Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

История одной подделки

Эта история, по праву занимающая свое почетное место среди историй о художественных подделках случилась более ста лет назад, получив неожиданное продолжение уже в наши дни.

17.01.2017
Источник:МЕОЦ
Zahav.ru МЕОЦ

Читайте также

Эта история, по праву занимающая свое почетное место среди историй о художественных подделках случилась более ста лет назад, получив неожиданное продолжение уже в наши дни.

Все началось с Бориса Ильича, а точнее Шломо Залман-Бера, более известного, как Барух по фамилии Шац, родившегося во второй половине XIX века в крошечном городке Ворно, что неподалеку от Каунаса. Как и положено хорошему еврею, Залман-Бер поучился в вильнюсской йешиве. Там, к слову, он и сдружился с группой "Ховевей Цион" (в переводе с иврита - "любящих Сион") или как их еще называли - "палестинофилов", то есть, сионистов, чьи идеи запали молодому Шацу глубоко в сердце.

Затем, однако, природная тяга к искусству и талант привели нашего героя в Париж, где он поступил в Академию живописи знаменитого художника реалиста Фернана Кормона и мастерскую не менее прославленного скульптора Марка Антокольского, став впоследствии даже его помощником. А в 1895 году, 28-летний Шац получил должность придворного художника болгарского царя Фердинанда, вскоре возглавив Болгарскую национальную художественную академию, созданную при его уже участии.

Блестящая карьера при дворе болгарского монарха, казалось, была ему теперь обеспечена. Но случившийся в 1903 году страшный кишиневский погром возвратил Шаца к проблемам собственного народа и к осознанию неумолимой верности идей Теодора Герцля и давних друзей - палестинофилов.

Впрочем, и от своего призвания Шац отказываться не собирался. Поэтому, спустя два года, на 7-ом Сионистском конгрессе в Базеле он призвал основать в Палестине, то есть, Земле Израиля, являвшейся на тот момент провинцией Османской империи, художественную школу, где молодое поколение евреев могло бы обучаться всем видам изящных и прикладных искусств.

На следующий год, он сам прибыл в Иерусалим, где открыл Школу искусства и ремесел, назвав ее "Бецалель" - в честь библейского мастера, согласно книге Исхода (Шмот), создателя Скинии, ковчега Завета и священной утвари. Рядом же, или точнее непосредственно при школе, его стараниями был также создан музей.

Это было удивительное собрание всего, что, по мнению Баруха Шаца, имело отношение к еврейской истории и могло оказаться в его распоряжении. Здесь были чучела животных, населявших страну, окаменевшие раковины ископаемых моллюсков, кресло, на котором сидел Теодор Герцль и другие не менее разнообразные экспонаты.

Многие знакомые Шаца и просто воодушевленные его энтузиазмом охотно дарили музею всевозможные вещи и произведения искусства. Так, в 1909 году, за два года до своей смерти выдающийся голландский живописец, глава реалистической Гаагской школы живописи, считавшийся Рембрандтом своего времени, а по совместительству богобоязненный голландский еврей Йосеф Исраэлс подарил своему юному другу Шацу автопортрет, несомненно, ставший жемчужиной эклектичной коллекции необыкновенного музея.

Беда нагрянула 6 лет спустя. Зимой 1915 года, в разгар Первой мировой войны, накануне турецкого наступления на британские позиции возле Суэцкого канала в свой штаб, расположенный в немецком комплексе Августы-Виктории на Масличной горе в Иерусалиме прибыл Ахмед Джамаль-паша, входящий в правящий Османской империей младотурецкий триумвират. Командующий четвертой турецкой армией и властитель всего Леванта, включая, разумеется, и Землю Израиля Джамаль-паша, известный своей решительностью и жестокостью, считал сионизм энергичным, деятельным, но анти-турецким, революционным и потому опасным движением, которое следовало подавить всеми средствами. Вскоре после его приезда три десятка наиболее активных сионистов, в том числе Давид Бен-Гурион, Ицхак Бен-Цви, Йеошуа Ханкин, Исраэль Шохат и его супруга Маня Вильбушевич были арестованы, а представитель Всемирной сионистской организации в Земле Израиля Артур Руппин и вовсе выслан в Константинополь. Безжалостно подавляя любые проявления нелояльности к турецкой власти, Джамаль-паша к середине 1916 года заслужил у арабов прозвище "ас-саффах" ("кровавый").

В том же году он нанес визит в "Бецалель", заодно познакомившись и с экспозицией музея. Нет сомнения, что среди всего обширного разнообразия, глаз всемогущего правителя немедленно отметил автопортрет выдающегося голландского художника.

Неизвестно был ли это он сам, или кто-то из его окружения подсуетился, но только после его визита испуганному Шацу было разъяснено, что за автопортретом Исраэлса изымаемому, в качестве подарка для Джамаль-паши, зайдут завтра.

Барух Шац был потрясен и расстроен. Перечить главе империи, прославившемуся своей жестокостью, он, конечно, даже и не думал, но отдавать автопортрет…. Шац встал у мольберта и… как гласит городская легенда, за одну ночь создал точную копию картины.

Вот только ни Джамаль-паша, ни кто из его слуг так за автопортретом и не пришел. Дела на синайском фронте складывались все хуже и хуже. Как видно, турецкому владыке стало совсем не до картины. А вскоре и сама Османская империя, перестав существовать, уступила Землю Израиля уже другой империи – Британской.

Шли годы. Умер Барух Шац, британцы, в свою очередь, уступили часть Земли Израиля еврейскому народу, возникло государство Израиль. А обе картины – настоящий автопортрет Исраэлса и подделка Шаца мирно висели в музее "Бецалеля" до середины 60-х годов XX века.

Наконец, в 1965 году, на базе коллекции музея "Бецалель" в столице был создан Национальный музей Израиля. Автопортрет, естественно, стал его экспонатом, а картина Шаца досталась его потомком.

Прошло еще почти полвека и курьезную историю спасения картины от грозного Джамаль-паши успели окончательно забыть. В 2010 году наследники Шаца, обнаружив у себя, как они были уверены, автопортрет знаменитого голландского живописца Исраэлса, решили продать картину на аукционе "Сотбис".

Вот только эксперты всемирно известного аукциона были людьми грамотными и стали интересоваться, каким образом, известный автопортрет, украшающий экспозицию Национального музея Израиля, может быть продан частными лицами.

Начались проверки, разбирательства и вскоре вся удивительная история, наконец, разъяснилась.

Теперь обе картины, вновь воссоединившись, выставлены в рамках выставки, посвященной подделкам и фальшивкам в изобразительном искусстве, проходящей в тель-авивском музее искусства, которая продлится до весны 2017 года. Приезжайте, и сами посмотрите!

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке