Читайте также
На прошлой неделе я побывал на конференции "Репатрианты-неевреи в Израиле: какие проблемы?" Поместил на моей странице в ФБ небольшой пост об этом. Меня поразило обилие комментариев. Они делились на две резко контрастирующие части. Многие высказывали сочувствие репатриантам, оказавшимися в Израиле людьми второго сорта. Но не меньше было таких, кто категорически заявлял: "Никакой проблемы нет. Беда только в том, что напустили сюда гоев, которые чужды этой стране, а иногда даже не скрывают своего антисемитизма". Решил, что надо высказаться основательней.
Конференция
Конференция "Репатрианты-неевреи в Израиле: какие проблемы?" была частью Восьмых Штерновских чтений. Покойный депутат кнессета Юрий Штерн считал эту тему крайне важной и много работал над ней. Он предложил способ регистрации браков между теми гражданами Израиля, которых раввинат игнорирует. К сожалению, партийные коллеги Юрия Штерна давно делают вид, что не помнят о его предложениях...
Конференция проходила в тель-авивском "Центре Леонардо". Организовал ее Дом ученых-репатриантов, руководимый Моше Кенигштейном.
Содержательный вводный доклад "Кого считать евреем? История вопроса" сделал раввин Григорий Котляр. Он привел данные о том, что в составе "большой алии" в Израиль прибыло 300 тысяч человек, не являющихся "евреями по Галахе". Котляр отметил, что это не негативное явление, свойственное алие из бывшего СССР, а отражение ситуации в мире. В диаспоре доля "негалахических" евреев составляет 50%, а в современной России – 80%! Как напомнил Котляр, отнюдь не всегда еврейство определялось по матери. В библейские времена евреями считались дети еврейского отца. Нынешний подход был введен уже в изгнании. Раввин констатировал, что пропускная способность ульпанов по подготовке к гиюру минимальна и не сопоставима с числом желающих пройти эту процедуру.
Сильное впечатление произвело сообщение "Российские евреи в поисках идентичности" доктора Елены Носенко-Штейн, ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН. Она занимается изучением различных групп российского еврейства. Носенко-Штейн сослалась на данные российской переписи 2010 года, согласно которой более 156 тысяч граждан называли себя евреями. Но это самоидентификация. По мнению некоторых специалистов, численность евреев в России достигает 220 тысяч.
Елена Носенко-Штейн составила свою классификацию российских евреев именно на основе их самоидентификации. Недаром ее известный труд, базирующийся на сотнях интервью, носит название "Быть или чувствовать?". Главный вывод ученого: в России нет единой еврейской самоидентификации. 27% считают себя атеистами. 25% - верующие, но... не в еврейского Бога. Только 13% исповедуют иудаизм, причем молодежь предпочитает реформистское и консервативное направления. 76,8% считают своей родиной Россию, 10,1% - и Россию, и Израиль. 29% признают, что их историческая родина – Израиль. Что же в этих людях осталось от еврейства? Признание своего еврейского происхождения, еврейских генов. Все эти сведения важны потому, что в Израиле кое-кто считает Россию неисчерпанным источником репатриации...
Дальнейшие выступления на конференции были не столько научными, сколько эмоциональными. Этому способствовал тон, заданный ведущим Моше Кенигштейном. Он в промежутках между докладами рассказал немало драматических историй о горестной судьбе "негалахических" евреев.
Хотя сообщение известного литератора и ученого Велвла Чернина называлось солидно: "Этно-политический аспект присутствия в Израиле неевреев" - в нем немалое место занимали личные воспоминания докладчика о жизни "смешанных" семей в СССР и Израиле. Он первым затронул политическую проблематику. Как считает Чернин, негативно отразилось на ситуации с "негалахическими" евреями то, что в последние десятилетия в главном раввинате представителей религиозного сионизма оттеснили ультраортодоксы.
Доктор Людмила Кривош из колледжа "Ораним" поделилась своими изысканиями в среде репатриантов-неевреев. Интервьюируя их, она столкнулась с многочисленными жалобами на предвзятое отношение к ним. Что интересно, особенно грубо эту группу репатриантов третируют не уроженцы страны, а "братья по алие".
