Выставка "Портрет Йемена. Фотография и память. 1881 - 1948"
Выставки черно-белых старых фотографий всегда радуют – и безвозвратно ушедшим качеством прошлого века и тем, что в них застыли не только лица и мгновения, но и само время – те времена, когда фотограф успевал думать над тем, что делает. Сейчас же скорость щелчка затвора явно опережает мысль. Тогда – в данном случае с 1881 по 1948 год – было время задуматься над тем, что происходит. Было время на общение с объектом фотографии – в данном случае с йеменскими евреями, представителями йеменской общины в Эрец-Исраэль, с теми, кто представлялся фотографам – в основном выходцам из стран Западной Европы – воплощенными наяву танахическими образами. Смесь интереса к экзотике и здравости фотодокументалистики и породили эти спокойные черно-белые портреты – от романтических, студийных, постановочных, бытовых конца 19 века до бравых, ура-патриотических, репортажных 1940-х годов. 100 снимков на выставке "Портрет Йемена. Фотография и память" - это и иллюстрации развитии определенного этапа в истории израильской фотографии, часть истории страны и собранные в одном павильоне, впечатанные в картон личные истории, судьбы общины, о которой написано и сказано так немало и о которой все еще известно очень мало.
Общие расхожие факты таковы: йеменские евреи - потомки царя Соломона; плотина города Мариб – чудо света; царица Савская и хурма; ювелирное искусство и операция "Король-самолет – На крыльях орла"; пропавшие йеменские дети и рав Узи Мешулам – вот расхожий набор сведений. Выставка "Портрет Йемена. Фотография и память. 1881-1948", открывшаяся в начале января 2012 года в музее Эрец-Исраэль, иллюстрирует куда больше и картину дает куда более широкую. Кстати, насчет иллюстраций – фотографии евреев из Йемена, предтеча фотожурналистики - широко использовались для создания живописных и скульптурных работ художниками академии "Бецалель", создававшими стилистику Эрец-Исраэль.
Репрезентативная экспозиция о репатриантах из Йемена в Эрец-Исраэль в фокусе фотографии 20 века, составленная из снимков из государственных архивов и частных коллекций, расширена редкими экспонатами из собрания Цви Александера, ставшей основой коллекции "Павильона филателии и почты" музея. Куратором этой выставки стал Гай Раз – известный израильский фотограф и еще более известный историк и исследователь фотографии, подчеркивающий, что фотопортреты йеменских евреев достаточно давно заняли место в искусстве Израиля. " Хронологическая последовательность йеменских портретов выходит за рамки простых наблюдений. В отличие от живописи или скульптуры, неизменно подчинявшихся культурным процессам в Эрец-Исраэль, фотография была более объективным искусством. Никто не диктовал фотографам того времени способов выражения – как то было в "Бецалеле" на отделениях ювелирного искусства или ковроткачества. Через 100 лет пыль истории припорошила и картины и скульптуры – они выглядят устаревшими и архаичными, а фотография того времени осталась оригинальным искусством, запечатлевшим ауру мгновения".
Визуальная история йеменской общины в Израиле с момента ее зарождения - важная глава в истории фотографии страны. Общий фотопортрет йеменской общины составлен из работ лучших фотографов того времени - Эфраима Моше Лилиена, Авраама Соскина, Яакова Бен-Дова, Лео Кана, Шломо Наринского, Сони Колодной, Хельмара Ларского, Золтана Клугером, Роберта Капы, Цедека, Дова Карми, Паула Гольдмана, фотографов Американской колонии...
Человеку свойственно досконально изучать далекую экзотику и мало интересоваться жизнью ближайших соседей. Алия из Йемена - это интереснейший пласт культуры, явление историческое, общественное, поведенческое. Понять кто они – пришельцы из земель царицы Савской – поможет эта выставка.
В 1882 году в Эрец-Исраэль приехали первые репатрианты из Йемена и поселились в Кфар-Шилоах в Иерусалиме (самые первые евреи из Йемена поселились еще в 15-м веке в Иерусалиме и в 16-м – в Цфате). К году образования государства количество репатриантов из Йемена достигло 35.000. Все эти годы йеменская община была привлекательнейшим объектом для фотографов, оставивших, судя по выставке, массу интересных и уже редких в наше время фотографий, овеянных налетом экзотичным, сказочным и романтичным, и слегка отстраненным: так Запад смотрел на Восток.
С момента начала алии в Эрец-Исраэль йеменская община привлекала не только фотографов. Музыка, танец, устное творчество – все пробуждало любопытство. Поначалу йеменские портреты использовались как небольшие иллюстрации к газетным и журнальным текстам. А сейчас эти снимки стали редкими визуальными свидетельствами истории йеменской общины, нового взгляда на нее и новой для тех лет дружеской и открытой точки зрения на объекты фотожурналистики – от людей в традиционных этнических нарядах конца 19 века до рабочих вполне уже западного вида на групповых патриотических снимках.
Фотолетопись йеменской алии продолжалась и после 1948 года – в основном во время операции "Ковер-самолет. На орлиных крыльях", и позже – в бараках для репатриантах и в мошавах, где селились выходцы из Йемена («Вас Я поднял на орлиных крыльях» (книга Исхода). 52 тысячи евреев Йемена были вывезены в ходе операции "Волшебный ковер". Йеменские евреи называли прибывшие за ними самолеты "орлиными крыльями"). Йеменские евреи считают, что их предки оказались на юге Аравии, следуя пророчеству Иеремии, предсказавшему гибель Иудейского царства. За сорок два года до того, как вавилоняне разрушили Первый Храм в 587 году до н. э., тысячи семей из Иерусалима добрались до южного края земли. Но связь с землей Израиля никогда не исчезала. В Бейт-Шеарим найдены саркофаги с останками химйаритских евреев, привезенными из Йемена для захоронения в Эрец-Исраэль в III веке н. э. Это - одно из первых археологических доказательств, что еврейская община в Йемене уже существовала и поддерживала связи с Эрец-Исраэль.
Бесценные свидетельства о положении йеменских евреев в XI-XIII веках были случайно обнаружены сто с лишним лет назад при ремонте синагоги в Каире. В ее генизе сохранилось около четверти миллиона текстов. Из них более семи тысяч связаны с жизнью евреев на огромном пространстве от Египта до Магриба и Испании на западе, и до Месопотамии, Йемена, Индии, Индонезии на восток. Язык этих документов - арабский, но написаны они еврейскими буквами, как было принято у евреев Йемена. В Каирской генизе обнаружены сведения о поселении йеменских евреев в Эрец-Исраэль, восходящие к 12 веку. О прибытии йеменских евреев в Иерусалим говорится в послании руководителей общины Святого города от 1454 года.
Анонимный итальянский путешественник пишет, что в 1553 году йеменские евреи поселились в Цфате. Начиная с 16 века в Эрец-Исраэль стали приезжать многие известные законоучители и каббалисты йеменских евреев.
В XIX веке в Европе и Эрец-Исраэль возродился интерес к Йемену благодаря поискам утраченных десяти колен Израилевых. Рассказывали, что шадары, или посланцы из Эрец-Исраэль, встретили в Йемене потомков библейского Дана. На поиски безвестных сородичей отправился в 1831 году Барух Бен-Самуил из Пинска, "русский талмудист", как называл его английский философ сэр Исайя Берлин. Он стал личным врачом имама, но быстро навлек на себя немилость и был казнен.
В 1883-1892 годах четыре экспедиции в Йемен предпринял австрийский арабист Эдуард Глазер. С этого времени по существу началось систематическое изучение йеменских древностей и этнографии.
Евреи Йемена стали уезжать в Эрец-Исраэль с 1881 года, и хотя уже на следующий год последовал официальный запрет на эмиграцию, она продолжалась более полувека. В 1881–1906 гг. в Эрец-Исраэль поселялись почти исключительно евреи из центральной части Йемена — Саны и близлежащих населенных пунктов. С 1907 года началась алия значительных групп евреев с севера и юга Йемена. Пики ее пришлись на 1908 и 1911 годы; в 1929 году многие выехали, несмотря на отрицательную позицию муфтия Иерусалима. Евреи покидали Йемен в 1943 году, эмигрантов стал еще больше после образования государства Израиль.
Дополнительная экспозиция музея – как зримая иллюстрация того, что искусство ювелиров йеменской общины, возрожденное благодаря усилиям Бориса Шаца, получило развитие в качестве специальной учебной дисциплины в "Бецалеле", - это выставленная в музее до 31 января корона царицы Эстер, сделанная в традиционной техники йеменской серебряной филиграни с полудрагоценными камнями стиля "Бецалеля" в 1929 году мастером Хаимом Исраэлем.
Коронование царицы Эстер было апогеем карнавальных балов на Пурим, которые организовывал легендарный танцовщик Барух Агадати в Тель-Авиве в 20-е годы прошлого века. "Адлояда" были в те времена главным развлекательным событием года в Тель-Авиве и не просто культурным событием, а скажем так – национально-сионистским, соединяющим Запад и Восток - так по крайней мере считали ювелиры "Бецалеля", отразившие в короне царицы Эстер и йеменские традиции, и традиционные еврейские мотивы - звезда Давида, птицы, колокольчики.
Читайте также
Выставка "Портрет Йемена. Фотография и память,1881-1948" продлится до мая 2012 года. Часы работы музея: воскресенье, понедельник, среда - с 10.00 до 16.00; вторник, четверг и суббота - с 10.00 до 22.00; пятница – с 10.00 до 14.00. Вход для детей – бесплатный. Сайт музея "Эрец-Исраэль" - http://www.eretzmuseum.org.il/
Фото предоставлены пресс-службой Музея Эрец-Исраэль