Читайте также
Пермский скандал, вызвавший волну антисемитских заявлений, получил большой отклик в израильских русскоязычных СМИ, блогосфере и социальных сетях. Все мы возмутились по поводу антисемитов, ревизионистов Холокоста и пр. Но справедливо осудив антисемитов с их звериной реакцией на все еврейское, стоит сказать и о ХАБАДе.
Конечно, жадность хозяйствующего субъекта, которым является ХАБАД на территории Перми, антисемитское зверье никак оправдать не может. Протест, принимающий такой характер - скорее на руку дельцам ХАБАДа, поскольку против их оппонентов вынуждено выступили даже те, кто ХАБАД терпеть не может. Автор этих слов вынужден был посвятить антисемитским убожествам целый ряд постов в блогосфере и социальных сетях, хотя я вовсе не симпатизирую этому движению.
В защиту ХАБАДа также следует заметить, что никакая городская администрация не обязана выполнять требования какой-то религиозной группы. Берл Лазар пришел с предложениями, которые можно принять, а можно - отклонить. Если у жителей Перми есть возражения, то, прежде всего, они должны быть адресованы властям города. Юдофобы же устроили нацистское сопротивление на ровном месте. Но…
"Тут рядом церковь стоит"
Однажды были мы застигнуты субботой с моим другом еврейским ортодоксом в одном городе. Ортодоксу полагается справлять культовые надобности по шаббатам. Поэтому он поплелся в синагогу, хоть она и была хабадная.
Других синагог в этом городе не было.
А ортодокс-литвак в хабадном бейт-кнессете, это как человек, мучимый воспалением зубов и десен, но обязанный грызть окаменевшие сухарики.
Моя программа с вечера пятницы была куда более веселой. Проснувшись в субботу достаточно поздно, приведя себя в порядок, направился я гулять по городу. Поел что-то не очень кошерное, выкурил припасенную сигару и пошел навещать друга.
Когда он вышел из этого святого места, откуда доносились крики про ребе-короля-машиаха, который скоро грядет… я увидел на его лице такую скорбь…
- Тут рядом церковь стоит, - сказал он. - Может, они ближе к иудаизму?!
Понятно, что в церковь ортодокс не пойдет. Нельзя.
Галаха запрещает даже переждать дождь под портиком христианского храма, но ХАБАД…
Это не иудаизм?
Духовный лидер литовского направления в иудаизме в Израиле, глава Поневежской йешивы раввин Элазар Менахем Шах четко формулировал: "Управляемый ХАБАДом город - не еврейский. ХАБАД - не еврейство".
В мягкой форме, переиначивая и идя на компромисс, позицию раввина иногда цитируют как: "ХАБАД - религия наиболее близкая к иудаизму". Наиболее близкая, может быть. Но не совпадающая. И в иудаизм не входящая.
ХАБАД отделился от традиционного иудаизма после кампейна "Да здравствует господин наш и учитель - Царь Машиах!".
"Это уже было для большинства религиозных евреев - нечто невозможное" - говорит раввин Элиягу Эссас. Когда же, после смерти их ребе, ХАБАД стал уверять, что их "Машиах" не умер, ересь профанации перешла открытое кощунство.
Между тем, ХАБАД и его представители, которые для традиционного иудаизма никто, которые к нему никак не принадлежат, пытаются, откуда возможно, вытеснить традиционный иудаизм и занять его место.
Они хотят быть женихами на всех свадьбах, покойниками на всех похоронах, главными придворными евреями при всех режимах.
ХАБАД везде пролезет
Я рассказал содиректору движения "Хидуш" Шахару Илану об антисемитке Людмиле Зыкиной, которая стоит с плакатом "ХАБАД не пройдет".
Он рассмеялся: "ХАБАД пролезает в любую щель".
Илан говорит, что главная проблема с ХАБАДом - это их миссионерство. Они ведут себя не так, как другие (конвенциональные) ортодоксальные течения. "ХАБАД позиционирует себя как движение, ищущее сына, который не сидит за пасхальным столом во время Седера. ХАБАД занят "возвращением к ответам". Это движение, которое ставит своей целью вернуть к корням к религии. Оно не довольствуется своим кругом, активно пытается ее расширить. В результате ХАБАД проникает в те места, куда конвенциональные ортодоксы не доходят. У них столик в Дьюти-фри, они работают со светскими школами и городскими советами светских городов. Они сотрудничают со студенческими советами.
- Моя знакомая из Гедеры рассказывает, как ХАБАД, нарушая все инструкции и рекомендации, проник в светскую школу в Гедере.
- Давайте начнем с того, что у школы или студенческого совета есть все возможности закрыть себя от ХАБАДа и их предложений. Здесь дело не в том, что руководство школы от ХАБАДа не может отбиться. А в том, что светские организации соглашаются с этой организацией сотрудничать. Претензии должны быть не к ХАБАДу, а к руководству школы…
Руководитель антиклерикальной партии "Ор" Ярон Ядан говорит, что особенностью ХАБАДАа, залогом их "всепроникающего" успеха, является воспитание, которое получают хабадники. "Если вы спросите восьмилетнего мальчика из хабадной семьи, кем он мечтает быть, когда вырастет, то он ответит, что хочет быть посланником. Так их воспитывают. Их воспитывают, что "шалиах" (посланец) - это лучшее, что может случиться с ними в жизни. Это наиболее достойное поприще для хабадника. Не великий знаток Торы, не великий раввин, а прежде всего, посланец ХАБАДа. И это работает".
ХАБАД - наследие "семьи" Ельцина
Особенно разошелся ХАБАД на пространстве бывших советских республик. Причем, обратите внимание, в каждой из них ХАБАД пытается не только солидаризироваться с местной властью на сотни процентов, но и показать себя ее авангардом.
Хабадники при Путине отстранили все прочие течения иудаизма и пытаются выдавать себя за партнеров Кремля, при этом успешно сочетая высокую духовность с неутолимой меркантильностью… Они активно занимаются благотворительностью. Это правда. Но правда и то, что выбранный ими курс дает такую сверхприбыль, что это позволяет отчислять процент и на филантропию.
И лезет ХАБАД повсюду. Во многом в этом виновато российское правительство.
В последние годы правления Ельцина, кремлевская "семья", борясь с Гусинским, решила нанести удар по РЕК - Российскому еврейскому конгрессу, которым тогда руководил Гусинский. Тогда явочным порядком, при использовании административного ресурса, ХАБАД был назначен главным представителем иудаизма в России.
После Российской Федерации ХАБАД стал овладевать и другими постсоветскими государствами. Прежде всего, лакомой Украиной.
ХАБАД и политика
Руководство российского ХАБАДа настолько связано с путинской администрацией, что иногда кажется, что оно является его частью. Это не так, конечно, но порождает множество мифов антисемитского содержания.
ХАБАД подыгрывает Кремлю политически. И пытается выторговать себе за политическое агитирование дополнительные льготы. И всюду ссылается на якобы имеющуюся кремлевскую крышу.
ХАБАД умудряется провоцировать антисемитские скандалы даже в местах, где почти совсем нет евреев.
ХАБАД и политика - это вообще отдельная тема. Я спрашиваю у Шахара Илана:
- Почему ХАБАД на постсоветском пространстве с такой охотой лезет в политику, предлагает себя как пропагандист властей?
- ХАБАД везде ведет себя по-разному, так, как им выгодно. В Израиле они вмешивались в политику в предвыборный период два раза. В 1988 году на стороне Агуды (хасидская релиогиозная партия) против Дегель а-Тора (религиозная партия ортодоксов-литваков) и в 1996, проведя кампейн "Нетаниягу - это хорошо для евреев". Но с 1996 года, уже 20 лет, ХАБАД не считает нужным активно вмешиваться в политику. Почему? Позиция ХАБАДа является радикальной даже для крайне правого лагеря. Они не только против отдачи территорий. Они считают предательством вообще любые переговоры с арабами. И даже заявление, что нужно вести переговоры, чтобы уменьшить международное давление, с точки зрения ХАБАДа, является предательством. Такая политическая позиция могла бы повредить ХАБАДу. И они решили быть вне политики.
ХАБАД в Украине
Российский ХАБАД пропутинский. В это же время в Украине ХАБАД, сразу же после последней революции, попытался объявить себя авангардным отрядом Майдана.
Особенно отличилась Днепропетровская хабадная синагога "Золотая Роза", находившаяся под контролем тогдашнего губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского. Бездумные авантюрные действия Коломойского, совершаемые под эгидой ХАБАДа, кощунственные заявления типа "Мы в синагоге решили вас убивать", публикации от имени религиозной общины - все это провоцировало антисемитизм.
В отличие от России украинские хасиды ХАБАДа не имеют Главного раввина даже в рамках своего движения. В октябре 2011 года на съезде Объединенной еврейской общины Украины, президентом которой является Коломойский, предприниматель объявил главным раввином организации духовного лидера евреев Днепропетровска Шмуэля Каминецкого. Правда, два других лидера украинского ХАБАДа главным над собой Каминецкого не признают.
Такой вот конфликт лояльностей. А американский ХАБАД пытается отсудить у России деньги за библиотеку Шнеерсона. Так что даже правительство страны в вашингтонском суде, где рассматривается дело о так называемой "коллекции Шнеерсона", официально заявляет, что действия движения ХАБАД противоречат государственным интересам Соединенных Штатов. С помощью судебных слушаний американские хасиды движения ХАБАД пытались получить доступ к счетам российских компаний в США в таких структурах, как Sberbank USA (американская "дочка" российского Сбербанка), JPMorgan Chase, Citigroup, Goldman Sachs, Deutsche Bank и Computershare. Позиция правительства Соединенных Штатов по этому вопросу такова, что действия, "направленные на получение информации о российских активах, противоречат цели урегулирования данного спора и вредят не только дальнейшим дипломатическим усилиям, но и внешнеполитическим интересам Соединенных Штатов".
Весной 2014 года главный раввин России Берл Лазар, представляющий общины ХАБАДа, сказал, что евреи Крыма после присоединения Крыма наконец-то обрели свободу. В то же время ХАБАД Украины говорит прямо противоположное. А жители Крыма 6 февраля провели демонстрацию, которая доказывает, что они не собираются отличать ХАБАД Коломойского от ХАБАДа Берл Лазара. Они требовали закрыть хабадную синагогу в Севастополе с лозунгами: "Коломойского и ХАБАД из Крыма геть!", "Берл Лазар, уходи! Это русская земля!"
Заигрались…
Поздно рожденные
Этому движению, можно сказать, не повезло. И нам не повезло с ним. Своего "машиаха" они произвели только в ХХ веке.
Если бы ХАБАД возник на пару тысячелетий раньше, то откололись бы они от еврейства, как откололось христианство, начинавшееся как внутриеврейская секта. Как, еще до христианства, отошли от иудаизма гностики, образовав целый ряд собственных вероучений. Как отошел от иудаизма Ислам, вначале пытавшийся иудаизм подменить. Как отошли от иудаизма последователи лжемессии Шабтая Цви, который первоначально пытался возглавить еврейство, а потом перешел в Ислам и стал известен как Мехмет Эфенди. Секта саббатианцев существует в Турции и в настоящее время. Как отошли от иудаизма последователи еврейской лжемессианской группы Якова Франка.
Я иногда думаю, что некоторые направления психологии, философии и теоретической физики - это, возможно, тоже такие отколовшиеся тени иудаизма.
Иудаизм - это светлая религия, которая тяготится тенями. Собственными тенями. Они разные. Они накапливаются. Они порой теряются, как в сказке Шамиссо-Андерсона-Шварца. Иногда они начинают жить собственными жизнями. Тогда у них возникают реваншистские желания, как у андерсеновской тени, которая оказалась бойкой пролазой: она заставила человека лежать у своих ног.
Христианство - тень иудаизма. Тень потерявшаяся. И забывшая свое место. У иудаизма за время отдельного существования отрасли другие тени. И они тоже терялись. И новые отрастали, как отрастают срезанные растения от корня.
И начали тени теряться задолго до появления христианства. Может быть, в прежние века ХАБАД, в той сущности, какой он достиг сегодня, может быть, всего пару столетий назад, ХАБАД давно бы уже стал отдельной религией, которая верит в своего Ребе-короля-Машиаха.
Методы ХАБАДа
ХАБАД по своим действиям давно превратился в организацию, которая не чурается весьма сомнительных действий. И наибольший вред наносят их методы именно евреям и традиционному иудаизму.
Справедливости ради следует подчеркнуть, что устремления ХАБАДа как секты ограничиваются борьбой за статус внутри еврейского народа. Антисемитский миф об их каких-то потугах захватывать власть в мировых масштабах смехотворен. Они отличаются полнейшим этноцентризмом и хабадоцентризмом. Их реальная угроза существует только по отношению к еврейскому миру, но не внешнему.
В Израиле это хорошо понимают. ХАБАД занимает не более полутора-двух процентов от ортодоксального еврейства Израиля. На территории же постсоветского пространства ХАБАД - это тень, которая пытается подменить собой иудаизм.
Причиной тому и гнилое наследие последних ельцинских лет. Кроме того, они заняли нишу, поскольку другие не приложили достаточно усилий, чтобы ее занять. Государство Израиль не проявляет инициативу в вопросах оформления иудаизма на постсоветском пространстве. Оно не ведет достаточно серьезную работу с еврейскими общинами на местах. Конвенциональная ортодоксия проявляет недостаточную гибкость. А движение ХАБАД заняло пустующую нишу. Оно представляет иудаизм евреям галута и властям постсоветских государств.
PS. Когда статья уже была написана и отослана в редакцию, разразился громкий скандал с посещением Крыма депутатом Кнессета от партии ШАС Яаковом Марги, который встретился с руководителем полуострова Сергеем Аксеновым. Это поседение было организовано хабадниками и вызвало бурную радость в российских СМИ - и громкое негодование в украинских. Главный телеканал иновещания России - Russia Today - посвятил специальный сюжет встрече Марги и Аксенова. В сюжете Russia Today рядом с Марги сидел организатор визита Шнеур-Залман Вольф, возле которого стояла табличка "Глава представительства ХАБАД в Кнессете". Украинские СМИ отмечают, что Шнеур-Залман Вольф является родным братом трех других раввинов Вольфов, среди которых не только Биньямин, который руководит еврейской общиной Севастополя, но и раввины Авраам и Йосеф-Ицхак Вольфы, много лет успешно возглавляющиe еврейские общины Одессы и Херсона. Анонимные высокопоставленные лица в руководстве Украины грозят отыграться на братьях.