Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Мнения

А
А

Слова-символы прошедшего года

Чтобы возбудить интерес к какой-нибудь второстепенной теме, чтобы поднять его рейтинг и завладеть вниманием публики возвышают рядовое явление словами-гигантами: "изнасилование", "сексуальное домогательство", "секс-скандалы", "жертва насилия".

01.01.2016
Источник:mnenia.zahav.ru
ShutterStock

Читайте также

"Слово года" позволяет подвести кратчайший вербальный и концептуальный итог минувшему и запечатлеть его в памяти потомков". (Михаил Эпштейн)

Если разместить по рейтингу популярности статьи, которым отдают предпочтение израильтяне, то самое высокое место заняли бы политические. Значительно ниже на той виртуальной лестнице иерархии читательских вкусов расположатся другие материалы: скандально-эротические, спортивные, экономические, развлекательные, исторические…

Мне, кажется, что последнюю ступеньку займут статьи филологические, связанные с анализом и смысловым значением, этимологическими тонкостями или литературными особенностями слова.

Тем не менее, отлично понимая всю степень ненужности таких сведений и полного отрыва их от реальных и зримых вещей, всегда с наслаждением читаю такие материалы. Так и набрел на статью Михаила Эпштейна "Слова-символы", где даны рейтинги слов и выражений, которые можно назвать лидерами прошедшего 2015 года в Рунете.

Здесь и рейтинговые слова: "беженцы, санкции, терроризм, дальнобойщики, запрещенка (запрещенная еда), милитаризм". Здесь и выражения-лидеры: "Немцов мост, ИГИЛ (запрещенная в России организация), атмосфера ненависти, бессмертный полк, Минские договоренности гибридная война).

Слова как слова, но стоит присмотреться к ним, стоит вдуматься, как откроется целое поле интереснейших наблюдений, полный ворох мыслей и предположений. Ведь за каждым таким словом с высокой частотностью употребления - волнующие общество явления.

"Слово года" - это мощный инструмент самосознания общества, его движущих идей, логосов, "логомотивов".

Что можно сказав, лишь бегло бросив взгляд на этот ряд выбранных слов?

Во-первых, чувствуется потеря интереса к крымско-украинской тематике, занимавшей умы в прошлом голу. Второе - интерес к проблеме беженцев и санкций, наложенных на Россию. Главное же, что занимает умы россиян, что вошло в сознание и отразилось в лексиконе: терроризм, война, сирийская проблема, ИГИЛ, атмосфера ненависти.

Кстати, рейтинговые слова опубликованы и для англоязычного сектора Интернета. И там не сходящее с уст слово "беженцы" оказалось самым рейтинговым словом года.

Жаль, конечно, что нет у нас рейтинга слов-лидеров для говорящих на иврите. Предположим, что такое сравнение было бы проведено, такие данные опубликованы. Что показала бы такая таблица, какие бы слова вошли в десятку лидеров, самых употребительных?

За пальму первенства здесь боролись бы слова-символы нескольких категорий.

"Слово года" - это проекция умонастроений людей, своего рода индикатор экзистенциального пульса общества. (Александр Долгин)

Нескончаемые нападения палестинцев на мирных жителей, которые официальные органы пытаются представить как отдельные атаки, а не как развязанную палестинцами интифаду, потому перекладывая тяжесть борьбы на граждан, породили в прошедшем году целую группу слов-символов.

Совершенно понятно, если невозможно искоренить раздражающее вас явление, если государство не в состоянии защитить своих граждан, когда специально подготовленные силы полиции не в состоянии справиться с террористами, вот тогда остается лишь уповать на чудо да снижать накал негодования общественности нейтральными словами-терминами.

Потому и задействованы в прессе слова и выражения, не подливающие масла в огонь, а, наоборот, охлаждающие горячие головы: "вооруженный ножом", "нападение", "холодное оружие", "попытка теракта", "наезд". Показательно, как старательно избегают журналисты слово "убийство террориста" - заменяя его "нейтрализацией" - кротким синонимом страшного слова.

И, наоборот, чтобы возбудить интерес к какой-нибудь второстепенной теме, чтобы поднять его рейтинг и завладеть вниманием публики возвышают рядовое явление словами-гигантами: "изнасилование", "сексуальное домогательство", "секс-скандалы", "жертва насилия".

Получается, что не столько пишут о террористических нападениях, слабости официальных структур, мерах против террора, жертвах "ножевых атак" - сколько о сексуальных нападениях на невинных женщин, жертвах насилия сексуальных маньяков и развратных действиях высокопоставленных лиц.

"Финалисты года - это слова с подковыркой, слова-жесты, как бы цитирующие себя: язык "высовывает язык". Михаил Эпштейн

Есть ли среди волнующих израильтян хоть какая-то нейтральная тема. Таковая, конечно, всегда есть в запасе. В прошлом году умы занимала захватывающая и нескончаемая эпопея израильского газа. Казалось бы, наконец, смилостивился Всевышний и одарил Израиль ценным подарком. И тут-то "таилась погибель моя" - вместо того, чтобы воспользоваться даром, разгорелся нескончаемый спор о процентах, ставках, доле и сроках.

Так и тянется из статьи в статью нескончаемый ряд "газовых" слов: "газовое соглашение", "газовая демонстрация", "газовая монополия". Окружают их не менее популярные: "ценовой коридор", "контроль над ценами", "налог на доходы", "месторождения газа".

Увлекательный газовый скандал длится уже не первый год, затрудняя разработки, препятствуя заключению выгодных контрактов и созданию новых рабочих мест. Но так как газовый комплекс связан с большими деньгами, то эта тема еще не скоро сойдет со страниц газет. А значит шлейф "газовых" слов продолжится и в будущем году.

В славную группу слов-лидеров, кроме упомянутых выше, могли бы войти и другие слова, часто мелькающие на страницах газет. Как вам "плохой выбор", "неудачное назначение", "маркировка израильских товаров", "территории", "правые экстремисты", а то и наводящее ужас выражение "еврейское подполье".

Мы бы могли еще долго перебирать и сортировать по своему вкусу всякие слова-выражения, претендующие на лидерство. Однако стоит взглянуть на статистику запросов, опубликованную в конце года на ГУГЛе, как станет понятно. Израильтян занимают вовсе не те темы, о которых мы говорим.

Новостные запросы за прошлый год выстроились в таком порядке:

- Алленби 40 (дискотека, в которой пьяная девушка занималась сексом);

- Выборы 2015;

- Свадьба Бар-Рафаэли;

- Раввин Эзра Шейнберг (каббалист, обвинявшийся в сексуальных домогательствах);

- ИГИЛ.

Очень интересовала граждан и прочая информация, без которой прожить никак нельзя: "Как зовут дочь Нинет"; "Как зовут дочь Яэль Зоар", "Как заставить девушку в тебя влюбиться".

Вот вам и израильский выбор слов-символов.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке