Читайте также
"Мир милостью построен"
В недельной главе "Вайеце" описывается, как хитростью Лавана Йаков оказался женат на родных сестрах - Рахели и Лее: "А у Лавана две дочери; имя старшей Лея, имя младшей Рахель. А у Леи глаза слабые, а Рахель была красива станом и красива видом. И полюбил Йаков Рахель, и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахель, дочь твою младшую. И сказал Лаван: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за человека другого; живи у меня. И служил Йаков за Рахель семь лет; и они были в глазах его, как несколько дней, по любви его к ней. И сказал Йаков Лавану: дай жену мою, потому что дни мои исполнились, и я войду к ней. И собрал Лаван всех людей того места, и сделал пир. Вечером же взял он дочь свою Лею и ввел ее к нему; и тот вошел к ней. И дал ей Лаван рабыню свою Зилпу, в рабыни Лее, дочери своей. И оказалось поутру, что вот - это Лея. И сказал он Лавану: что это сделал ты мне? Не за Рахель ли служил я у тебя? Зачем ты обманул меня? И сказал Лаван: не делается так в нашем месте, чтобы выдать младшую прежде старшей. Окончи неделю этой; и мы дадим тебе и ту, за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других. И сделал так Йаков; и окончил неделю этой. И дал ему дочь свою, Рахель, в жену". (29:18-28)
Итак, в результате обмана, Йаков оказался женат на родных сестрах Рахели и Лее, что, как известно, запрещено Торой, и невольно возбуждает вопрос: каким образом в самом корне зарождения еврейского народа оказалась недозволенная связь?
Ученик Виленского Гаона рабби Хаим из Воложина (1749 - 1821) в своей книге "Нефеш хаим" объясняет, что хотя праотцы еврейского народа соблюдали Тору еще до ее дарования ("Отец наш Авраам выполнял всю Тору" Йома 28), они делали это добровольно. Благодаря этому в некоторых случаях они могли поступать по собственному усмотрению. "Увидел праотец Йаков, что в соответствии с решениями, вытекающими из корня его души, произойдут в мире великие исправления..., что если он женится на двух сестрах - Рахели и Лее, то на них выстроится дом Израиля... То же решил и Амрам, женившийся на Йохевет, бывшей его теткой, и от них родились Моше, Аарон и Мирьям" ("Нефеш хаим" гл 21).
Согласившись принять созданную Лаваном ситуацию, Йаков "возвратил" избранному народу те дары, которые в противном случае достались бы пренебрегшему своим первородством Эсаву (Лея была сосватана Эсаву). Сделал же он это за счет того, что соотвествующий закон Торы в тот момент еще не вступил в силу. А в силу он не вступил по замыслу Всевышнего, который творит согласно принципу "мир милостью построен" (Тегил 89:3): то, что неприемлемо на более поздних этапах, приходит в мир за счет приемлемости на этапах более ранних.
Об этом принципе учится из слов Торы: "И если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и увидит наготу ее, и она увидит наготу его, то это позор ("хесед"); да будут они истреблены пред глазами сынов народа их. Наготу сестры своей он открыл: грех свой понесет он" (Ваикра 20:17).
Итак, "открытие наготы" родной сестры именуется в Торе словом "хесед" (милость), которое в данном случае переводится как "позор". Арамейское слово "хасуда", поясняет Раши, означает "позор". Тем не менее, столь нестандартное словоупотребление требует своего объяснения, и оно состоит в том, что на ранних исторических этапах Тора снисходительно, "милостиво" относится к связи с родной сестрой (речь идет только об этой форме инцеста), так как без нее не мог бы возникнуть человеческий род. Так Раши со ссылкой на мидраши (Сифра; Сангедрин 58 б) приводит следующее объяснение использованию слова "хесед" в упоминании о близости с родной сестрой: "Если возразишь, что согласно преданию Каин взял в жены свою сестру, то следует ответить, что милость ("хесед") явил Всевышний, чтобы произвести Свой мир от него, как сказано, "мир милостью построен".
Итак, Всевышний "милостиво" отнесся к Йакову, женившемуся на родных сестрах, как ранее он "милостиво" отнесся к Каину, женившемуся на родной сестре.
Двигатель истории
Итак, Йаков не расторг построенного на обмане союза, и согласился быть мужем родных сестер, так как усмотрел в этом свой провиденциальный смысл. Однако вполне уместно обратить внимание на то, что провиденциальный смысл имелся также и у… самого обмана. Не только женитьба на сестрах некогда допускалась Торой, чтобы построить мир. В интересах миростроительства в некоторых ситуациях она "милостиво" относится также и ко лжи. Во всяком случае, сама возможность сокрытия истины является не просто важной приметой земного существования, но иногда и необходимым фактором его развития.
Прежде всего, отметим, что в некоторых ситуациях искажение истины допустимо галахически. Обманывать людей можно не только в свою, но и в их пользу. Например, произнося слова поддержки, мы не обязаны обеспечивать их полной внутренней убежденностью. То же касается и элементарной вежливости: то, что кому-то покажется честностью, на самом деле может являться всего лишь бестактностью. Что же касается "преувеличения", то оно является частым спутником живого рассказа, ставящего своей целью обмен не столько информацией, сколько положительными эмоциями. Так Достоевский писал: "Пусть припомнит кто угодно - не случалось ли ему раз двадцать прибавить, например, число верст, которое проскакали в час времени везшие его тогда-то лошади, если только это нужно было для усиления радостного впечатления в слушателе. И не обрадовался ли действительно слушатель до того, что тотчас же стал уверять вас об одной знакомой ему тройке, которая на пари обогнала железную дорогу, и т. д. и т. д.".
На "лжи", впрочем, держится не только живой рассказ, но и вся художественная литература, так как она неизбежно совмещает действительные и фантатические элементы. Русский писатель Николай Александрович Мельгунов (1804-1867) в предисловии к своей книге "Рассказы о былом и небывалом" писал: "Ни голой правды, ни голого вымысла. Задача искусства - слить фантазию с действительной жизнью. Счастлив автор, если в его рассказах заслушаются былого, как небылицы, а небывалому поверят, как были".
Наконец, возможность лжи является залогом нравственного роста, так как она делает доверительные отношения заслугой. Именно благодаря возможности обмана происходит первичное накопление духовного капитала. Ведь человек, строящий свои отношения с другими людьми на доверии, подобен предпринимателю, который создает бизнес, не ведая наперед его успешности и постоянно рискуя.
Лишить человеческое существование возможности обмана - значило бы лишить его смазки, без которой наша жизнь впала бы в статическое состояние. Впрочем, вполне возможно, что в скором времени именно это и произойдет. Действительно, очень может быть, что эра лжи заканчивается, что в скором времени возможность обмана уйдет в прошлое, как ушло в прошлое право жениться на родных сестрах. Стремительное развитие человеческо-машинного интерфейса (например, появление протезов, которые человек ощущает как живые органы), может привести в скором времени к непосредственному подключению мозга к мировым электронным сетям. Но это одновременно откроет также и мозг каждого из нас для обзора другими, по крайней мере в определенных ситуациях. Вместо заверений и заклинаний, люди будут допускать других людей в свою память или отказывать им в этом, расставаясь "по-хорошему". Сыщикам больше не понадобится дедукция, так как (получив соответcвующий ордер) они в считанные минуты смогут установить, причастен ли подозреваемый к преступлению.
Жизнь станет в чем-то скучнее, а в случае победы шариата и вовсе невозможной, но к тому все, по-видимому, идет. В конце концов, невозможность обмана является общепризнанным спутником грядущей жизни. Когда-нибудь с этим нам придется жить вечно.