Три двухтысячелетия
Недельная глава "Ноах" завершается историей рождения Аврама: "Тэрах родил Аврама, Нахора и Арана, а Аран родил Лота. И умер Аран при Тэрахе, отце своем, в земле рождения своего, в Ур-Касдим. И Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврама Сарай, а имя жены Нахора Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски. И Сарай была бесплодна, не было у нее дитя. И взял Тэрах Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана, внука своего, и Сарай, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышли вместе из Ур-Касдима, чтобы идти в землю Кнаанскую, и дошли они до Харана, и поселились там. И был век Тэраха двести пять лет, и умер Тэрах в Харане" (11:24-32).
Рождение Авраама явилось событием космического масштаба, явилось обновлением человечества.
Магараль со ссылкой на Мидраш "Шмот Раба" (28) пишет: "Сказано, что Авраам именуется Адамом, так он обладал ангельскими качествами, и имел при этом облик Адама, а потому зовется Человеком. И он также начало человечества, так как Исраэль зовется человеком, а Авраам был началом Исраэля" (Магараль "Тиферет Исраэль" (24)
Именно с рождением Авраама начался двухтысячелетний период Торы, о котором мы читаем в трактате "Авода зара" (9а): "Учили в доме учения (пророка) Элиягу: шесть тысяч лет существует мир. Две тысячи лет - хаос, две тысячи лет - Тора, две тысячи лет - дни Машиаха".
Действительно, Авраам родился в 1948 году, и видимо именно на рубеже тысячелетий оказался в Харане. Во всяком случае, основные вехи его жизни связаны как раз с началом третьего тысячелетия: в 2023 году произошло первое обращение Бога к Аврааму: "Уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением… а Аврам был семидесяти пяти лет при выходе из Харана" (12:4).
Завет Авраама с Богом был заключен в 2047 году, как сказано: "Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен. И поставлю завет Мой между Мною и тобой, и весьма-весьма размножу тебя… И дам тебе и потомству твоему после тебя землю твоего пребывания, всю землю Кнаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. Вот завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и вами, и между потомством твоим после тебя: обрезан да будет у вас всякий мужчина" (17:1-10).
Тогда же Аврам стал именоваться Авраамом. Жертвоприношение Ицхака было совершено в 2088 году, и в 2123 Авраам умер.
Каковы же были другие вехи двухтысячелетнего периода Торы, которому Авраам положил начало?
Сама Тора была дарована в 2448 году, а через 480 лет ("в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Исраэлевых из земли египетской ... (начал) он строить дом Господу" (1 Малахим 6:1), то есть в 2928 году царь Шломо стал возводить первый Храм, в чем выразилось воплощение всех заповедей Торы (строительство закончилось в 2935 году). Завершился же двухтысячелетний период Торы написанием Мишны. Таким образом, мы видим, что вершина дарования Торы соответствует середине двухтысячелетнего периода.
График священной истории
Между тем, как мне видится, в этой картине исторической периодизации многое проясняет приведение трех двухтысячелетних эпох в соответствие… к устройству Мишкана.
Читайте также
Мишкан представлял собой параллелепипед размером 30 локтей в длину, 10 локтей - в ширину и 10 локтей в высоту. Нетрудно заметить, что 30 локтей длины легко разделить на три равные части: 10 локтей от входа до первого священного предмета (золотого жертвенника), 10 локтей от золотого жертвенника до Святая Святых, и 10 локтей - протяженность Святая Святых.
Если же теперь мы наложим хронологическую таблицу Священной истории на схему Мишкана, то увидим удивительную картину.
Первая - пустая - треть будет соответствовать периоду хаоса. Во второй трети размещены золотой жертвенник, менора и стол с хлебами. Жертвенник естественно уподобить Аврааму, стол и хлеба - первому Храму.
Завеса, скрывающая Святая Святых, соответствует 4 тысячам лет, после которых наступает мессианский период. Святая Святых таким образом соответствует двухтысячелетнему периоду Машиаха. Размещенный посреди Святая Святых Ковчег Завета с золотыми керувами соответствуют 5 тысячам лет от сотворения мира. Это то время, когда миру была открыта книга Зоар.
Если же рассмотреть не только Мишкан, но и весь двор, в котором Мишкан размещался, то мы опять же получим вполне осмысленную картину, так или иначе повторяющую те же пропорции: периоду хаоса соответствует первая пустая треть двора, периоду Торы - треть от медного жетвенника до семисвечия, и "дням Мащиаха" оставшаяся треть, включающая Святая Святых. Двухтысячелетний период Торы, начинающийся с Авраама, соответствует на нашей схеме медному жертвеннику, Первый Храм - входу в Мишкан. Начало мессианского периода будет соответствовать Семисвечию.
Фазы истории
Кроме того, эта шеститысячелетняя периодизация хорошо согласуется с другой красивой исторической аналогией, предложенной Зоаром: "Луна в первый день нисана начинает светить, и далее она светит все больше и больше до 15 дня месяца, и диск ее наполняется… Так и Исраэль: 15 поколений от Авраама до Шломо… во времена Авраама начал светить этот свет… когда пришел Шломо - наполнился диск луны, как сказано: "И сел Шломо на престол Всевышнего царем", "луна находится в полнолунии". (Зоар ч. 1, стр. 150а).
Итак, рождение Авраама (1948) согласно Зоару соответствует рождению новой луны, а строительство Храма при царе Шломо (завершенное в 2935 году) соответствует полнолунию. Даты, как видим, близкие ко все тем же тысячелетним рубежам, во всяком случае (полумесячный) период, о котором говорит Зоар, почти равен тысячелетию (2935 - 1948 = 987)
Таким образом, если полумесячный цикл (15 дней) рассмотреть в приближении к тысячелетию, то опять же получится осмысленная картина.
Новолуние будет соответствовать созданию Адама и началу истории; рождение Ноаха (1056), обновившего Адама, будет соответствовать полнолунию, однако полнолунию, после которого диск убывает, и потому закономерно знаменуется потопом (1656).
Рождение Авраама, как сказано в Зоаре, представляет собой следующее новолуние, а царство Шломо - полнолуние. Таким образом, тысячелетие, начавшееся после этого "храмового" полнолуния, соответствует убывающей луне. Это тысячелетие было отмечено чередой катастроф - разрушением первого и второго Храмов - и завершилось разгромом восстания под предводительством Бар-Кохбы.
Следующее полнолуние (5000 год - 1240) соответствует расцвету каббалы, обретению книги Зоар. Убывающая вслед за этим луна (период, в которой мы живем) опять же, как мы видим, была отмечена великими катастрофами. Соответственно следующее новолуние и период увеличивающейся луны будет соответствовать седьмому, субботнему тысячелетию.