Читайте также
Москва не исключает участия российских военных в миротворческой миссии ООН в Сирии. Однако судьба этой инициативы пока под большим вопросом. Не исключено, что на встрече в пятницу Николя Саркози и Дэвид Кэмерон вспомнят опыт ливийской кампании и примут решение об отправке на помощь сирийской оппозиции военных советников.
Замглавы МИД РФ, спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку Михаил Богданов подчеркнул, что размещение миротворцев возможно только по договоренности с сирийским правительством. «Если мы договоримся о приемлемых для нас условиях размещения этой миссии, если будут соблюдены принципы, вытекающие из Устава ООН и международных отношений, то мы не видим в этом проблем», – сказал Богданов.
Другое непременное условие Москвы – доскональная проработка текста возможной резолюции Совбеза, чтобы не повторился ливийский сценарий, когда западные страны использовали решение СБ для оправдания массированных бомбардировок. По словам Богданова, нужно, чтобы «все эти нюансы были ясны и для нас, и для наших партнеров».
Напомним, накануне ЛАГ предложила ООН направить в Сирию совместную миротворческую миссию. Москва выразила готовность изучить инициативу лиги, но только при условии прекращения огня. Другие державы пока не спешат поддержать ее. США и их европейские союзники явно хотят избежать отправки своих войск в Сирию, где конфликт рискует затянуться на годы.
В США еще весьма свежи воспоминания о 10-летней иракской кампании, которая поглотила 1 трлн. долл. и свыше 4 тыс. жизней. Белому дому гораздо больше по душе операции наподобие ливийской, без потерь и без наземного вторжения, после которых разбирать завалы будет ООН.
Источники в дипломатических кругах отмечают, что Вашингтон сейчас больше заинтересован в таком варианте развития событий, который позволил бы сместить Башара Асада и оторвать Дамаск от Тегерана, но при этом не привел бы к анархии, как в Ливии. «Наши усилия сосредоточены сейчас на укреплении оппозиции в ее стремлении добиться мягкой политической смены власти. Мы также сосредоточены на том, чтобы увеличить гуманитарную помощь народу Сирии», – заявила официальный представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд.
Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг дал понять, что потенциальные миротворцы должны быть не из западных стран, а его французский коллега Ален Жюппе заявил, что «внешнее военное вмешательство лишь ухудшит ситуацию».
Главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Ирина Звягельская отметила в интервью «НГ», что при обсуждении вопроса о миротворцах следует учитывать позицию Дамаска, который пока не выказывает готовности принять контингент ООН. «Асад считает, что справится с волнениями. По некоторым оценкам, примерно 50% населения по-прежнему его поддерживают. Так что он крайне скептически относится к идее ввода миротворцев», – сказала она.
По мнению Ирины Звягельской, в нынешней ситуации также трудно понять, смогут ли миротворцы положить конец насилию в Сирии. «Как правило, мандат миротворцев достаточно ограничен. Кроме того, нужна некоторая стабилизация, чтобы они могли эффективно действовать», – подчеркнула она. Вместе с тем сама идея сил под флагом ООН может оказаться полезной в ситуации, когда нужно разводить воюющие стороны и находить путем переговоров взаимоприемлемые решения.
При этом собеседница «НГ» полагает, что ввод в Сирию миротворцев был бы хорошим выходом в том числе и для России, которая в силу обстоятельств оказалась втянута в этот кризис и фактически в противостояние с США и их союзниками.
Тем временем получила развитие тема оказания иностранной помощи сирийской оппозиции. По данным газеты Guardian, в пятницу в Париже в рамках ежегодного французско-британского саммита премьер-министр Дэвид Кэмерон и президент Николя Саркози обсудят возможность отправки французских и британских военных советников на Ближний Восток для подготовки бойцов так называемой Свободной сирийской армии.