Читайте также
Интервью с главой Фонда Дружбы равом Йехиэлем Экштейном
- Вы написали несколько книг по еврейской традиции, выпустили ряд музыкальных CD с записями собственных композиций и являетесь автором таких престижных изданий, как New York Times, the Wall Street Journal и Time. А что побудило создать International Fellowship of Christians and Jews, из которого впоследствии вырос Фонд Дружбы?
- Да, действительно, я посвятил большую часть жизни Фонду, но когда-то занимался и другими вещами. После получения докторской степени в Колумбийском университете по философии религии я несколько лет преподавал в альма-матер. Кроме того, в начале 1970-х я играл в хасидских рок-группах, выпустил три альбома и даже выступал перед израильскими солдатами в 1973 году после Войны Судного дня.
Фонд, о котором мы говорим, я учредил в 1983 году в Соединенных Штатах для содействия взаимопониманию между евреями и евангельскими христианами, которые поддерживают Израиль и разделяют идеи сионизма. Фонд Дружбы - главное дело моей жизни на протяжении последних десятилетий, которому я посвящаю практически все свое время.
В 2000 году мы открыли офис в Израиле, а с конца 2014-го Фонд содействует репатриации в Израиль из стран, где евреи сталкиваются с проявлениями антисемитизма или испытывают экономические трудности. По состоянию на август 2016 года Фонд помог в репатриации более пяти тысячам евреям и членам их семей из Украины, Франции, Уругвая, Испании, Венесуэлы, Беларуси, Боливии, Грузии и других стран. Мы также выделяем репатриантам финансовую помощь в дополнение к корзине министерства абсорбции Израиля.
Важно отметить, что на протяжении всей своей деятельности Фонд поддерживал и стимулировал репатриацию в Израиль, собрав за последние 25 лет $180 млн пожертвований на эти цели. На этом фоне в конце 2014 года мы приняли решение работать с репатриантами напрямую.
- Что составляет движущую силу Керен Йедидут, кто эти люди - неевреи, жертвующие миллионы долларов на нужды репатриации? Что побуждает их быть донором подобной структуры?
- Большинство наших доноров - евангельские христиане, симпатизирующие Израилю, но есть среди них и евреи диаспоры. Жертвователи Керен Йедидут, главным образом, граждане Соединенных Штатов и Канады. Подход евангелистов основан на том простом факте, что народы, почитавшие евреев и наделившие их равными правами, - преуспели. Те же, кто нас притеснял, - напротив, потерпели неудачу. Евангелисты традиционно видят свою роль в помощи еврейскому народу в возвращении на родину и укреплении еврейского государства.
- Часто ли вас обвиняют в том, что деятельность Фонда дублирует миссию ЕА «Сохнут»? Или вам подобная «конкуренция» кажется идущей лишь на пользу репатриантам?
- Я не получал таких жалоб, скорее, наоборот. Мы и Еврейское агентство делаем одну и ту же работу, укрепляя Землю Израиля и помогая евреям во всем мире. В любом случае, в любой экономической сфере потребитель только выигрывает от конкуренции и отсутствия монополии. Это универсальный закон.
- Поддерживают ли сотрудники Фонда связь с людьми, делающими первые шаги в Израиле? И в чем конкретно заключается помощь Фонда в трудоустройстве в новой стране?
- Мы сопровождаем репатриантов не только в процессе алии, но и в их первых шагах на Святой Земле. Фонд сотрудничает с местными органами власти, облегчая вновь прибывшим процесс абсорбции, так, например, они обычно заранее знают, в каком городе поселятся. Проходят также семинары по актуальным для олим проблемам, в частности, ярмарки образования и трудоустройства. Мы ответственны за то, чтобы люди, с нашей помощью прибывшие в Израиль, обустроились здесь наилучшим образом. Менее двух лет прошло с того дня, как Фонд самостоятельно занялся репатриацией и абсорбцией, но могу с уверенностью сказать, что успех превзошел ожидания. Мы ежедневно становимся свидетелями очередной истории успеха: открытие своего бизнеса, успешное трудоустройство, первые слова на иврите, достижение детей в спорте и в учебе. Мы постоянно получаем благодарственные письма. Например, в одном из них семья Жученко, которая репатриировалась всего год назад из Харькова, поделилась радостью: «Наша мечта о создании детского сада сбылась!», отметив, что так быстро вжиться в израильские реалии им помогли семинары, организованные Фондом, а также наша финансовая и моральная поддержка.
- В каких странах работают сегодня программы Керен Йедидут и в чем специфика вашей деятельности в каждой точке земного шара? Что, например, вы предлагаете евреям Европы? Особенно на фоне резкого снижения алии из Франции.
- Как я уже говорил, мы работаем практически по всему миру. В том числе и в странах, назвать которые я не имею права, поскольку это может навредить еще остающимся там нашим соплеменникам. Европейским евреям мы предлагаем то же, что и всем остальным, решившим репатриироваться, - теплые объятия, персональное сопровождение до и после алии и материальную поддержку. Поверьте, каждый репатриант нуждается в том, что я перечислил, по крайней мере, в начале пути, даже если он состоятельный человек.
- Кроме репатриации, какие направления работы вы считаете приоритетными?
- Фонд работает в Израиле как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими структурами в таких сферах, как борьба с бедностью и социальное обеспечение, помощь в чрезвычайных ситуациях и т.п. Фонд Дружбы поддерживает множество некоммерческих организаций, помогающих нуждающимся, а также местные органы власти и государственные проекты. Кроме того, мы работаем во имя укрепления еврейских общин по всему миру.
В последние месяцы идет подготовка к запуску многоканального колл-центра, куда сможет обратиться любой израильтянин, оказавшийся в сложной ситуации. Собственно, этот «Центр Дружбы» уже функционирует, правда, пока в пилотном режиме. Но уже сегодня он взаимодействует с сотнями некоммерческих организаций в сфере социального обеспечения, предлагая оптимальные механизмы для решения проблем заявителей.
- Каковы ближайшие планы Фонда в Украине? Существуют ли специальные проекты для евреев из зоны АТО?
- Вся наша деятельность направлена на содействие репатриации, и местные координаторы Фонда отмечают рост обращений в этой связи. Когда мы только начинали, в Израиль ежемесячно отправлялся один рейс, сегодня каждый месяц в аэропорту Бен-Гурион приземляются два самолета с сотнями репатриантов из Украины и других стран. И это несмотря на множество регулярных рейсов, что означает, что мы движемся в правильном направлении.
В июле 2014 года мы организовали лагерь беженцев для евреев из зоны боевых действий на востоке Украины. А двадцать человек с нашей помощью были в разгар конфликта вывезены из Луганска. Кроме того, Фонд запустил специальную финансовую программу помощи репатриантам из горячих точек. Эти средства выделены на медицинскую помощь, образование, приобретение продуктов питания и одежды, бытовой техники, мебели и т.п.