"Несмотря на бедствия, которые обрушил на нас ХАМАС, мы должны помнить, что речь идет о мусульманах, и поэтому мы должны поддерживать это правление и демонстрировать единство. Сейчас не время критиковать его за ошибки".
Эти слова, которые недавно произнес шейх доктор Атхман аль-Хамис на кувейтском канале "Ансан", проливают свет на растущую в арабском мире критику ХАМАСа после 7 октября. Многие утверждают, что организация, чье правление в Газе характеризуется коррупцией и повторяющимися кризисами, вредит палестинским национальным целям и причиняет огромные страдания населению Газы.
С другой стороны, звучат и мнения, что именно в этот кризисный момент палестинцы и арабский мир обязаны поддерживать ХАМАС, даже если он не представляет весь палестинский народ, чтобы сохранить единство и предотвратить раскол, который ослабит палестинскую борьбу.
Этот аргумент частично основан на важном принципе ислама, который помогает лучше понять позицию другой стороны, — "подчинение правителю", или на арабском "таа". Этот принцип гласит, что мусульмане должны подчиняться своему правителю, даже если он коррумпирован или некомпетентен, пока он не заставляет своих подданных нарушать религиозные заповеди и законы шариата.
Основная идея, лежащая в основе этого принципа, заключается в том, что мятеж против правителя может подорвать стабильность общества, привести к расколу и хаосу (фитна) внутри мусульманской общины, а в конечном итоге - к поражению перед врагом. По этой причине на протяжении всей мусульманской истории придавалось большое значение сохранению политического порядка, даже ценой существования коррумпированного правления.
В суннитском исламе существует религиозная обязанность подчиняться мусульманскому правителю - даже если он несправедлив или коррумпирован, - пока он не приказывает совершать явный грех. Эта концепция основана на хадисе, в котором говорится: "Лучше подчиняться своему лидеру, даже если он бьет тебя по спине и отбирает твое имущество".
ХАМАС, хотя и не является традиционной мусульманской властью, а представляет собой палестинское движение сопротивления с исламистским уклоном, стремится утвердить свою политическую легитимность в Газе. Поэтому часть его сторонников обосновывает свою поддержку этим самым принципом "таа", предупреждая, что любая попытка подорвать власть ХАМАСа в данный момент лишь послужит интересам Израиля и ослабит палестинское сопротивление.
Несмотря на важность подчинения правителю, мусульманская история также признает опасности тирании (тагута). Когда лидер действует против шариата, злоупотребляет властью, управляет посредством страха и совершает несправедливость, ислам оправдывает неповиновение ему и даже восстание против него.
С момента насильственного и нелегитимного захвата власти в секторе Газа ХАМАС обвиняют в неэффективном управлении, использовании ресурсов в своих интересах вместо помощи жителям сектора и подавлении политических оппонентов. Также утверждается, что средства, поступавшие в качестве гуманитарной помощи, перенаправлялись на строительство туннелей и финансирование военных операций.
После событий 7 октября ХАМАС подвергается жесткой критике со стороны интеллектуалов, политиков и высокопоставленных лиц в арабском мире, которые настойчиво утверждают, что он не представляет всех палестинцев, а лишь их небольшую часть. Поэтому, по их мнению, нет обязанности подчиняться ему или считать его легитимной властью в Газе.
Например, Палестинская администрация на Западном берегу не считает ХАМАС официальным представителем палестинского народа и обвиняет его во второй Накбе и разрушении Газы.
Генеральный секретарь Лиги арабских государств Ахмед Абу аль-Гейт заявил, что сопротивление, которое предлагает ХАМАС, "не является правильным путем, ведущим к решению палестинского вопроса".
Главный вопрос заключается в том, действительно ли подчинение правителю - даже если он коррумпирован - является правильным путем к сохранению единства палестинского народа. С одной стороны, сохранение единства и противостояние общему врагу - важный принцип в арабской и мусульманской политике. С другой стороны, ХАМАС не воспринимается как правитель, которого признают все палестинцы, и настойчивость в его поддержке во имя принципа "таа" может лишь усугубить внутренний раскол.
Как точно выразился Фалах аль-Машаль, иракский журналист и колумнист саудовского новостного сайта "Илаф": "Арабские народы испытывают отвращение к Палестине, потому что она превратилась в амулет, поддерживающий существование коррумпированных и тиранических политических режимов. Во имя лозунга освобождения Палестины и сопротивления были совершены ужасные преступления - подавление инакомыслия и уничтожение оппозиционных голосов".
Читайте также
Тем временем возобновление израильских ударов и прекращение режима перемирия лишь подчеркивают печальную реальность, в которой жители Газы продолжают платить высокую цену за политику ХАМАСа.
В каждом новом военном раунде - будь то нападение ХАМАСа или ответные действия ЦАХАЛа - главными жертвами остаются палестинские гражданские лица: убитые, раненые, разрушенные дома, беспрецедентный уровень разрушений и гуманитарный кризис, который с каждым днем становится все глубже.
В то время как в арабском мире звучат призывы сохранять единство и поддерживать ХАМАС, все больше жителей сектора Газа ощущают себя пленниками жестокой системы, в которой у них нет ни голоса, ни выбора.
Принцип "таа", возможно, обязывает хранить верность правителю, но когда реальность вновь и вновь доказывает, что каждое перемирие - это лишь временная передышка перед новым раундом боевых действий, все больше палестинцев задаются вопросом: не является ли эта верность ловушкой, которая лишь продлевает их страдания и служит интересам коррумпированного руководства в Газе?
Мор Шапира - преподаватель кафедры арабского языка в Университете Бар-Илан и исследователь в Институте MEMRI по изучению ближневосточных СМИ, эксперт по арабскому языку, арабским СМИ и исламу
Источник: Walla