Нора Амзельт – руководитель образовательных программ для репатриантов в муниципалитете Рамат-Гана. Но живое, темпераментное выступление "Быть русским в Израиле" она посвятила не своим подопечным, а личному и достаточно грустному израильскому опыту. Среди многочисленных еврейских предков докладчицы оказалась одна бабушка, лишившая внучку статуса "полноценной" израильтянки. Нора – сильная личность, она отслужила в ЦАХАЛе, получила высшее образование, приобрела прочный профессиональный статус, но не может жить спокойно, когда другие выходцы из бывшего СССР испытывают душевный дискомфорт.
Решат ли проблему научные форумы?
Ситуация с репатриантами-неевреями в Израиле обсуждается с начала 1990-х. Хорошо, что изредка проводятся различные форумы, на которых умные люди обсуждают эту тему. Но приведут ли разговоры к каким-то сдвигам?
Можно провести интервью с каждым "негалахическим" евреем в Израиле, но и без доскональных исследований понятны главные проблемы этих людей. Если они приехали сюда в юном возрасте, то для вступления в брак им придется отправляться за границу. У супругов-неевреев при желании развестись возникнут сложности. После смерти их не похоронят рядом с "чистыми" евреями. В остальном теоретически все в порядке. Но практически все не в порядке уже с детского сада. О некошерном происхождении могут не слишком тактично напомнить друзья по дворовым играм, соседи, работодатели.
"Галахические" израильтяне относятся к этим проблемам по-разному. Одни считают, что в демократической стране все граждане должны быть равны. Другие говорят, что Израиль - еврейское государство и гои, желающие здесь жить, не могут рассчитывать на равенство.
Я не буду касаться вопроса о еврейской ксенофобии, ее истоках и нынешних проявлениях. Наш народ немало обижали, и он стал довольно злым. Но дело в том, что отношение к "неоднородной" алие нельзя считать внутренней проблемой Израиля. Еврейское государство неразрывно связано с мировым еврейством, состояние которого отражает алия из любой страны. В мире происходит ассимиляция евреев. Нравится нам это или не нравится, но с каждой волной алии в Израиль будет прибывать все больше "негалахических" евреев. Наша "русская" алия с ее 25-30% неевреев покажется эталоном чистоты крови!
Израильтяне с местечковым кругозором могут считать, что обойдутся без новых потоков репатриантов. Но более мудрые евреи не могут быть безразличны к судьбе своего народа. Должен ли он отторгать от себя тысячи и миллионы собратьев с большой долей еврейской крови или обречен на медленное вымирание из-за отсутствия достаточного количества этнически чистых еврейских невест? Можно процитировать выдающихся вероучителей нашего времени, которые считают, что надо сделать все возможное для возвращения в лоно народа отдалившихся от него потомков Авраама.
К сожалению, еврейские лидеры редко обладают способностью рассчитывать на много ходов вперед. В Израиле чтят Герцля, но не дают детям читать его книги, в которых он описывал сосуществование в еврейском государстве представителей всех народов и конфессий. Принимая Закон о возвращении, отцы-основатели хотели восполнить урон, нанесенный еврейскому народу Катастрофой. Но они не подумали о том, как среди евреев будут жить – и множиться! – внуки нееврейских бабушек.
Сторонников ужесточения Закона о возвращении можно понять. Они правы: появились обладатели израильского гражданства, чуждые этой стране и даже ненавидящие ее. От них можно услышать слово "жид", именно их среда породила мерзавцев, малюющих – в Израиле! - свастики на синагогах и создававших неонацисткие группировки! Тем не менее необходимо разделить две проблемы: 1) проникновение в Израиль людей с фальшивыми метриками и враждебным настроем; 2) дискриминация членов еврейских семей, которые всегда разделяли еврейскую судьбу, но именно в еврейском государстве оказались чужими.
Самые неприятные слова надо сказать о Сохнуте, работники которого в диаспоре "гонят вал" и посылают в Израиль кого попало, чтобы богатое американское еврейство щедрей финансировало их организацию. Опять же, агитируя потенциальных репатриантов отправляться в Израиль, сотрудники Сохнута обещают всем райскую жизнь и скрывают те трудности, которые ждут новоприбывших, особенно если раввинат не сочтет их полноценными евреями. Хуже всего они выполняют важнейшую задачу по созданию еврейского образования и пробуждению еврейского самосознания.
