский порт, построен мост через реку Кишон и железная дорога Хайфа—Дамаск. Эта железнодорожная ветка составляла часть многокилометровой магистрали, по которой можно было добраться не только в Дамаск, но и из Стамбула в Каир. Железнодорожная связь Израиля с соседними странами полностью прекратилась 15 мая 1948 года, когда коалиция арабских государств атаковала только что провозглашенное еврейское государство.Большинство немецких тамплиеров-переселенцев занимались в Палестине сельскохозяйственным трудом. Именно благодаря им на европейском рынке стали пользоваться популярностью так называемые «яффские апельсины». Тамплиеры первыми стали активно разводить коров и налаживать молочное животноводство. Преуспели палестинские немцы и в производстве мыла из оливкового масла. В начале прошлого века «мыло со Святой земли» стало известным брендом и импортировалось в Европу и за океан. Несомненно, трудолюбивые тамплиеры, как первопроходцы, внесли важный вклад в повышение урожайности местных сельскохозяйственных культур, строительство дорог, развитие ремесел и бизнеса.Немцы строили дома в своих палестинских «слободах» весьма капитально. Они очень похожи на те, в которых хозяева жили в Германии. И сегодня в мошавах германит можно видеть двухэтажные особняки под красными черепичными крышами с огромными подвалами для хранения продуктов. Тамплиеры привезли на территорию Палестины первый дизельный мотор для откачки воды, построили первую на Ближнем Востоке механическую давильню для отжима оливкового масла. Они же познакомили местных жителей с основами пивоварения, виноделия и садоводства. Тамплиеры обзавелись собственными школами, больницами, аптеками и культурными центрами.В 1914 году, накануне Первой мировой войны, на территории Палестины проживало 2200 тамплиеров и еще не менее тысячи немцев, не относившихся к этой религиозной группе. Еврейское население тогда составляло примерно сто тысяч человек, а арабское — около полумиллиона. В те времена отношения между тамплиерами и евреями иначе как дружескими назвать нельзя. Израильский архитектор и историк Давид Кроянкер, автор работ по истории мошав германит на Земле обетованной, пишет в одной из своих статей: «Немцы, пользуясь патронажем евреев, открывали собственные магазины, лечились у еврейских врачей. Предпринимателей из двух общин связывали хорошие партнерские отношения, еврейские торговцы экспортировали немецкие товары, в кинотеатрах шли немецкие фильмы». Особенно сближало знание языка — образованные евреи любого происхождения свободно говорили на немецком, да и идиш, родной язык большинства европейских евреев, родствен немецкому, а потому был понятен любому выходцу из Германии. Тамплиеры весьма дружественно относились к евреям, возвращавшимся в Эрец-Исраэль — Землю Израилеву, на свою историческую родину.В 1918 году, после того как английские войска оккупировали Палестину, немцы, как представители недружественного государства были выселены в Египет. Но в 1922 году британцы, наслышанные о трудолюбии тамплиеров, разрешили им вернуться.
Национал-социализм на Святой земле
С приходом Гитлера к власти в Германии в отношениях евреев с большинством тамплиеров произошел разрыв. Значительная часть палестинских немцев вступила в нацистскую партию. В немецких «слободах» начали действовать гитлеровские пропагандисты. Мошава германит Шарона в Тель-Авиве превратилась в палестинский центр нацизма. Там был создан так называемый «коричневый дом», из которого расходились антисемитские пропагандистские материалы не только по Палестине, но и по соседним странам. Важно отметить, что нацисты возлагали надежды на распространение своих человеконенавистнических идей и среди местных арабов. Отделения Национал-социалистической немецкой рабочей партии были открыты в Хайфе, Яффе, Иерусалиме и в ряде других мест компактного проживания немецкого населения. Главой тамплиерской общины стал Корнелиус Шварц, личный друг Рудольфа Гесса. Шварц возглавил банду штурмовиков, которые выявляли и преследовали тех немцев, которые отказывались присягать на верность Гитлеру и рейху.Руководителем, иначе говоря, фюрером, иерусалимского отделения партии был назначен Людвиг Буххальтер, учитель по профессии. Он координировал свои действия с Вальтером Долем, генеральным немецким консулом, резиденция которого располагалась в Иерусалиме. Буххальтер, уроженец Палестины, никогда до того времени не бывавший в Германии, тем не менее состоял в активной переписке с МИДом в Берлине. Он смог настоять на отзыве из Иерусалима предыдущего немецкого генконсула доктора Генриха Вольфа по причине «нахождения того в браке с женщиной семитского происхождения».В конце сентября — начале октября 1937 года Шарону, немецкую «слободу» в Тель-Авиве, посетил Адольф Эйхман, тогда всего лишь гауптшарфюрер СС (оберфельдфебель), позже получивший должность заведующего отделом гестапо, призванного «окончательно решить еврейский вопрос». В Палестине Эйхман встречался с местными нацистами и лидерами тех арабских кланов, которые к ним присоединились. Однако долгого пребывания среди своих палестинских единомышленников у Эйхмана не получилось. Опасаясь протестов антифашистов и действий еврейских боевиков, англичане выслали его из Палестины. В следующий и последний раз Адольф Эйхман окажется в Иерусалиме в 1960 году. В Святой город его доставят агенты МОССАДа. Они выследили и выкрали бывшего оберштурмбанфюрера СС Адольфа Эйхмана, палача еврейского народа, сбежавшего от возмездия после войны в Аргентину. В Иерусалиме Эйхмана судили и приговорили к смертной казни. В ночь с 31 мая на 1 июня 1962 года его повесили в тюрьме города Рамле. Но в 1937 году свою судьбу Эйхман предугадать не мог. Примечательно, что с целью лучшего выполнения порученного ему задания Эйхман пытался даже учить иврит.Тех палестинских тамплиеров, кто отказывался сотрудничать с нацистами, возлавил Готлиб Борль, владелец самого большого в то время кинотеатра в Иерусалиме. Людвиг Буххальтер объявил его предателем, когда Борль отказался вывесить перед своим кинотеатром нацистский флаг и демонстрировать пропагандистские нацистские фильмы. Дочь Борля вышла замуж за тамплиера, откровенного антинациста. На свадьбу были приглашены еврейские друзья семьи. После этого Буххальтер уведомил Борля о том, что присутствие его семьи на воскресных богослужениях общины «отныне неуместно». Когда нацисты стали угрожать Готлибу Борлю и его семье расправой, на защиту антифашистов встали еврейские боевики. Нацисты немедленно отступили, ибо понимали, что в подобном столкновении победа никогда не будет за ними.Фашиствующим палестинским тамлиерам германский МИД вернул гражданство. Но при этом они обязались проходить военную подготовку на территории исторической родины. Некоторое количество палестинских немцев, вернувшихся в Германию, было призвано в вермахт и попало в части СС. Но с началом Второй мировой войны англичане, не надеясь на лояльность немецких тамплиеров, выслали почти всю общину в Австралию. И все-таки к концу войны на территории Палестины оставалось 280 тамплиеров и 48 немцев, не имеющих к этой общине какого-либо отношения. В апреле 1948 года, за три недели до провозглашения независимости Израиля, около трехсот немцев на предоставленном англичанами корабле покинули порт Хайфа и через британский лагерь на Кипре отправились в Германию и Австралию.В сентябре 1952 года между Израилем и Федеративной Республикой Германией был заключен Договор о репарациях. Согласно этому соглашению ФРГ обязывалась выплатить еврейскому государству компенсации за использование рабского труда во время Холокоста. Одновременно Израиль обязался выплатить Германии стоимость земли и имущества, утерянного тамплиерами, жившими в Палестине в ХIХ—ХХ веках. Ущерб оценили в 50 миллионов тогдашних немецких марок.
Свято место и для немцев пусто не бывает
Сегодня тамплиеров в Земле обетованной нет. Однако история немцев на Святой земле продолжается.Подобные совпадения встречаются редко. Но через сто лет после прибытия на территорию Палестины первых тамплиеров в Израиль переселились несколько сотен представителей Вефильской немецкой общины. Вефиль — город в Древней Иудее, именем которого названа одна из христианских организаций Свидетелей Иеговы. Если тамплиеры селились отдельно от евреев и арабов, образуя свои «слободки», то «вефильцы», наоборот, намеренно построили свои дома рядом с евреями.Первые представители Вефильской немецкой общины переехали в Израиль в 1963 году. Они поселились в городке Зихрон-Яаков, расположенном на хребте горы Кармель, недалеко от Хайфы. «Вефильцы» не стали возводить свою церковь. Вместо этого они построили завод «Бейт-Эль» и объявили своей целью защиту еврейского государства.Завод «Бейт-Эль» — мировой лидер в производстве тончайших фильтров, очищающих воздух от отравляющих веществ, бактерий и радиационных частиц. Рабочий язык на заводе немецкий, на котором написана и вся технологическая документация. Большинство вывесок в Зихрон-Яакове также продублированы на немецком. Директор завода Альбрехт Фухс в беседе с корреспондентами сказал: «Мы христиане-сионисты. Что это значит? Мы получили нашу веру от еврейского народа: и Танах, и Новый Завет. То, что мы делаем для Израиля, это то совсем немногое, что в наших силах».Как известно, в иудаизме на миссионерство наложен строгий запрет. Согласно иудейской вере, достаточно соблюдать семь заповедей Ноя, и место в раю душе такого человека обеспечено. Гиюр возможен только при страстном желании будущего гера, то есть человека, решившего стать иудеем. Сразу после Второй мировой войны немало немцев, потрясенных Холокостом, сотворенным их соотечественниками, прошли гиюр и переехали в Израиль. Таким образом они полностью солидаризировались с еврейским народом.Знаменитая израильская актриса Орна Порат, в девичестве Ирена Кляйн, — одна из них. Она родилась в 1924 году в Кельне в немецкой семье. В 1940—1942 годах обучалась театральному искусству. В юности состояла в нацисткой организации «Гитлерюгенд», но, узнав в конце войны о злодеяниях своих соплеменников, собиралась уехать в Советский Союз. Однако судьба распорядилась иначе. В 1945 году она встретила британского солдата еврейского происхождения Йосефа Протера (Пората), приняла иудаизм и переехала в Израиль. Орна Порат — создатель и руководитель первого израильского детского театра, которому при жизни актрисы присвоено ее имя — Национальный театр для детей и юношества имени Орны Порат. Она — лауреат нескольких израильских и международных театральных премий. Ее имя вошло в Еврейскую энциклопедию. Несколько лет назад в беседе с автором этой статьи Порат сказала, что для нее примером была Нахида-Рут Лазарус, жена немецкого писателя, ректора Бернского университета, автора книг по иудаизму Морица Лазаруса, сына раввина. Нахида-Рут Лазарус, немка, прошедшая гиюр, написала несколько книг по иудаизму. Ее самый известный труд — «Еврейская женщина» с предисловием М. Лазаруса вышел на немецком языке в 1882 году, а в 1902 в переводе на русский.В Хевроне проживает сын нацистского судьи, ныне религиозный еврей, сторонник одной крайне правой израильской партии. Двадцать лет назад, получив в Германии диплом врача и совершив гиюр, в Тель-Авив переселилась внучка видного нацистского функционера. Сегодня она жена офицера израильской полиции, мать четверых детей.Иерусалиме моим соседом долгое время был Гедалий, в прошлом Ганс, Кранц, преподаватель в одной из тамошних иешив — иудейских религиозных учебных заведений. Он уроженец Берлина, немец по происхождению. Женился уже в Израиле, в его семье двенадцать детей. Гедалий нередко беседовал со мной, рассказывал о себе. Узнав, что его мама работала уборщицей в берлинской еврейской школе, я решил, что именно этот факт каким-то образом подвигнул ее сына на переход в иудаизм и переезд в Израиль. Но я ошибся. Однажды Гедалий пригласил меня на празднование Песаха. Беседуя с ним на разные темы, я тогда рассказал ему о семье моей мамы Сои Захаровны Трейберман, уроженки украинского местечка, капитана медицинской службы, прошедшей дорогами войны от первого до последнего дня. Почти все родственники моей мамы, включая отца, сестер, братьев, племянников, были убиты немцами и их сателлитами. И вот тогда Гедалий признался мне, что именно Холокост стал побудительным мотивом его перехода в еврейство. «Немцы виновны в гибели шести миллионов евреев, — объяснял мне свою позицию Кранц, — перейдя в иудаизм, я увеличил количество евреев вначале на одного человека, а женившись и создав семью, смог довести это число до тринадцати».За каждый уничтоженный нацистами миллион евреев немец по происхождению и еврей по вере Гедалий Кранц вырастил двух своих детей! Наивно? Отнюдь! Ведь первая же заповедь иудаизма гласит «Пру вэрву!», что в переводе означает: «Плодитесь и размножайтесь!» И Гедалий, как благочестивый иудей, этой заповеди неуклонно следует. С другой стороны, получается, что благодаря таким, как Гедалий, немецкое присутствие на Святой земле ни в коем случае не уменьшается. Наоборот, оно неуклонно будет расти!