Читайте также
В советское время Москва поддерживала революции и национально-освободительные движения по всему миру. Сейчас, однако, Россия не поддержала революции и восстания в арабских странах.
Москва хранила молчание, ожидая окончания событий и смены режимов, как это было в Тунисе и Египте.
В Бахрейне и Йемене Россия старалась сохранять нейтральную позицию и очень медленно реагировала на происходившие там события. Ситуация изменилась в пользу лидера Ливии. Перемены стали еще более очевидными в случае с сирийским режимом.
В то же время Россия оставила открытыми каналы связи с повстанцами, пытаясь добиться максимальной уравновешенности своей позиции.
Представляется, что Россия стремится сохранить внутреннюю и региональную стабильность арабских стран, а также поддерживать дипломатические и экономические отношения с этими государствами, независимо от того, кто, в конце концов, придет к власти.
Против "гражданской войны"
Позиция России в отношении Сирии основана на четком разграничении между необходимостью осуществления реальных реформ со стороны дамасского режима и необходимостью предотвращения любого западного вмешательства. Москва считает, что такое вмешательство будет иметь катастрофические последствия не только с точки зрения единства Сирии, но и стабильности и безопасности во всем регионе.
Москва не видит никаких противоречий в своей позиции. С точки зрения России, поддержка режима Асада направлена не против повстанцев, а на противодействие американским и французским попыткам "разжечь гражданскую войну".
Кремль уверяет, что стремится к сохранению стабильности на Ближнем Востоке и считает Сирию "краеугольным камнем" региональной безопасности. Россия опасается, что любая вспышка гражданской войны или дестабилизации в Сирии вызовет отголоски в соседних странах, в первую очередь в Ливане.
В этом контексте Россия и предоставляет политическую, дипломатическую и военную поддержку режиму Асада. В то же время Кремль просит сирийское руководство остановить насилие и провести коренные политические и социальные реформы.
Президент России Дмитрий Медведев даже предупредил, что Москва может изменить свою позицию и что Башара Асада ждет "печальная судьба", если он не сможет начать реформы и диалог с оппозицией.
С другой стороны, Москва категорически не согласна с американскими и европейскими требованиями отставки Асада и наложила вето на несколько попыток Совета Безопасности ООН принять резолюции, осуждающие Сирию за применение насилия и подавление демонстраций. Реакция арабского мира
Реакции на позицию России различны. Это, в частности, объясняется глубоким расколом и двойными стандартами, характерными для позиций арабских стран, в частности, государств Персидского залива.
Так, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (в него входят Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия) вмешался, чтобы подавить революцию в Бахрейне.
Совет решительно поддержал Али Абдалла Салиха против повстанцев в Йемене, выступил в поддержку Мубарака и его режима в Египте и принял Бена Али после побега из Туниса, однако изменил позицию, когда дело коснулось Ливии и Сирии.
Страны Персидского залива и ряд других арабских государств приветствовали позицию России, так как она соответствовала их предпочтениям.
Но с одним исключением: Сирия. Россия поддерживает режим Башара Асада, несмотря на давление со стороны Запада и стран арабского мира.
Однако это расхождение во мнениях не привело к официальной денонсации позиции России в отношении Сирии. Арабские государства, казалось, ценят и нейтральную позицию Москвы, и настойчивые требования Кремля не вмешиваться во внутренние дела арабских стран.
Гнев на сирийских улицах
В целом, позиция России по отношению к арабской весне не привлекает большого общественного интереса, за исключением разногласий по Сирии.
Популярность России на сирийских улицах снизилась. Доверие, которое Москва заработала, поддержав арабскую позицию по Палестине, Ираку и Судану, оказалось подорванным поддержкой сирийского режима.
Это привело к демонстрациям, состоявшимся 13 сентября 2011 года в ряде сирийских городов под лозунгом "Вторник гнева против России", участники которых осудили Москву за поддержку сирийского руководства.
Демонстранты несли антироссийские лозунги, в том числе: "Не поддерживайте убийц", "Не убивайте сирийцев своей позицией" и "Режим уйдет, люди останутся".
В городах Хомс и Дераа сожгли российские флаги. Такого не было в арабских странах даже во время советского вторжения в Афганистан.
За пределами Сирии общественная реакция на позицию России оказалась неоднородной.
В то время как повстанцы призывают Москву поддержать своих единомышленников в Сирии и прекратить поддержку Асада, немалая часть граждан и элиты стран Ближнего Востока полагают, что позиция России "достойна уважения".
Они ценят, что Россия, в отличие от стран Запада, не стремится вмешиваться во внутренние дела арабских государств, преследуя свои собственные интересы за счет безопасности и стабильности.
Эти тенденции набирают силу, в то время как общественное настроение египтян смещается в сторону требования большей стабильности. Первый год революции оказался изнурительным для людей, которым до революции и так было нелегко как с социальной, так и экономической точки зрения.
Возвращение Владимира Путина
Вероятное возвращение Путина к власти не особенно важно сейчас с точки зрения арабских приоритетов, но многие режимы были бы этому рады.
Многие видят в Путине архитектора российско-арабских отношений. Он сыграл ключевую роль в улучшении российско-арабского сотрудничества, которое после распада Советского Союза было на беспрецедентно низком уровне.
За два президентских срока Путин провел ряд успешных визитов в арабский регион, и ему удалось перезапустить отношения Москвы с традиционными союзниками на новых условиях. Главные среди этих союзников – Сирия, Египет, Ливия и Алжир.
Кроме того, Путин добился небывалого развития взаимоотношений России с арабскими странами Персидского залива, особенно с Саудовской Аравией, отношения с которой были в тупике на протяжении нескольких десятилетий.
Ему удалось вывести российско-арабский диалог на уровень реальных интересов, которые арабские страны стремятся поддерживать.
С точки зрения общественности, за исключением некоторых революционно настроенных молодых людей, поддерживающих через Facebook демонстрантов в Москве и Санкт-Петербурге, большинству людей, в том числе элите, похоже, президентские выборы в России не интересны. Они больше озабочены быстрым развитием экономических, социальных и политических событий в своих странах.
Лозунг "Соединенные Штаты являются любимым врагом арабов, в то время как Россия – ненавистный друг", – остается самым выразительным показателем отношения к России в арабском мире.
Нурхан Шейх, профессор политических наук Каирского университета