В наши дни технически несложно разоблачить жуликов, покупающих в странах исхода поддельные еврейские документы. В Израиле пора ввести законы, предусматривающие лишение гражданства за оскорбление евреев в вербальной и иной форме (в том числе за использование эпитета "фашист", любимого нашими левыми).
Что же касается лояльных Израилю "негалахических" потомков евреев, то изменение их статуса невозможно без пересмотра отношений между государством и религией. Любые разговоры на тему "статус-кво" вызывают шумные протесты ультраортодоксов, хотя для оформления "половинками" браков в Израиле совсем не обязательно отделение религии от государства!
Если наряду с регистрацией браков в раввинате введут возможность получения свидетельства о браке в мэрии, еврейский характер государства и полномочия раввината не изменятся: школьники продолжат изучать ТАНАХ, раввинат обеспечит соблюдение кашрута, евреи будут делать сыновьям брит-милу и соблюдать свои праздники. Светские браки ничем не повредят еврейскому народу, так как прошедшие эту процедуру неевреи не будут никого обманывать и не станут объявлять себя иудеями. Раввинат противится этому, не желая хоть немного поступиться своей монополией и... ее финансовой стороной.
Вряд ли надо вносить более строгие критерии определения еврейства в Закон о возвращении. Это окончательно оттолкнет от Израиля многих из тех, кто несмотря на генеалогические сложности идентифицирует себя с еврейским народом. К тому же сегодня любая редакция Закона о возвращении не избавит часть репатриантов от неравноправия в Израиле.
Когда говорят, что еврейский народ выжил в изгнании благодаря вере, почему-то не добавляют: а иудаизм всегда отличался гибкостью, способностью давать ответы на вызовы времени! Именно в галуте изменилось определение еврея. Именно в галуте многие казавшиеся незыблемыми представления библейских времен подверглись корректировке. Увы, сейчас нет еврейских духовных авторитетов подобных по широте мышления раву Куку. Никто не решается признать, что в изменившихся исторических обстоятельствах стоит признавать евреями детей и еврейских матерей, и еврейских отцов.
Я человек светский и не берусь рассуждать о том, надо ли требовать облегчения процедуры гиюра. На мой взгляд это профанация: записывать в евреи всех желающих. В сущности, именно это обещали своим избирателям популисты из "русских" партий. Одновременно – хотя и менее охотно - они говорили о светских браках. Но ведь большинство репатриантов, проходящих гиюр, делают это только для того, чтобы облегчить себе или своим детям вступление в брак. Если бы НДИ сдержал свое обещание о введении "гражданских союзов", не было бы никакой необходимости заставлять людей лицемерить и идти в ульпаны для подготовки к гиюру.
Пока у нас действует Закон о возвращении в его первоначальной редакции, государство обязано защищать от дискриминации всех репатриантов. Особенно страдают от несправедливости, неравноправия дети. Увы, в израильских школах учащимся не прививают уважения друг к другу – как можно требовать, чтобы дети хорошо относились к репатриантам, а тем более к сверстникам-неевреям! Мне доводилось читать о том, как в США учителя проводят воспитательную работу с классом, в котором должен появиться ребенок-иммигрант. Мы до такого еще не дорасли.
На конференции, о которой я рассказываю, после перехода к дискуссиям начали выскакивать какие-то диковатые люди, голосившие: "Тора разрешает жить в этой стране только евреям!" Самые опасные враги иудаизма – те, кто извращают его дух. Всевышний дал евреям мудрые и гуманные заповеди. В Торе даже о чужеземцах говорится: "Пришельца не угнетай и не притесняй его, ибо пришельцами были вы в земле египетской". Мы же говорим сегодня о человечном отношении к членам еврейских семей.
Для того, чтобы мы стали более демократичными, цивилизованными, культурными, надо не только говорить, но и делать. Пора решительней спрашивать с тех, за кого мы голосуем: почему они нас обманывают, почему не выполняют своих обещаний, почему не добиваются равноправия для всех представителей нашей алии?