Читайте также
- Герцлия стала самым "качественным" городом Израиля
- 46% взрослого населения планеты - антисемиты
- Израильский паспорт занял 19-е место среди самых надежных паспортов
- Израильтяне, едущие в Великобританию, должны предварительно зарегистрироваться
- Галь Гадот поделилась фотографией заложницы Лири Альбаг со 108 млн своих подписчиков
Индекс израильской демократии за 2011 год - результат работы исследовательского центра "Гутман", действующего при израильском Институте демократии. Этот индекс по сути своей - ежегодный опрос, призванный представить подробную картину позиции населения Израиля и отдельных категорий общественности в отношении методов правления, функционирования политической системы, народных избранников и основных демократических ценностей. Представленные здесь данные были получены в марте 2011 года, то есть еще до начала акций протеста, экспертами института "Дахаф" под руководством Мины Цемах. Репрезентативная выборка из 1200 респондентов представляла взрослое, от 18 лет, население страны. Ответы на часть вопросов были уточнены в ходе дополнительного опроса, организованного в сентябре, когда протест по большей части утих.
После прокатившейся по стране волны протеста молодые люди - в основном, но не только - еще сильнее ощущают, что их шансы на приобретение жилья и занятость меньше, чем у поколения, к которому принадлежат их родители: до акций протеста так считали 45%, а после - 57%. В общем же принципиальных изменений тенденции и разницы мнений между периодом до протеста и временем после него нет. Тем не менее наметился перелом в общественном восприятии наиболее важных проблем, решением которых должно заняться правительство: резко возросла поддержка сокращения общественно-экономических разрывов и резко снизилась поддержка укрепления военной мощи Израиля - с 27 до 40%.
Избранные результаты
Действенность демократии. Общественное мнение разделилось почти поровну: 52,3% считают, что израильская демократия действует должным образом, а остальные ею недовольны. Недовольны молодежь, ультраортодоксы и арабы. Тем не менее большая часть респондентов, 71,5% не удовлетворены тем, как правительство решает государственные проблемы.
Интерес к политике. Общественность проявила глубокий интерес к политическим вопросам. 76,8% заявили, что интересуются политикой серьезно или очень серьезно. Вопреки распространенному мнению политикой интересуется в большинстве своем и молодежь - чуть меньше, чем люди постарше (71,2 против 81%), - которая просто намного меньше говорит на эту тему.
Возможность влияния на государственную политику. Большинство израильтян всегда полагали, что не способны повлиять на решения правительства (в 2004 году - 68%, в 2009-м - 81.6%). То же и в 2011 году, хотя данный показатель и уменьшился до 70,6%. Следует отметить, что протест в данном отношении ничего не изменил.
Доверие государственным институтам. В марте был отмечен рост уровня общественного доверия почти ко всем госучреждениям и должностным лицам, хотя доверие к основным демократическим институтам - партиям, кнессету и правительству - оставалось сравнительно слабым. А вот пост президента пользовался доверием 77,8% населения. Затем следовали государственный контролер (75,7%), председатель Банка Израиля (75%), Высший суд справедливости (68,7%), юридический советник правительства (64,1%), государственная прокуратура (61,1%), полиция (51,8%), кнессет (51,6%), правительство (51%), премьер-министр (49%), раввинат (48%) и, наконец, партии (35,6%). Примечательно то, что, несмотря на высокий уровень доверия к ЦАХАЛу, этот показатель снизился: лишь три четверти молодых респондентов (74,6%) - против 84,8% людей среднего возраста и 93,2% пожилых граждан.
Государственная пропаганда. В ответ на вопрос о том, насколько хорошо правительство объясняет общественности свою политику, три четверти респондентов сказали, что это делается в недостаточной степени. Это свидетельствует о том, что исполнительная власть сильно оторвана от своих избирателей. В том, что касается доверия к заявлениям представителей правительства, 56% отметили в марте, что верят лишь части высказываний; тот же ответ часто давался и в сентябре, однако показатель снизился до 49% - соответственно, большинству, а то и всем заявлениям представителей правительства не доверяет больше людей.
От избирателей к избранникам. Две трети опрошенных согласны с утверждением о том, что большинство депутатов кнессета не выполняют свои обязанности должным образом. 70,6% полагают, что политики в основном руководствуются собственными интересами; 43,1% думают, что без взяток попасть в ряды политической элиты в Израиле нереально.
"Государство Тель-Авив". В марте мнения респондентов о существовании оторванного от остального Израиля "государства Тель-Авив", жители которого не рвутся исполнять свои гражданские обязанности, разделились поровну. Среди молодежи, арабов, приверженцев правых взглядов, тех, кто соблюдает традиции, ортодоксов и ультрарелигиозных граждан людей, согласных с этим мнением, было больше среднего. В сентябре число респондентов, считающих, что такого государства нет, немного увеличилось.
Перспективы на будущее. Когда речь велась о шансах представителей молодого поколения преуспеть в профессиональном и экономическом плане в сравнении с возможностями поколения их родителей, в марте наблюдалось существенное расхождение во мнениях евреев и арабов. Большинство евреев утверждали, что у молодых на 42,1% больше шансов устроиться в жизни, а примерно две трети арабов (65,6%) - что шансов меньше. После акций протеста баланс изменился и среди евреев, особенно молодых, и сейчас большинство полагают, что возможности молодежи снизились: в целом среди евреев это мнение разделяют 53,5%, а среди молодежи - 57%.
Отношения между евреями и арабами. Треть еврейского населения не усматривает в израильских арабах "израильтян". Более того, 77,9% евреев считают, что для принятия ключевых решений по вопросам мира и безопасности требуется еврейское большинство, а 69,5% хотят того же в отношении общественно-экономических вопросов и вопросов управления государством. Налицо стремление отстранить арабов от принятия важных политических решений. При этом 52% евреев отвергают утверждение о том, что в Израиле арабы подвергаются дискриминации.
Свобода слова и академическая свобода. 50,8% респондентов согласны с мнением о том, что следует наложить запрет на острую публичную критику государства. 57,8% евреев уверены, что лекторам в университетах необходимо запретить выражать свою политическую позицию. Более половины (62,9%) евреев также поддерживают идею политического надзора над академическими учебными программами.
Национальная сплоченность. 82,3% опрошенных гордятся своей принадлежностью к Израилю, в том числе более половины израильских арабов. 78% убеждены в том, что намерены жить здесь в долгосрочной перспективе. 69,5% ощущают себя частью страны и ее проблем. Степень национальной солидарности население оценивает как среднюю - в среднем 4,8 из 10 баллов. Среди евреев этот показатель несколько выше - 5,8. Парадоксально, но арабы считают евреев более сплоченными, чем считают сами евреи.
Международные индексы. В большинстве международных рейтингов Израиль находится на средних позициях, после стран, считающихся свободными, и рядом с государствами с частичной свободой. Положение Израиля в индексе политического участия несколько лучше, и он находится на третьем месте, сразу за Новой Зеландией и Канадой. В худшую сторону отличается позиция Израиля в индексе социальных процессов и популизма, где наша страна делит 18-19-е места с Аргентиной. В индексе свободы вероисповедания мы делим 21-28-е места с Турцией, Иорданией, Египтом, Сирией, Китаем, Саудовской Аравией и Россией. В индексе напряженности на религиозной основе Израиль находится в конце списка, на 26-28-м месте, вместе с Турцией, Индией и Ливаном, а в индексе напряженности на национальной основе делит последнее место с Турцией. По сравнению с предыдущими годами почти ничего не изменилось - за исключением незначительного улучшения индекса экономической свободы и индекса свободы печати.