Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+15+10
Иерусалим
+11+7

Мнения

А
А

"Халифат" как экономический проект

Принцип единобожия, начертанный на знамени "Халифата", – "Да не будет никакого божества, кроме Аллаха!" – является не только вероучительным, но и экономическим.

Александр Игнатенко
21.08.2014
Источник:НГ Религии
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

Принцип единобожия, начертанный на знамени "Халифата", – "Да не будет никакого божества, кроме Аллаха!" – является не только вероучительным, но и экономическим, то есть регулирует имущественные отношения между теми, кто выступает от имени ислама (в данном случае – "Халифат") и последователями других религий и верований.

Налоги на веру

Христиане, которых много на Ближнем Востоке, в исламе трактуются двойственно. С одной стороны, они принадлежат к людям Писания (араб. ахль аль-Китаб), то есть им, как и многим народам до них, было ниспослано Писание – Евангелие (араб. Инджиль), учившее их истинному единобожию – вере в единого и единственного Аллаха. Но, с другой стороны, вопреки уверенности некоторых, имеющееся на руках у христиан Писание – вовсе не то Евангелие, которое было ниспослано пророку истинного единобожия – Исе, сыну Мариам (отметим, что у арабских христиан Иисуса – Сына Божьего зовут не Иса, а Ясу, от ивр. Иегошуа).

Христиане, уверены мусульманские богословы на протяжении многих веков и вплоть до сегодняшнего дня, исказили ныне утраченное истинное Евангелие единобожия и стали многобожниками (араб. мушрик), которые "придают Аллаху сотоварищей", что является отрицанием единобожия. Среди этих "сотоварищей" (араб. шарик) – Святая Троица, само название которой, по мнению исламских ревнителей веры, является отрицанием обязательного единобожия. Христиане, считают мусульманские ученые, поклоняются кресту (распятию), на котором, как уверены мусульмане, был распят Иуда, выдавший идолопоклонникам-римлянам пророка Ису, сына Мариам. Вероучительный компромисс здесь невозможен, невозможно доказать другой стороне правоту своего взгляда. Это системное противоречие между исламом и христианством, и в условиях светского государства, каковым был Ирак до американского вторжения в 2003 году, каждый был волен верить во что-то свое.

Христианам в теократическом государстве, каковым является "Халифат", предлагается следующий выбор, который переводит богословскую проблему в экономическую плоскость. Либо принять ислам как истинное единобожие, либо платить джизью – специальный налог на покровительствуемых, либо покинуть местность, в которой они проживают, чтобы не быть убитыми, если они не желают принять ислам или платить джизью.

В фактической столице "Халифата" сирийской Ракке был издан декрет, названный "Договор обеспечения безопасности христиан", положения которого действуют во всех "эмиратах" и "вилайетах" "Халифата" и по которому христиане объявлялись покровительствуемыми в духе традиционной для ислама системы зиммитюда. В экономической части декрета говорится об обязательной джизье – налоге на взрослых мужчин-христиан, который составляет четыре золотых динара из расчета 4,25 грамма чистого золота в одном динаре, то есть 17 граммов для богатых, половина этого для христиан среднего достатка и четверть для совсем бедных христиан. Джизья берется в долларах. Так, после захвата "Исламским государством" иракского Мосула в июле с.г. христиане одноразово выплатили новым властям, по сведениям из христианской общины города (в нем проживали представители 14 деноминаций), 2 млн долл.

Узаконенный грабеж

Однако подавляющее большинство христиан изгоняются из мест своего проживания. Точная статистика отсутствует, но наверняка речь идет о многих сотнях тысяч в Сирии и Ираке. Этнорелигиозная чистка, осуществляемая "Халифатом", имеет экономические цели. Изгоняемые христиане оставляют в сирийских и иракских городах и пригородах, объявленных "исламскими эмиратами" (Ракка, Джарабулус, Фаллуджа и другие) свою недвижимость – дома, лавки, мастерские, земли и так далее, не говоря уже о крупном и мелком рогатом скоте. Все это переходит в собственность "Халифата". В каждой административной единице террористического образования – "исламском эмирате" или "вилайете" – есть "Дом имущества" (араб. Байт аль-маль), который занимается учетом (инвентаризацией) и распределением изымаемой у многобожников собственности. Яркий пример – здание армянской католической церкви "Наатакац" в Ракке. После того как с него был сбит крест и над ней было водружено черное "знамя единобожия", здание перешло в собственность "Дома имущества" Ракки, и в нем устроено "Пропагандистское бюро" (араб. мактаб даави).

На Ближнем Востоке есть религиозные группы, которым не "посчастливилось" быть людьми Писания и на которых принципы зиммитюда не могут быть распространены. Это езиды, друзы, алавиты и другие. На них "щадящие" принципы шариата, касающиеся зиммиев, не распространяются, и перед ними ставится более жесткий выбор: либо отказаться от своей веры и принять ислам, либо быть убитыми. Тех не устраивает ни то, ни другое, и они, если могут, сопротивляются, как алавиты в Сирии, либо бегут из мест своего проживания, как езиды в Ираке, где на севере страны в горах сейчас скопилось несколько десятков тысяч человек. Очевиден гуманитарный аспект проблемы. Но есть и экономический аспект: все эти люди бросили свое недвижимое и движимое имущество в местах своего прежнего проживания и унесли только пыль отечества на своих башмаках. Они оставили примерно 50 тыс. домов и квартир, земельные угодья, крупный и мелкий рогатый скот, лавки, мастерские и т.п.

Изъятое и брошенное недвижимое и движимое имущество "Байт аль-маль" распределяют среди моджахедов из 80 стран мира, которые, что важно подчеркнуть, прибыли в Ирак и Сирию с семьями – женами и детьми. Если они прибыли холостяками, то те рекрутинговые центры, которые действуют в странах исхода, работали еще и как матримониальные агентства, направляя на территорию "Халифата" незамужних женщин и девушек из разных, в том числе европейских, стран. С ними на территории "Халифата" заключаются браки. "Халиф" Ибрахим Абу Бакр аль-Багдади, лидер террористической группировки, в своем первом выступлении пригласил мусульман со всего мира переселяться в "Халифат". Можно быть уверенным, что на его призыв откликнутся, особенно из стран, где наблюдается перенаселение и нехватка земли, вроде Пакистана. Уже сейчас на территорию "Халифата" переселяются (в категориях шариата – совершают хиджру) целыми деревнями марокканцы, китайцы, аравийцы, европейцы, количество которых – многие десятки тысяч семей.

Удобной шариатской категорией для легализации процесса грабежа и юридического (шариатского) закрепления его результатов является категория военных трофеев (араб. ганима), детально прописанная в Коране в очень популярной у халифатистов восьмой суре "Добыча" (араб. Аль-Анфаль) и детально проработанная в исламском праве еще со времен арабских завоеваний. Все, что отымается в ходе джихада "за чистоту веры" – единобожие против многобожников, идолопоклонников, а к ним, напомним, причисляются христиане всех конфессий, шииты, алавиты, езиды, суфии и другие, – объявляется военным трофеем, который делится определенным образом. Четыре пятых – моджахедам, тем же боевикам из 80 стран мира, одна пятая (араб. хумс) – "Халифату". Ганима для них – это также те полмиллиарда наличности, которую "Халифат" захватил в банках Мосула. В категорию ганимы включаются и пленники (араб. асра), которым придается статус рабов, а также женщины с детьми и без детей, которые передаются моджахедам в качестве наложниц или жен.

Кое-что перепадает и местным жителям, естественно, суннитам, которые в той или иной форме приносят клятву верности (араб. байат) "Халифату". Налоги, выплачивавшиеся государству в Ираке и Сирии, отменяются, а вместо них выплачивается закят (обязательное для каждого мусульманина отчисление в пользу бедных), который ситуативно оказывается ниже, чем налоги. Чему рады и землевладельцы, которые присвоили участки изгнанных соседей, и лавочники, которых избавили от конкурентов.

