Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Другая Турция

Все западные страны выразили поддержку Эрдогану и осудили попытку переворота. Присоединился к ним и Израиль, выразив надежду, что процесс восстановления между Иерусалимом и Анкарой будет продолжаться.

25.07.2016
Источник:MIGnews.com
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Попытка переворота в Турции заставила все соседние страны испуганно вздрогнуть и задуматься, что это означает для них.

Как известно, вечером 15 июля военные захватили здание Генштаба в Стамбуле, перекрыли крупные мосты и ввели комендантский час. Но часть армии не поддержала мятежников, народ по призыву Эрдогана вышел на улицы и к утру бунт был подавлен, хотя скептики говорят, что противостояние еще не закончилось.

Все западные страны выразили поддержку Эрдогану и осудили попытку переворота. Присоединился к ним и Израиль, выразив надежду, что процесс восстановления между Иерусалимом и Анкарой будет продолжаться. Собственно, никакого другого варианта дипломатической реакции не могло быть. Да и надежда на дальнейшее сближение должна оправдаться, поскольку инициировал этот процесс тот же Эрдоган, который в последние дни решил наладить отношения не только с Израилем, но и с Россией, Египтом и Ираном.

Эксперты согласны, что международная политика Анкары в ближайшее время не изменится. На фоне нескончаемых войн в соседних странах - Сирии и Ираке, Турции нужны партнеры, прежде всего экономические. Обнищание населения, нестабильность, потери туристического бизнеса сказываются на рейтинге президента, которому важно быть отцом нации. И хотя нация во время путча продемонстрировала верность своему лидеру, это не повод снова ввергать ее в нищету – до поры до времени.

Зато в отношении внутренней политики Эрдоган получил карт-бланш. Запад напрасно утешает себя иллюзиями, что турки вышли на улицу, защищая демократию от силового захвата власти. Истинные сторонники демократии не стали бы дожидаться призыва президента. Тот факт, что переворот не поддержало ни общество, ни большая часть армии, говорит о том, что Турция – за Эрдогана, с его идеями дальнейшей исламизации страны, отторжения западных ценностей и восстановления Османской империи.

Разумеется, в турецком обществе еще остались несогласные, но новая реальность позволяет расправиться с ними достаточно жестко. Правительство собирается вернуть смертную казнь, отмененную в 2004 году, когда Турция делала первые попытки вступить в Евросоюз. Очевидно, будут введены и другие меры, ограничивающие гражданские права и свободы, в стране будет расти авторитаризм и влияние ислама, власть президента станет практически неограниченной.

Отразится ли это на Израиле? На первом этапе, скорее всего, нет – Эрдоган будет бороться с внутренними врагами, а Турция останется нашим вновь обретенным союзником. Но сама Турция будет все больше меняться в сторону исламского фундаментализма и антисемитизма, османских амбиций, "флотилий Свободы", исков против израильских солдат. Не исключено, что для победившего ислама сам Эрдоган окажется недостаточно хорош, и более радикальные силы сместят его вполне демократическим путем, как это сделали в Египте "Братья-мусульмане" во главе с Мурси. Впрочем, сам Эрдоган не скрывает своих симпатий к "Братьям-мусульманам" и другим экстремистским группировкам. Известна его поддержка ХАМАСа, и хамасовские лидеры не случайно в числе первых поздравили президента с подавлением мятежа.

Эрдоган может и сам в любой момент развернуть внешнеполитический курс на 180 градусов и обвинить Израиль в агрессии и оккупации. Такой поворот уже происходил, и застал наших лидеров врасплох. Сейчас они склонны считать несколько лет охлаждения между нашими странами временным недоразумением, но не исключено, что "временное недоразумение", с точки зрения нынешней Турции – это недавнее примирение с Израилем.

Возвращение смертной казни будет означать, что Эрдогану в долгосрочной перспективе уже не интересен Евросоюз и Запад в целом. Об этом свидетельствуют и нападки на США, которые Анкара обвиняет в укрывательстве лидера турецкой оппозиции Фетхуллы Гюлена, якобы организовавшего путч. Это звучит странно, поскольку военные выступали против исламизации Турции, а Гюлен еще больший сторонник исламизма, чем Эрдоган. Кроме того, президент упомянул "американских кураторов" мятежа, открыто бросая вызов США. Все это выглядит так, будто Турция собирается сформировать вокруг себя новый геополитический блок, куда наверное не прочь включить и Израиль, по крайней мере, на первом этапе. Но что делать еврейскому государству в компании Ирана, Египта, Турции и России? Как строить отношения со своим главным союзником – Вашингтоном, если США будут объявлены идейным противником этого блока? А если Израиль в итоге в этот блок не попадет – что вероятнее всего, - то будет не слишком приятно иметь его под боком.

Хотя Эрдоган представляет провал путча как результат единства народа и власти, на самом деле ситуация в стране крайне не стабильна. Мятеж продемонстрировал раскол в армии; этот раскол несомненно существует и в самом обществе, где не все согласны с курсом правительства. Да, Эрдоган будет выжигать инакомыслие каленым железом, но диктаторские меры могут вызвать новые бунты. Не следует забывать, что Турция сидит на пороховой бочке, которая называется "курдский вопрос". Если курды выступят против президента, в стране начнется гражданская война и одной горячей точкой в регионе станет больше.

Было бы лучше для Израиля, если бы переворот закончился победой? Военные в Турции всегда представляли наиболее здравомыслящую, секулярную и прозападную прослойку населения, и, возможно, с ними было бы проще иметь дело. Пример тому – сотрудничество Израиля с армией Египта, которое не прекращалось даже в темные времена "Братьев-мусульман". Но реакция общества показала, что не только другим странам, но и новому правительству, если бы оно добилось власти, пришлось бы иметь дело с той Турцией, которая не хочет идти по западному пути. Гражданская война и в этом случае была бы более чем реальна.

Пока неясно, чем закончатся события. Но иллюзии рассеялись: перед нами другая Турция, и такой она стала не 15 июля, а много раньше.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке