Корпоративная социалка
Фото: Движение Арвут
Корпоративная социалка

После жаркого во всех отношениях израильского лета понятия поручительства и социальной ответственности прочно вошли в наш лексикон и заставили по-новому относиться к тому лоскутку на карте, который стал для нас домом. Мы собрались здесь по желанию или волей обстоятельств, мы все очень разные, но мы уже понимаем, что благополучие домашнего очага – задача коллективная.

Если социальная тематика и поднимала в нас раньше какие-то чувства, то это было недоумение, а то и отвращение – резонирующий отголосок советской эпохи. Но вдруг что-то произошло – и не только на улицах, а внутри.

Когда благо общества перестает быть пустым звуком, когда социальная составляющая выходит из разряда абстракций, в стране начинаются внутренние подвижки. Пускай многие по-прежнему тянут общее одеяло на себя, но здесь и там люди уже пытаются нащупать новый подход, который объединил бы нас над разрывами в менталитетах, над секторами и даже над политическими взглядами.

О реальных переменах говорить, конечно, пока рано, но что-то зреет под снежным покровом равнодушия. Как будто в сердцах повеяло весной, и снег стал таять.

Социальные инсайдеры

Совсем неожиданную  лепту в эти усилия внесла Пери Леви – специалист по управлению системами взаимоотношений из компании «Дигитал», а в прошлом менеджер по интерактивной коммуникации и контенту в «Штраусе». Нынешний этап эволюции израильского общества, пишет она в своей колонке на сайте TheMarker, характеризуется переходом к понятию «мы». Люди начинают свыкаться с мыслью о том, что благополучие требуется не только их семьям и близким, но и более широкому окружению. Это уже не просто мечты о лучшем обществе, а понимание того факта, что нам необходимо его построить.

«Мы» состоит не из винтиков, а из полноценных и полноправных индивидуумов. Их удельный вес, сила и влияние сегодня высоки как никогда. Благодаря этому у каждого из нас появляется замечательная возможность вносить в социум перемены к лучшему… прямо на рабочих местах.

Да-да, мы можем  влиять на деятельность фирм, компаний и организаций, в которых состоим  и работаем. Каждой системе свойственны механизмы обратной связи и течения, устремленные вверх. Они позволяют нам влиять на принятие решений вне зависимости от нашего места в общей иерархии. Пери Леви называет это «насаждением корпоративной ответственности». Чтобы стать ее вестниками и глашатаями, надо, в первую очередь, спросить себя: насколько сильно мы хотим перемен? Если первые неудачи нам не страшны, тогда вперед!

Что требуется  обществу, которое хочет встать на путь исцеления? Прежде всего, смена укоренившихся шаблонов и стандартов, причем не только в глобальных вопросах, но и в каждодневных делах. На работе все мы имеем дело с «текучкой», и относиться к ней надо, руководствуясь новыми принципами. Как показывает опыт Пери Леви, здесь не обойтись без упорства и последовательности.

Тем героям, которые решат включиться в работу на социально-корпоративном поприще, она предлагает пять основополагающих принципов:

- Ответственный подход и уважение, любовь и доверие – таковы краеугольные камни любой системы взаимоотношений с коллегами, начальством или клиентами.

- Постарайтесь найти в своей организации единомышленников, чтобы действовать с ними сообща, поддерживая и ободряя друг друга.

- Привыкайте быстро переваривать неудачи, учиться на них и исправлять свои ошибки, не впадая в пораженческие настроения. Преград на пути будет немало, но это вовсе не повод для уныния.

- Заражайте и заряжайте других своим воодушевлением. Не скрывайте его – и вы с удивлением обнаружите, как оно перекидывается на окружающих.

- Если в вашем учреждении есть менеджер по корпоративной ответственности, наладьте с ним контакт. Очень быстро выяснится, что он полон внимания к вашему почину и способен дать множество дельных советов.

