Читайте также
"За хорошо организованной кампанией бойкота против Израиля стоят огромные деньги", - отметил в недавнем интервью изданию NRG генеральный директор министерства разведки, в прошлом один из высокопоставленных руководителей службы "Моссад" Рам Бен-Барак.
Нет сомнений, что наряду с делегитимацией Израиля на Западе, особенно среди молодежи, важной составляющей этого направления войны с еврейским государством является запугивание самих израильтян, стремление убедить их в том, что защита национальных интересов чревата международной изоляцией и экономическим коллапсом.
Но прежде чем впадать в депрессию от мрачных прогнозов в ангажированных источниках, возможно, стоит познакомиться с тенденциями в одной из важнейших областей современной экономики Израиля - сфере высоких технологий. Эти тенденции указывают на совершенно иное развитие ситуации.
В конце прошлой недели издание Themarker опубликовало анализ отчета, подготовленного исследовательским центром IVC и юридической фирмой "Мейтар, Ликорник, Гева, Лешем, Таль", о сделках, связанных с продажей высокотехнологических израильских компаний в первом полугодии 2015 года. Ознакомление с этим отчетом позволяет сделать вывод о том, что израильский хайтек не только успешно развивается, но и все глубже взаимоинтегрируется с международными корпорациями.
Только за первую половину 2015 года стоимость 48 сделок, связанных с продажей или поглощением компаний израильского хайтека, составила 4,98 миллиарда долларов, на 50 миллионов долларов больше, чем за весь прошлый год. И это не считая еще более чем 300 миллионов долларов, привлеченных в этот период за счет выхода на биржу шести высокотехнологических израильских фирм.
Среди десяти самых больших сделок многие стали уже второй или третьей сменой владельца у компании. Именно такими являются две самые крупные продажи первого полугодия.
Компания Fundtech, специализирующаяся на программном обеспечении для обслуживания финансовых операций, была куплена за 1,25 миллиарда долларов международной корпорацией D+H у частного инвестиционного фонда. Теперь Fundtech, управляемый из Герцлии Реувеном Бен Менахемом и утроивший свою стоимость за последние три года, превращается в исследовательский центр D+H.
А Pitney Bowes - американский производитель программных и аппаратных продуктов - выкупил за 450 миллионов долларов предлагающую электронную платформу для международных продаж компанию Borderfree, акции которой начали торговаться на бирже около года назад.
Это указывает на "взросление" израильского хайтека, в котором теперь существуют компании на разных стадиях развития. Недаром средняя стоимость "экзита" - то есть продажи владельцами своей компании - увеличилась на 50% по сравнению с прошлым годом. Впрочем, и средняя стоимость первых продаж (сделок с участием венчурных фондов) выросла на 15%.
Хотя в самом Израиле становится все больше компаний, достаточно сильных для того, чтобы в ходе своего развития поглощать менее крупные фирмы, 77% сделок по-прежнему связаны с приобретением израильских компаний зарубежными. Однако в отличие от прошлых лет, когда израильские стартапы в основном поглощались американскими компаниями, теперь на израильском рынке высоких технологий появились новые инвесторы, никогда прежде не работавшие в стране.
Третьей по величине сделкой полугодия стало первое серьезное приобретение в Израиле, сделанное "Амазоном", американским гигантом интернет-торговли. Он купил за 360 миллионов долларов расположенную в Йокнеаме компанию "Аннапурна", работающую в сфере микроэлектроники. Одновременно "Амазон" сообщил о намерении создать в Израиле собственный исследовательский центр и привлечь туда около 100 специалистов.
Таким образом, теперь в Израиле представлены все четыре международные корпорации, считающиеся лидерами в мире технологий: Apple, Google, Amazon и Facebook.
К слову, другими новичками, пришедшими в израильский хайтек, стали канадская электронная компания BlackBerry и американский Dropbox, лидирующий в области хранения данных.
BlackBerry приобрел компанию Watchdox, обеспечивающую безопасность документации, а Dropbox стал владельцем CloudOn, занимающегося упрощением процессов работы с данными в смартфонах, и как часть своей стратегии международного роста открыл в Герцлии исследовательский центр.
Помимо международных гигантов и частных компаний, обладающих фондами более чем в миллиард долларов (вроде упомянутого "Дропбокса"), израильским хайтеком заинтересовались корпорации из других регионов мира, в основном из Индии.
На четвертом и пятом местах оказались сделки, связанные с появлением в израильском хайтеке двух индийских корпораций. Tech Mahindra стала владельцем фирмы Comverse, поставляющей решения в сфере мобильной связи, а Infosys купил за 230 миллионов долларов компанию по разработке программного обеспечения Panaya.
Характерно, что европейские компании, в список серьезных инвесторов в израильскую сферу высоких технологий не попали. Но связано это, похоже, не столько с отсутствием желания иметь дело с еврейским государством, сколько из-за затянувшегося в Европе экономического кризиса и общего отставания европейцев в сфере высоких технологий от США, Израиля и новых технологических гигантов, вырастающих на востоке Азии.
Таким образом, хотя кампания бойкота и делегитимации Израиля, безусловно, представляет стратегическую опасность и потому бороться с ней необходимо так же, как и с угрозой террора, говорить о катастрофических последствиях этой активности, по крайней мере, в ближайшее время, было бы совершенно неправильно.
Прежде чем Израиль найдет эффективные методы борьбы на этом фронте своей войны за существование, бойкот, возможно, успеет нанести ущерб туризму из стран Европы и экспорту сельскохозяйственной продукции.
Но в области высоких технологий (как военных, так и гражданских) являющейся одной из важнейших для развития страны, судя по всему, даже не заметят подрывных усилий врагов еврейского государства.
Что поделать, Израиль действительно будет все меньше ассоциироваться с экспортом ограненных алмазов и апельсинов. Конечно, это забавно - поставлять в Россию из долины реки Иордан картофель и морковь, равно как и получать деньги за демонстрацию туристам древних руин и сакральных камней. Но, в то же время, быть международным центром НТР куда круче, а еще и прибыльнее и даже экологически чище.
Главное здесь - не потерять динамику. Не секрет, что одной из важнейших составляющих израильского высокотехнологического успеха был приезд десятков тысяч советских инженеров и других людей с высшим образованием, ставших без преувеличения становым хребтом национального хайтека.
Более того, в значительной степени именно они задали соответствующий вектор на получение качественного образования и желания преуспеть в научно-технической сфере своим детям - второму поколению советских и постсоветских репатриантов.
В то же время совсем не факт, что этот заряд будет с аналогичной интенсивностью передан следующему, третьему поколению, уже не знакомому со столь мощным стимулом успеха, как антисемитизм на бытовом и государственном уровне.
Это, в свою очередь, означает то, что если государство уже сейчас не позаботится о глубокой реформе в сфере образования, необходимой при подготовке соответствующих квалифицированных кадров для израильского хайтека, реальная нехватка специалистов может начать ощущаться уже через 15-20 лет, что для страны, даже с таким интенсивным ритмом жизни, как Израиль, совсем немного.