Читайте также
Происхождение видов
В недельной главе "Шмини" дается подробный свод правил питания, сопровождающийся своеобразным подразделением живых существ на чистых и нечистых: "Вот живые существа, которых вы можете есть…: всякое с раздвоенными копытами, с расщепленными копытами, которое отрыгает жвачку, из скота – его можете есть…. Таких можете есть из всего, что в воде: всех, у которых есть плавники и чешуя, которые в воде, в морях или в реках… Все же, у которых нет плавников и чешуи, что в морях и в реках, из всех гадов водяных, из всех живых существ, которые в воде, – мерзость они для вас. И мерзостью да будут они для вас: мяса их не ешьте и трупа их гнушайтесь. Все, у которых нет плавников и чешуи, в воде, – мерзость они для вас. А этих должны вы гнушаться из птиц: орел, орел морской и гриф, и коршун, и сокол по роду его, всякий ворон по роду его;... Всякое летающее насекомое, ходящее на четырех, – мерзость оно для вас. Это однако можете есть: всякое летучее насекомое, ходящее на четырех, у которого есть пара голеней над ступнями, чтобы скакать ими по земле. Таких можете есть из них: саранчу с ее породою, солама с его породою, харгола с его породою и хагава с его породою. Всякое же (другое) летающее насекомое, у которого четыре ноги, – мерзость оно для вас, Этими вы оскверняетесь; всякий, прикоснувшийся к трупу их, нечист будет до вечера. И всякий, носивший что-либо от трупа их, должен омыть одежду свою, и нечист будет до вечера. Всякий скот, у которого копыта раздвоены, но не в разрез, и жвачки не отрыгает, – нечист для вас: всякий, кто прикоснется к ним, будет нечист. И всякий ходящий на лапах своих, из всех зверей, ходящих на четырех, нечист для вас; всякий, прикасающийся к трупу их, нечист будет до вечера. А кто понесет труп их, должен омыть одежду свою, и нечист будет до вечера; нечисты они для вас. А вот что нечисто для вас из мелких животных, ползающих по земле: слепыш, мышь и черепаха по роду каждого, анака, варан и ящерица, и хомэт, и сова. Эти нечисты для вас из всех ползающих; всякий, прикоснувшийся к ним мертвым, нечист будет до вечера" (11:1-32).
Как можно понять такое разделение животного мира на чистых не чистых? Существует ли какой-либо биологический признак, по которому Всевышний производил это отделение? Современного человека, выросшего на идеях дарвинизма, на достижениях палеонтологии и сравнительной эмбриологии, приведенное разделение обескураживает. Нет никаких точек соприкосновения с тем, чему учат в школе. Деление животных на чистых и нечистых не коррелирует ни с каким другим их делением, основывающимся на зримых биологических признаках. Нет никакого пересечения научных критериев классификации живых существ с критериями ритуальными.
Вот мы, было, подумали, что нечисты членистоногие, но оказывается и среди них имеются немногочисленные чистые виды. Вот мы видим, что все обитатели водной стихии рассматриваются как один класс живых существ (допустим, что в данном случае речь идет об экосистеме), но вдруг оказывается, что из всего этого нагромождения червей, молюсков, ракообразных, рыб, амфибий и китоообразных неожиданно выделяется вполне биологически определенный класс костных рыб (с плавниками и чешуей)!
Более того, разделение живых существ на чистых и нечистых не совпадает также с духовным "эволюционным древом" известным человечеству задолго до Дарвина, и построенного вроде бы на том же принципе духовного соответствия. Вот в каких словах учит об этом "эволюционном древе" Сведенборг: “Животные нашей земли вообще соответствуют чувствам; животные кроткие и полезные - чувствам добрым, дикие и бесполезные - чувствам злым; в частности же: быки и тельцы соответствуют чувствам, свойственным уму природному, овцы и ягнята - чувствам, свойственным уму духовному; птицы, смотря по природе своей, соответствуют разумным началам того и другого ума. По этой причине различные животные, как-то: быки, тельцы, овцы, козы, козлы, агнцы и ягнята, равно голуби и горлицы - употреблялись для священных служб, жертвоприношений и всесожжнений; при таком их употреблении они соответствовали духовным началам, которые по соответствию понимались на небесах" ("О небесах, о мире духов и об аде" 110).
Понятно, что в конечном счете все чувства делятся на добрые и злые, на восходящие в рай и нисходящие в ад, и тот же Сведенборг сообщает: "Влиянием из Ада производится все, составляющее злые служения… Под злыми служениями разумеется все вредное в обоих Царствах, как в Царстве животном, так и в Царстве растительном, а также и все вредное в Царстве минеральном. … Достаточно назвать здесь только некоторые из них. Таковы в Царстве животном: Ядовитые Змеи, Скорпионы, Крокодилы, Драконы, Филины, Ястребы, Мыши, Саранча, Лягушки, Пауки, также Мухи, Трутни, Тараканы, Вши, Моль и, словом, все истребляющее зелень, листья, плоды, семена, пищу и питье, и наносящее вред скотам и людям. В Царстве растительном таковы все вредные, отравляющие и ядовитые травы, и такие же плоды, коренья и кустарники" ("О Божественной любви и Божественной мудрости" 341. IV).
Однако не трудно заметить, что торанический принцип деления на чистое и нечистое, при всем внешнем сходстве с подходом Сведенборга, весьма заметно расходится с ним по результатам.
Мы видим, например, что Тора не знает нечистых растений. Ядовитые растения не запрещены для пищи с ритуальной точки зрения. Так, если кто-то обладает надежным рецептом отваривания мухоморов, он вправе ими питаться. С другой стороны, как мы только что прочли, бывают съедобные виды саранчи, а кроткий невинный кролик, или тот же благородный и преданный конь, которые согласно классификации Сведенбога вроде бы должны происходить из рая – по Торе нечистые животные. Верно, что они нечисты только в гастрономическом отношении, что играть с ними и ласкать их никому не возбраняется, но как тогда эта нечистота увязывается с их "морально-этической" чистотой?!
Более того, даже и внутри собственной логики некоторые положения учения о чистоте выглядят противоречивыми.
Здесь много неожиданностей. Так мы читаем: "ползающих по земле: слепыш, мышь и черепаха по роду каждого, анака, варан и ящерица, и хомэт, и сова. Эти нечисты для вас из всех ползающих; всякий, прикоснувшийся к ним мертвым, нечист будет до вечера", между тем труп змеи как раз почему-то нечистоты не распространяет, а мед, представляющий собой отрыжку нечистой пчелы, вполне пригодная пища.
Сверхъестественный язык
Итак, мы не можем понять, на основании каких "естественных" свойств одни существа и продукты оказываются чистыми, а другие нет. Можно подумать, что не всегда так было. Можно предположить, что в древние времена, когда человек в совершенстве владел естественным языком предметов, он мог опознавать нечистоту более непосредственным образом. Однако и сегодня достаточно очевидно, что дело все же не в этом, что в вопросе "чистоты" смыслы заключены не в самих предметах, а обозначены в них Богом. Не наше исходное чувство, а именно Божественное слово формирует в нас непосредственное отношение к тем или иным продуктам. При этом с предельной четкостью выявляется главный принцип еврейской религиозности: Бог довлеет над разумом и чувством, а не разум и чувства довлеют над Богом.
Истина заключается не в "естественном свете", исходящем из предметов, а в Божественных определениях этих предметов. Вещи хороши или плохи не сами по себе, а по тому, как их оценивает их Творец.
Как говорил раби Шимшон Гирш: "Даже если бы мы смогли постичь самый глубокий смысл каждой заповеди, или Сам Всевышний раскрыл бы нам его, – мы и тогда были бы обязаны исполнять их не из-за того или иного смысла, а потому, что нам заповедал их Всесильный".
Тот, кто соблюдает кашрут, с легкостью примет эту мысль. Божественная диетология задает основу еврейского бытия, и погрешности в Божественной диете лишают еврея способности ориентации в духовном мире, а в конечном счете, и самой его уникальной связи с Создателем.