Пери Леви отлично понимает, что подобные усилия могут показаться ничтожными на общем фоне, и потому приводит красивую аллегорию: пляж, усыпанный мириадами морских звезд. Им не добраться до воды, и скоро их иссушит дневной жар. Однако молодой человек, идущий по берегу, аккуратно берет звезду за звездой и бросает в море.

– Все равно  всех не спасти – говорят ему. – В том, что ты делаешь, нет никакого смысла.

В ответ он поднимает очередную звезду:

– Для нее  в этом есть очень большой смысл.

«Каждый может стать таким молодым человеком, – заключает Пери Леви. – Это будет ваша личная декларация об ответственности за мир, в котором все мы живем, и входной билет в один из самых захватывающих и волнующих процессов вашей профессиональной жизни. Помните: перемены начинаются с вас, и нет более удачного времени для их начала, чем сейчас».

Социальные пиарщики

Профессор Эяль Винтер, глава Центра исследований рационализма в Еврейском университете, зашел с другой стороны: он предложил использовать внешнее воздействие на корпорации и их владельцев. Ведь магнатам в наше время нужны уже не столько деньги, сколько известность, признание и почет со стороны общества. Так почему бы не воспользоваться этим? Почему бы не надавить на них новыми рейтингами, в которых первые места будут занимать не самые богатые, а самые социально ответственные? Если СМИ, а вслед за ними и общество, начнут превозносить корпорации за ту пользу, которую они несут всем, со временем такая стратегия кардинально изменит правила игры.

Как будто в подтверждение этому, 13 декабря некоммерческая организация «Мейдот», занимающаяся мониторингом благотворительной деятельности, провела публичное награждение «отличников социального поведения». Лауреатов конкурса определила общественная комиссия, возглавляемая бывшим председателем Верховного суда Меиром Шамгаром. На торжественной конференции, специально собранной по такому случаю, победителям были вручены почетные грамоты в знак признательности общества за заботу о нем.

Чем-то это  напоминает наивные школьные чествования  на линейках – только здесь в роли награждаемых выступили не пионеры и не скауты, а группа Фишмана – одна из крупнейших израильских компаний, ассоциация помощи инвалидам Beit Issie Shapiro и предприниматель Ави Наор – в прошлом генеральный директор «Амдокса», ведущий активную благотворительную и социально полезную деятельность.

Подробный отчет об этом приводится на печатных и виртуальных страницах израильских  изданий, грея сердце как читателям, так и самим благотворителям. Ради славы человек готов на многое, а если этот человек – глава корпорации, нужно только задать ему верные ориентиры. Он уже привык к конкуренции, и потому, соперничая за доброе имя, будет чувствовать себя в родной стихии. Более того, он будет вовлекать в благотворительную деятельность своих работников. Что и требовалось обществу.

Глупо не воспользоваться

Увидим ли мы реальные, масштабные результаты подобных шагов? Безусловно. Если предпринимать их планомерно и методично, за короткое время они приведут общество к смене отношения, к новому взгляду на свои цели и способы их достижения. Изменится шкала приоритетов, и ценности доброго общежития совершенно официально займут на ней самые высокие места.

Сегодня на фоне кризиса набирает обороты общемировая дискуссия о пользе и вреде капитализма. Однако на самом деле любая экономическая формация есть зеркало общественных отношений. Выходит, ключи к решению надо искать не в экономике, а в обществе, то есть в нас. Огромные возможности социума еще никогда не направлялись на общее благо, а между тем преимущества такого подхода очевидны. Ко всему прочему, он позволяет обойтись без революций и потрясений, грамотно используя то, что уже имеется в нашем распоряжении.

Это не просто возможно – это вполне осуществимо. По сути, речь идет о простых, доступных и разумных шагах, которые требуют только общего согласия и элементарного взаимодействия. В конце концов, в природе нет ничего лишнего. Действуя изнутри и снаружи, даже самым прожженным корпорациям можно найти достойное социальное применение.

counter
Comments system Cackle