Читайте также
Капиталы, накопленные богачами, столь велики, что уже не являются для них основным стимулятором. Сегодня магнаты добиваются не столько прибыли, сколько социального признания своих достижений. И если бы успех измерялся по вкладу в благосостояние общества, они вели бы себя совершенно иначе.Современное общество оценивает человека, в первую очередь, по его капиталу. Так чего же мы хотим от богачей и магнатов? Они свято следуют социальным канонам. По сути, они такие же жертвы рыночных отношений, как и трудяги-бедняки, которые едва сводят концы с концами.
Действительно, блеск золотого тельца слепит богатеев еще больше, чем всех остальных, – ведь они подобрались к нему совсем близко. Но кто отлил этого идола? Кто водрузил его на пьедестал?
Мы сами. Каждый из нас в той или иной степени поучаствовал в этом, не прямо, так косвенно. Так что, всё закономерно: общество всегда несет коллективную ответственность за свои идеалы.
Профессор Эяль Винтер, глава Центра исследований рационализма в Еврейском университете, опубликовал в издании «Калькалист» статью о том, как социальные нормы заставляют магнатов вести себя не по-людски.
Почему в последние годы богачи всё чаще «отыгрываются» на клиентах, работниках и владельцах облигаций, а иногда даже на акционерах? Почему толстосумы скаредничают и отдают такие жалкие крохи личных капиталов на пользу общества, на благотворительность и на добровольческую деятельность?Всё дело в том, что их успехи оцениваются по довольно искаженным критериям – в основном, по сухим сводкам и цифрам. Печатные и виртуальные страницы каждый день пестрят этими цифрами, выстроенными в виде таблиц: рейтинг состояния богатейших людей, рейтинг прибыльности компаний, рейтинг окладов топ-менеджеров…
30 лет назад в Израиле выходило всего лишь два-три тоненьких еженедельных экономических приложения. Тогда не было рейтингов, зато культура бизнеса отличалась более честными нравами.
Сегодня мы имеем три толстые ежедневные экономические газеты, а также еженедельные, ежемесячные и ежегодные приложения. Когда фотографии магнатов фигурируют в прессе чаще, чем фотографии премьер-министра, они устремляются в погоню за ложным престижем, за ореолом небожителя в глазах публики, а не за честностью, ответственностью и отдачей.
Богачами сегодня движут не деньги. Они заправляют свои баки другим горючим, которое воспламеняет сердца намного мощнее, чем капитал. На этом горючем работают большие ученые и люди творческих профессий, и на нем же растут малыши. Это не просто импульс к действию и желание преуспеть – это потребность во внимании, признании и уважении.
Позыв этот гнездится в душе креза, по-настоящему проявляясь тогда, когда деньги перестают играть свою обычную роль. И хорошо, что так. Ведь если бы богатство вызывало пресыщение, если бы, к примеру, Стив Джобс оставил бизнес в возрасте 30 лет – по-видимому, в мире не появились его замечательные «игрушки серии I».
Однако если общество превозносит богатство, стяжательство и деловую хватку, нет смысла ждать от его героев доброты и отзывчивости. Как может уважаемый магнат позволить себе благотворительность, если это понизит его место в рейтинге израильских капиталов? Зачем ему выставлять себя щедрой душой, если этого никто не ценит? Зачем делать что-то ради общего блага, если над этим смеются?
Вот и выходит, что общество своим отношением само провоцирует богачей на безучастие и эгоцентризм.
«Однако еще не поздно, – пишет Эяль Винтер. – Если общество, при поддержке экономической прессы, изменит критерии оценки деловых качеств и успеха в бизнесе, тогда изменится и деловая культура в стране. Я призываю экономическую прессу создать для этой цели альтернативные рейтинги. Некоторые из них можно ввести немедленно: рейтинг социально полезных компаний, рейтинг социально полезных магнатов, рейтинг честности по отношению к клиентам и к деловым партнерам, рейтинг компаний, способствующих охране окружающей среды, рейтинг компаний или магнатов, генерирующих прибыль для общества…»
Богачи не смогут оставаться равнодушными к таким рейтингам. Они взмыли вверх на волне всеобщего меркантилизма, а когда она спадет, они с не меньшей радостью оседлают следующую волну – социального блага. Надо оценивать бизнесменов по другим меркам: по их вкладу в социальное благосостояние, по степени довольства клиентов, по деловой порядочности – и тогда их деятельность, а также деятельность принадлежащих им фирм изменится кардинальным образом.
Желание преуспевать и добиваться общественного признания – это стержень человеческой эволюции. Его заложила в нас сама природа, и нет никакого смысла воевать с ней. Зато мы можем направить честолюбие и тщеславие в правильное русло. Тогда даже самые циничные магнаты станут магнатами социальными и, вместо того чтобы конкурировать за наш счет, будут конкурировать нам на пользу, заключает профессор Винтер.