Тезисы статьи в The Washington Post
▪️Несколько недель назад президент Дональд Трамп нанес удар по антиинтервенционистам внутри своей политической базы: он не только одобрил израильскую атаку на Иран, но и в итоге подключил к ней ВВС США.
▪️Это вызвало восторг у сторонников традиционно жесткой внешней политики в рядах Республиканской партии. Но на этой неделе Трамп разочаровал "ястребов", заморозив поставки ключевых вооружений другому союзнику Америки - Украине, которая продолжает сдерживать российское вторжение.
▪️На первый взгляд, эти два решения противоречат друг другу. На деле же - это две стороны одной медали.
▪️Главная проблема внешней политики США сегодня в том, что американские оборонные обязательства по всему миру превышают реальные возможности армии. Это называется "разрывом Липпмана" - по имени журналиста Уолтера Липпмана, популяризовавшего эту идею еще в 1943 году.
▪️Разрыв Липпмана подталкивает президентов к выбору между конкурирующими приоритетами во внешней политике. Если такой выбор не делать, разрыв будет лишь расти. Для Трампа полная поддержка Израиля при одновременном ослаблении помощи Украине - решение, имеющее жесткую, но логичную политическую и стратегическую логику.
▪️Пентагон, возможно, и без конфликта на Ближнем Востоке приостановил бы поставки вооружений Украине. Но близость этих событий подчеркивает: конфликты в разных регионах конкурируют за одни и те же ресурсы. Самый ценный из них - это системы ПВО, способные сбивать вражеские ракеты и самолеты.
▪️По сообщениям, Минобороны США приостановило поставки ракет "Пэтриот" Украине. Эти ракеты критически важны для защиты украинских городов от российских воздушных атак.
▪️Но они востребованы и на Ближнем Востоке: именно "Пэтриоты" помогли свести к минимуму ущерб от иранских ударов в ходе 12-дневной войны. США также использовали их для защиты базы в Катаре от иранского возмездия 23 июня.
▪️Глава бюджетного комитета Палаты представителей Том Коул в интервью заявил, что принимает объяснение администрации Трампа по поводу заморозки поставок Украине. "Мы достигли критической нехватки", - сказал он.
▪️"Я понимаю, насколько больше материалов мы израсходовали, чем кто-либо ожидал полгода назад, из-за ситуации на Ближнем Востоке" - подчеркнул Коул.
▪️Это не первый случай, когда между Европой и Ближним Востоком возникает военный "обмен".
▪️В январе 2023 года Пентагон отправил в Украину американские 155-мм снаряды, хранившиеся в Израиле. А в октябре, после начала войны с ХАМАС, те же боеприпасы были перенаправлены из Украины в Израиль. Новая заморозка со стороны Трампа тоже включает снаряды калибра 155 мм.
▪️Разумеется, главным источником "разрыва Липпмана" является не Россия и не Иран, а наращивание военной мощи Китая в Восточной Азии. Многие из тех вооружений, которые Пентагон предпочел задержать, например ракеты "Стингер", по всей видимости, предназначены для усиления американского сдерживания в Тихоокеанском регионе.
▪️Разные президенты могли бы по-своему решать проблему этого разрыва. Прогрессивный изоляционист мог бы попытаться свернуть роль Америки за рубежом. Либеральный интернационалист предпочел бы поддержать Украину и при этом избежать войны с Ираном, чтобы сохранить системы ПВО.
▪️Традиционный республиканский "ястреб" мог бы попытаться резко нарастить производство вооружений, чтобы поддержать и Украину, и Израиль - и одновременно сдерживать Китай.
▪️Но Трамп - не стратег, а популистский политик. И все же вполне понятно, почему при ограниченных ресурсах он выбирает Израиль, а не Украину.
▪️Во-первых, он не стремится перевести американское общество на "военные рельсы", что необходимо для одновременного ответа на все вызовы. Его главный экономический проект - это "Один большой, красивый законопроект", который увеличивает дефицит ради снижения налогов. А обслуживание растущего долга оставляет все меньше пространства для увеличения оборонных расходов.
▪️Трампу также ближе короткие и эффектные операции, вроде 12-дневной войны, чем затяжные конфликты, такие как война Украины с Россией. И, что немаловажно, Иран гораздо слабее России, обладающей ядерным арсеналом.
▪️Разгромив самого слабого врага Америки, Трамп может продемонстрировать военную мощь, как в операции "Полуночный молот", и при этом избежать прямого и дорогостоящего конфликта с большой державой.
Читайте также
▪️Если Трамп хочет угодить и "ястребам", и "голубям" внутри своей разнородной коалиции, то жесткая линия против Ирана и мягкая позиция по России - это логичный политический выбор. Даже если он изменит курс, "разрыв Липпмана" останется.
▪️Как сказал историк Стивен Коткин: "Спрос на американскую силу безграничен, но сама сила Америки не может покрыть все ее обязательства".
▪️Резкий поворот Трампа в сторону жесткой политики по Израилю и уступок по Украине - это не стратегическая шизофрения, а безжалостный политический компромисс. А именно к этому приводит необходимость дозировать американскую мощь.