"Халифат" устраивает на иракской и сирийской территории кампании по бесплатной раздаче беднякам продуктовых наборов, баллонов со сжиженным газом и т.п. Но это пропагандистские акции, которые снимаются на видео и фото и выкладываются в социальных сетях, используемых халифатистами очень активно. Власти "Халифата" директивно снижают цены на продукты первой необходимости, как это было сделано в Ракке, где одноразово на одну треть были снижены цены на хлеб, хлебобулочные изделия и муку. В соцсетях публикуются пропагандистские фотоподборки о том, как власти "Халифата" ремонтируют дороги, электрические линии, обеспечивают хлебом жителей и так далее.

Ресурсы на службе террора

Самое главное – "Халифат" реализует программу по переводу под свой контроль (и в свою собственность) энергетических и природных ресурсов Ирака и Сирии. Прежде всего это нефть, которую у "Халифата" с выгодой для себя (в 5–10 раз ниже мировых цен) приобретают Турция и Иордания. Последняя приобретает ежедневно у "Халифата" 20 тыс. баррелей нефти. Углеводороды у "Халифата", который контролирует всю нефтеносную сирийскую провинцию Дейр Эз-Зор, вынуждено приобретать и правительство Сирии. В Ираке, на севере страны, в зоне расселения курдов, "Халифат" захватил город Зуммар и нефтяные месторождения в его округе. Приходят противоречивые сообщения о том, в чьих руках находится нефтеперерабатывающий завод в иракском Биджи (190 км к северу от Багдада), но "Халифат" точно контролирует, как минимум частично, этот производитель горюче-смазочных материалов и, что важно, мазута, на котором работает большинство электропроизводящих мощностей в Ираке и Сирии.

"Халифат" почти полностью контролирует водные ресурсы Сирии и Ирака, захватив все водохранилища по течению Тигра и Евфрата: у Мосула, Фаллуджи, Самарры и Хадиты в Ираке, у Ракки в Сирии. Выше по течению Евфрата "исламский эмират" в Джарабулусе контролирует водный поток, идущий из Турции в Сирию и далее в Ирак. Тем самым реализуется контроль за водными потоками, позволяющий, с одной стороны, увеличить орошение зон проживания суннитов в Сирии и Ираке, что делает суннитские племена естественным союзником "Халифата". И те еще до провозглашения "Халифата" принесли клятву верности его предшественнику "Исламскому государству Ирака и Леванта" (ИГИЛ). Что стало одним из условий успеха ИГИЛ в захвате иракских и сирийских территорий. Перераспределение водных потоков позволяет "Халифату" держать под ударом шиитский юг Ирака, который может быть лишен воды в любой момент и тем самым будет обречен на гибель.

С другой стороны, концентрация водных ресурсов в руках халифатистов является мощной угрозой. С их использованием можно, хотя это сейчас и кажется фантастикой, устроить искусственный потоп в Багдаде. Наконец, "Халифат" контролирует электропроизводящие мощности на Тигре и Евфрате, в частности, построенную при советском содействии сирийскую ГЭС "Тишрин" (переименована в "Аль-Фарук" – букв. "Различающий между истинным и ложным", прозвище второго праведного халифа Умара Ибн-аль-Хаттаба, 634—644).

В первой половине августа в городах Тельафар и Синджар в иракской провинции Найнава бойцы "Халифата" захватили государственные зернохранилища с 50 тыс. тонн зерна, а в иракской же провинции Эль-Анбар - 700 тонн. Зерно отправляется на мукомольные комбинаты в Ираке и Сирии, тоже отчуждённые в собственность ИГИЛ как трофеи. И, что примечательно, "Халифат" продаёт зерно, награбленное в Найнаве, государственным органам в других иракских провинциях. Естественно, как и в случае с нефтью, по ценам ниже рыночных. При этом дезорганизуются госзакупки зерна у крестьян. Госорганы в этих провинциях отказываются покупать зерно у крестьян по установленным ранее ценам. Это - одно из проявлений распада иракского государства, обломки которого вступают в торговые отношения с квази-государством "Халифатом".

Наконец, не будем забывать, что клятву верности "Халифату" принесли группировки "Ансар аш-Шариа" в Ливии, "Аль-Каида" в странах исламского Магриба" в Алжире, "Аль-Каида" в Йемене, "Боко Харам" в Нигерии и другие, став тем самым эксклавами "Халифата". И они отчисляют пятую часть (хумс) от своих трофеев "Халифату".

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке