Читайте также
Сам я по образованию - человек не редкой профессии. Попросту говоря - инженер. Инженер-механик. В Советском Союзе инженером был чуть ли не каждый второй еврей. Примерно та же пропорция наблюдалась и среди репатриантов большой алии. Я еще надеялся доработать до израильской пенсии в этом статусе, и даже курсы повышения квалификации инженеров здесь прошел, но найти работы не смог: конкуренция была слишком велика, а мой инженерный талант - не бог весть какой. Пришлось переквалифицироваться, слава богу, что не как О.Бендеру - в управдомы. Так я сделал мое литературное хобби своей новой профессией.
Недавно я разговаривал с моим другом - инженером в филиале одной из крупных международных компаний. Он мне рассказал, что в его отделе 90 процентов инженеров - "русские", и большинство из них - уже либо достигли, либо приближаются к пенсионному возрасту. А еще он рассказал забавную историю. Однажды кто-то из забредших в их отдел "аборигенов", явно не питающий симпатию к "русским", задал вопрос начальнику отдела: "Чего это у вас одни русские?" Начальник, из "местных в энном поколении", усмехнулся и ответил: "А ты приведи сюда молодого или даже средних лет инженера из местных, возьму сразу". Увы, некогда престижная профессия - в начале двадцатого века даже на дверных табличках писали "инж. Рабинович", как сейчас пишут "проф." или "адв." - совсем не популярна среди израильской молодежи. Все норовят либо по еврейской традиции во врачи или адвокаты (этих в стране огромный переизбыток), либо компьютерщики или микробиологи. Что ж, все профессии достойны, но вот с традиционными инженерами - механиками-конструкторами, электриками, теплотехниками и т.д. в стране сейчас возникла почти критическая ситуация. Их катастрофически не хватает. Поколение инженеров, прибитое к берегам Израиля в начале 90-х и сыгравшее свою роль в экономическом преуспеянии нашей страны, постепенно, но неуклонно сходит с рынка труда. А новых инженеров приходит мало. И на новую алию инженеров надежд почти нет. На инженерные дисциплины в университетах и колледжах, несмотря на то, что мест на этих факультетах и без того немного, конкурса практически нет. Престиж инженерной профессии на удивлении невысок, почти как в СССР, где смешная зарплата инженера была вечной темой для эстрадных юмористов. Хотя в Израиле зарплата инженера-механика, пусть и не такая как в хайтеке - мечте всех молодых израильтян, но вполне достойна.
В чем причина нежелания молодых людей избрать эту профессию? Причин для этого несколько, и, я думаю, здесь есть предмет для исследования социологов.
Но я хотел бы обратить внимание на одну немаловажную причину. Школу. Помните, как в свое время любимым вопросом обращенным к школьнику был: "Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?" Отбросим традиционную мечту моих современников о славе Гагарина. Но многие мечтали стать инженерами, занимались в технических кружках, изучали технические предметы. В израильской же школе при активном участии нынешнего министра просвещения Нафтали Беннета год от года снижается доля технических дисциплин. Еще бы, надо ведь углубленно изучать ТАНАХ, еврейские традиции, еврейскую историю, а сделать это можно только за счет технических дисциплин. И все призывы к изучению математики "на 5 единиц" ничего не стоят, если последовательно снижать часы на изучение математики. Никто не спорит, изучение гуманитарных дисциплин вещь неплохая, но важно соблюдать правильные пропорции. Иначе Израилю грозит перспектива в ближайшие годы остаться без инженерных кадров. Ведь даже самое прекрасное знание ТАНАХа не заменит умения создать новый прибор, танк, сложный медицинский аппарат.