Появления в самом рейтинговом новостном выпуске страны сделали Мухаммада Маджадле заметной фигурой - одним из ведущих комментаторов, представляющих в общенациональном медиапространстве важный голос арабского меньшинства Израиля.
Однако путь 33-летнего уроженца арабского города Бака аль-Гарбия к статусу "лица с экрана", регулярно появляющегося в новостях 12-го канала, был отнюдь не простым.
А за последние два года, на фоне войны в Газе, роль представителя своей общины при одновременном учете ожиданий еврейского израильского мейнстрима стала для него значительно сложнее.
Семейные корни
Известный своим безупречным ивритом и острым политическим анализом, Маджадле признается, что никогда не мечтал о карьере в израильских ивритоязычных СМИ, и добавляет: "Меня к этому подтолкнул отец".
Выросший в образованной элитной арабской семье граждан Израиля, Маджадле действительно черпал вдохновение у своего отца - Ралеба Маджадле, бывшего министра и заметного депутата Кнессета. Он подчеркивает, что всегда считал: у арабских граждан Израиля есть важная миссия - быть мостом между еврейским государством и арабским миром.
- Когда я бывал в арабских странах еще до "Соглашений Авраама", то видел, что там по-настоящему не понимают как здесь арабы и евреи живут вместе, и что у нас есть общая жизнь, - говорит Маджадле.
Постоянный конфликт
Для него работа публичного арабского комментатора означает жизнь в состоянии постоянного конфликта - между его обществом и еврейской израильской аудиторией.
- Я против расизма и оккупации (палестинских территорий Израилем - прим. редактора) и верю в мир, - подчеркивает он. - Я часть палестинского народа, но одновременно гражданин Израиля, который уважает эту страну и ее законы. Я не вижу в этом противоречия. В арабском мире арабов-граждан Израиля считают предателями или коллаборационистами, а в то же время евреи-израильтяне относятся к нам так, будто мы хотим разрушить Государство Израиль.
Наведение мостов
После работы ведущим основного выпуска на арабоязычном выпуске израильского канала i24, а также на палестинском канале Musawa TV в Рамалле, Маджадле на собственном опыте увидел глубину медийного разрыва.
- Израильские СМИ на самом деле не понимают, что происходит в палестинском и арабском обществе, а палестинские СМИ не понимают израильскую сторону, - подчеркивает он.
В итоге Маджадле оказался между двумя "мирами", которые глубоко не понимают друг друга. Несколько лет назад, когда в арабском обществе начали происходить политические сдвиги - арабские партии стали рассматривать возможность участия в правящей коалиции, а уровень насильственной преступности в арабских городах Израиля резко вырос, - он понял, что пора делать следующий шаг.
- Тогда я увидел, что израильские СМИ неправильно освещают жизнь арабского общества, - говорит он. - Это было в 2019 году. Тогда решили создать местную арабоязычную радиостанцию "Радио Нас" в Назарете, куда я пришел работать, а затем получил возможность перейти на 12-й канал. Я сказал себе: "Мое общество зовет меня; им нужен человек, который сможет отразить их реальность для еврейского общества.
Трудные моменты
Но новые возможности не обошлись без серьезных трудностей.
- Когда я только начал работать в израильских СМИ, потерял много друзей из палестинского общества, - вспоминает он.
В арабских странах его называли "не арабом" или обвиняли в поддержке израильского нарратива. Зато реакция арабов внутри Израиля оказалась диаметрально противоположной.
- Многие здесь говорили мне: "Ты представляешь нас. Спасибо за то, что ты делаешь. Ты заставляешь нас гордиться собой и тобой, - рассказывает Маджадле.
Хотя за свою карьеру он не раз сталкивался со сложными ситуациями, самым тяжелым моментом стала "черная суббота" 7 октября - нападение ХАМАСа на Израиль и последовавшая за ним война в Газе.
- В тот день мне было очень больно. Но кроме боли я испытал и стыд, увидев, что палестинцы похищали и убивали женщин и стариков, - говорит он. - А затем, по мере продолжения войны, мне было больно за людей в Газе, потерявших дома и страдавших от голода, за мирных жителей, не имевших отношения к ХАМАСу и даже ненавидевших его.
Нежелание слушать
Больше всего его поразило то, как общество реагировало на его слова: его тепло принимали, когда он осуждал резню ХАМАСа и выражал солидарность с израильскими жертвами, но начинали атаковать, когда он говорил о происходящем в Газе.
- Когда я говорю о палестинских страданиях в израильских СМИ, израильтяне не хотят слушать. А когда я говорю об израильских страданиях в арабских или палестинских СМИ - там тоже не хотят слушать.
По словам Маджадле, после 7 октября арабские голоса в израильских СМИ оказались сильно маргинализированы.
- Израильское общество не хочет ни слышать, ни видеть арабов. И это болезненная реальность, потому что игнорирование того, что происходит по другую сторону, может, к сожалению, привести к новому 7 октября, - говорит он. - Многие в Израиле считают, что безопасность обеспечивается исключительно военной силой. Я говорю - нет. Израильтянам нужно понять, что военные достижения необходимо превращать в дипломатические решения. Моя цель - объяснить израильтянам то, чего они не видят, выходя из Газы, и показать арабскому миру, что в Израиле есть люди, которые хотят жить с арабами в мире.
Читайте также
Арабский взгляд
Говоря об освещении событий в Израиле в арабских СМИ, Маджадле признает его несбалансированность.
- Так же, как меня злило освещение Газы в израильских СМИ, меня злило и то, как арабские СМИ освещали ситуацию в Израиле, - говорит он, упоминая отрицание преступлений ХАМАСа. - Были те, кто не верил, что убивали женщин и пожилых людей. Им особенно трудно было принять, что среди жертв были и мусульмане - граждане Израиля. Мне приходилось показывать свидетельства, чтобы доказать, что это правда.
Маджадле призывает палестинцев признать совершенные зверства, чтобы обе стороны могли двигаться дальше.
- Палестинцы не убеждены, что 7 октября были совершены военные преступления, а израильтяне не убеждены, что в Газе были совершены международно недопустимые действия, - добавляет он.
Он также отмечает, что отношения между евреями и арабами внутри Израиля достигли самой низкой точки. Тем не менее, он отказывается сдаваться. Частью решения, по его словам, должно стать появление нового лидерства по обе стороны.
- Нынешнее правительство Израиля настроено радикально, некоторые министры поддерживают трансфер арабов и подстрекают против них. Это должно прекратиться. Речь не о правых или левых - правительство не должно поощрять радикализм, - говорит он.
Что касается палестинцев, Маджадле считает, что им необходимо избавиться и от ХАМАСа, и от ФАТХа. По его мнению, при существовании этих двух организаций, контролирующих жизнь палестинцев, будущего нет. Палестинцы заслуживают большего, им нужно иное руководство.
Он также призывает к обновлению арабского лидерства в Израиле и подчеркивает, что все народы на этой земле должны жить вместе на равных, без чувства превосходства или привилегий у одной из сторон.
Оставаясь оптимистом, Маджадле говорит, что намерен продолжать жить в Израиле, несмотря на заманчивые предложения работы за границей. Он надеется, что его дети родятся в более безопасной и мирной реальности.
- Это мое самое большое желание - чтобы мои арабские и еврейские друзья и я жили в более совершенном мире, - заключает он.
Источник: The Jerusalem Post