В чем мои претензии?
Фото: Getty Images
В чем мои претензии?

Шили плотники штаны –

Вот тебе и брюки!

Пели песенку слоны –

Вот тебе и звуки!

Лили воду в решето –

Вот тебе и здрасте!

Лучше все-таки делать то,

Что ты делать мастер!

Ю. Ким

Шутки-шутками, но во всех этих палаточно-заплаточных протестах явно чувствуется рука опытного профессионала: правильно выбираются болевые точки, реальные проблемы израильского общества. Ну, то есть, это, конечно, не значит, что они собираются их решать, решить-то они не смогут, даже если бы захотели, да и не захотят, если бы даже и могли. Если доберутся они (не приведи Господи!) до власти, главной и единственной задачей будет самоликвидация нашей страны, плечом к плечу с любимыми европейцами, которые уже активно самоликвидируются у себя дома (один отставной немецкий банкир даже книжку про это написал – бестселлером стала

Но проблемы, как сказано, вполне реальные. И не последняя из них – проблема ультраортодоксов.

Дискуссии на эту тему в русскоязычной прессе и интернете возникают постоянно, и когда в очередной раз в нашей Гостевой кто-то потребовал прекратить ультраортодоксальный паразитизм, а в ответ услышал обиженное замечание – Бунюэля-де за казенный счет изучать можно, а Рамбама нельзя, и вообще шестидневная война была выиграна не столь за счет героизма солдат, сколь благодаря интенсивным молитвам ультраортодоксов – я, прежде всего, выяснила, кто такой этот самый Бунюэль, и решила не писать про него диссертацию, а разобраться по существу.

Никоим образом не отрицая пользы молитвы как таковой, позволю себе все же усомниться в пользе подобной специализации. Молиться-то все мы умеем (особенно, как припечет!), и уж тем более умеют наши солдаты, среди которых чем дальше, тем больше религиозных. У христиан есть, правда, монахи, сиречь профессиональные молитвенники, за наличный расчет освобождающие единоверцев от этой скучной обязанности, но они, по крайности, застрахованы от демографического взрыва, да и потом, согласитесь, все-таки не еврейский это обычай.

Что же до науки, то в университетах (не только израильских и даже не только еврейских) Рамбама изучают явно больше, чем Бунюэля, так чего же ради еще и ешивы содержать? Может, все-таки дело в том, что в ешивах Рамбама (и не только его) не «изучают» вовсе, а…
На одном из своих концертов рассказывал, помнится, Ю. Визбор, как на какой-то альпинистской базе сломался генератор, и хозяйка обратилась за помощью к двум случившимся там знаменитым физикам-теоретикам… Принцип действия генератора маститые физики, конечно, знали, но вот почему в данном конкретном случае он не крутится, и что надо сделать, чтоб закрутился… Даже десяток нобелевских лауреатов не заменит в конкретном случае одного монтера дядю Васю, потому что физики теорию учат, а дядя Вася обучен практическим приложениям этой теории, даже если сам с нею не очень-то знаком. Так вот, в университете учат Рамбама как теорию (как Бунюэля), а в ешиве учат (и заново разрабатывают) практические приложения этой теории, т.е. ГАЛАХУ.

Для чего нужны практические приложения теории физиков – спросим дядю Васю. Практических приложений теории про Бунюэля нет и не предвидится (если даже повезет ему основать в кинематографии школу, вряд ли последователи используют в своей работе написанные про него диссертации), так что, как всеми признано естественным, университетские исследователи бунюэлей (а равно и рамбамов!) учатся большей частью на безработных. А вот, нужна ли нам галаха? Есть, несомненно, определенный сектор в обществе, которому да, нужна, так мало ли кому чего нужно… Кому-то нужна филателия, кому-то астрология, кто-то разводит морских свинок – что ж их теперь всех на госфинансирование брать?

Примерно так рассуждала я лет 20 назад, ибо полностью разделяла мнение Герцля: "Солдат – в казармы, раввинов – в синагоги". Герцль явно следовал европейской модели, и правильно делал, ибо в его время эта модель была в мировом масштабе наиболее успешной. А я его мнение разделять перестала потому, что в наше время она успешной перестала быть. Наши недостатки суть продолжение наших достоинств, очень многие полезные лекарства оказываются при передозировке смертельным ядом, и главный враг Европы сегодня – зашкаливающий индивидуализм.

Религия еще может существовать в качестве личного хобби отдельных граждан, но стоит донестись из церкви малейшему писку (не важно, какого содержания), как общество недвусмысленно намекает: «Молчи, авось за умного сойдешь!», – и в результате на ура принимаются идеи вроде «глобального потепления», на порядок превосходящие завиральностью все троичности и реинкарнации вместе взятые.

А уж защитой Отечества в порядке личного хобби заниматься ну никак не получится. Ни самое современное оружие, ни самый обученный спецназ не помогут государству, граждане которого ниже своего достоинства почитают солдатскую службу. Не зря Европа в страхе и трепете любому потенциальному агрессору все места лижет. Израилю же такой путь, понятно, заказан, если жизнь дорога.

Да беда-то вся в том, что поведение элиты нашего общества напоминает мне старый ГДР-овский анекдот: В Берлине жара, все снимают с себя все, что только возможно снять, не нарушая приличий, а товарищ Ульбрихт приходит в плаще, калошах и с зонтиком. На робкий вопрос, не жарко ли ему, отвечает внушительно: "Это тут жарко, а в Москве дождик!". Такая элита, что во всех СМИ и университетах сидит, да и на политику сильно влияет, любого ХАМАСа опаснее, но найдется ли в обществе, чем ее заменить?

Существует ли такая группа – не отдельный нетипичный «хороший человек», а сообщество – обладающее своей культурой, системой ценностей, традицией и моралью, способное без подкормки выжить в современном мире с его наукой и техникой, да еще и детей рожать? В Европе – не заметно, у нас, как минимум, одна – есть. Это т.н. «вязаные кипы», сиречь религиозные сионисты, последователи рава Кука.

Теперешняя элита-самоубийца это понимает и делает все от нее зависящее, чтобы уничтожить опасного конкурента. В частности, именно это (а вовсе не мир с арабами, которого, все одно, не было и не будет) является целью пресловутой антипоселенческой кампании.
Но время работает против «европейцев». Самым серьезным препятствием на пути «вязаных кип» являются сегодня уже не они, а – вы будете смеяться – ультраортодоксы. Дело в том, что идеология "вязаной" элиты в немалой степени построена на уважении, продолжении и развитии той самой традиции, в еврейском народе "галахой" именуемой, так вот в настоящий момент не можем мы создать «государство галахи» за полным отсутствием… «галахи государства».

В настоящий момент остается она, в основном, галахой галута (диаспоры), о чем неопровержимо свидетельствует, как минимум, одна очень заметная «фигура умолчания». Нигде она не определена, не описана, не упомянута, но выдерните этот гвоздь – все здание окажется в руинах. Имя ей – «шабес гой».

По нынешнему состоянию галахи БЕЗ НЕЕВРЕЕВ (или, как минимум, евреев, что галаху не исполняют и не собираются!) МЫ НЕ МОЖЕМ:

1. Обеспечить работу предприятий непрерывного цикла, причем, не только в промышленности (нельзя на субботу ни электростанцию выключить, ни домну затормозить), но и в бытовой инфраструктуре. Да, скорая помощь и сейчас к больному приехать обязана и в субботу, и даже в Йом Кипур, но как вызвать ее, если не подводится под "пикуах нефеш" устранение аварии в телефонной сети? А если в субботу прорвет канализацию? Конечно, от этого еще никто не умирал, но три квартиры, залитые дерьмом, в такой святой день все-таки не подарок. А как вам отключение электричества при тридцатиградусной жаре (тут вам и кондиционер, и холодильник) – ведь даже кнопку вылетевшего предохранителя нажать нельзя, а в доме – дети маленькие? Рассказывали мне, помнится, трогательную историю про командира гражданской обороны небольшого городка, что в Йом Кипур в синагоге сидел со включенным переносным телевизором на поясе, чтоб, значит, в случае чего… Но много ли стоила его бдительность без тех евреев, что не в синагоге, а в телецентре тот день провести были готовы?

2. Даже надлежащим образом субботу отпраздновать. Во времена не так давно прошедшие непременным условием существования любой (в т.ч. еврейской) общины была территориальная близость: рядом жить, тут же работать, друг с другом родниться, в одном храме молиться и детей в одну школу слать. Сегодня это стало затруднительно, во-первых, потому что куда чаще меняют люди место работы, а во-вторых, потому что в разных местах живут и работают члены одной семьи. И наконец, в-третьих, существует такое явление как "хазара летшува", сиречь приход к вере людей, в атеизме воспитанных, так им никто не гарантирует, что синагога, избранная по зову сердца, от дома окажется на расстоянии субботнего пути. В субботу ездить, как известно, воспрещается, но, дабы без синагогальной молитвы и мамашиной гефилте фиш не остаться, решили ортодоксы в Нью-Йорке добираться на автобусе, только с проездным (к деньгам не прикасаться!), а баранку чтоб крутил нееврей. …А ну как не найдется такого?

Это – навскидку, то, что знаю я, а я ведь далеко не все про это знаю, да и не единственная это проблема (вспомнить хоть еврейство по отцу!). Новые проблемы требуют нового галахического решения, и это не новость, так в нашей истории было всегда, а необновленная галаха – препятствие на пути сохранения еврейского характера государства: либо смиренно признать свою зависимость от арабов или, хотя бы, филиппинцев, либо не допускать увеличения среди евреев процента соблюдающих традиции – третьего не дано.

Вы скажете: на ортодоксах свет клином не сошелся, есть еще и реформисты, и консерваторы… Не подойдут, ибо цель их – не сохранение народа, а его безболезненное отмирание. Зачем им галаху реформировать, когда гораздо проще вовсе ее не исполнять? Они – сторонники европейского пути, естественные союзники той элиты, что свое уже отыграла.

Вы скажете: ультаортодоксы и сами далеко не едины (в том числе и в вопросах галахи). Есть расхождения между ашкеназами и сефардами, хасидами и митнагедами, Сатмаром и Любавичем… А никто и не предлагает всех стричь под одну гребенку. Вносить в галаху изменения в связи с новой ситуацией, вовсе не значит, Боже сохрани, всю ее переделывать. Как известно, дополнять можно, а отменять нельзя. И если какие-то новые одинаковые правила для всех появятся, потому что одни и те же практические проблемы решать придется, так и старые, разные, не денутся никуда.

Вы скажете: в некоторых ультраортодоксальных общинах (тот же ХАБАД!) большинство служит уже давно. Создаются для них даже отдельные подразделения, например, Нахаль Хареди, куда идут они охотно, и даже в других подразделениях местами и временами встречаются. Но это, в лучшем случае, только начало большого пути к Галахе, в принципе совместимой с потребностями современного мира и современной войны. Такие серьезные решения не может своею властью принять ни отдельный рав, ни даже целый ХАБАД – тут широкий консенсус нужен.

Вот что рассказывают, например, те же ультраортодоксальные бойцы пограничных войск (МАГАВ): …наряду с ортодоксами, в МАГАВе служат много друзов. Согласно Галахе, мы обязаны уважать религиозные чувства национальных меньшинств, а друзы, в свою очередь, уважают наши религиозные убеждения. Поэтому в дни друзских религиозных праздников наше командование старается дать возможность как можно большему количеству бойцов-друзов отдохнуть и отметить праздники, и наоборот, в дни еврейских праздников, если, конечно, позволяет оперативная обстановка, друзы заменяют нас.

При всей положительности дружбы народов и уважения к чужим религиозным праздникам… что бы они без друзов делали, а?..

Покуда в армии служат только отдельные-нетипичные ультраортодоксы, за широкую друзскую спину спрятаться можно. Только когда служить будет большинство парней из их паствы, придется равам проблемы рассматривать всерьез и накопят они достаточный опыт, чтобы решение реально соответствовало ситуации. А пока вся община в башне из слоновой кости сидит, пользы нам от них – как от Эйнштейна для починки генератора. Разница только в том, что Эйнштейн зато теорию относительности выдать может, а ультраортодоксы – колесо от водяной мельницы по патенту трехсотлетней давности организовать, да вот беда – мельницы такие нынче крутятся только в музее.

Среди самих ультраортодоксов появились уже люди (причем, достаточно влиятельные!), что понимают это и работают в нужном направлении. Послушаем хотя бы рава Йоэля Шварца – члена комиссии, наблюдающей за выполнением галахических требований в том самом Нахаль Хареди: Катастрофа привела к краху диаспоры, договоры в Осло – к краху левых, а план размежевания – к распаду правых. Все это для того, чтобы мы поняли: главная задача лежит на плечах тех, кто соблюдает заповеди Торы. Потому что только они по-настоящему понимают, что такое Земля Израиля и что такое еврейский народ. Религиозное общество должно стать во главе промышленности и науки, научиться руководить армией, полицией, экономикой и генной инженерией по законам Торы. Мне жаль, что это мышление все еще остается достоянием отдельных личностей, а не общества в целом. Возложенная на нас ответственность чрезвычайно велика. – Но… насколько слово его сегодня весомо в харедимной среде? Из "Меа Шеарим" его, таки да, выжили, и пока непонятно, какая линия, в конце концов, одержит верх.

Работать или воевать могут и другие люди, не ортодоксы. Не то чтобы это было справедливо, но хотя бы технически осуществимо (пока что, во всяком случае), а вот создавать галаху кроме ортодоксов не может никто. Это – то, что они должны делать для еврейского государства и для всех нас, но сегодня они НЕ ДЕЛАЮТ этого. И не могут сделать, пока все они, включая "ультра", не перестанут корчить из себя аристократию, не начнут жить жизнью простого еврея, со всеми его проблемами и заботами.

counter
Comments system Cackle