Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель Авив
N/A+24

Мнения

А
А

Дети Ноаха

Имена сыновей Ноаха должны были служить ориентирами, указывающими, где располагались земли, на которых обитали потомки каждого из сыновей Ноаха.

28.07.2014
Источник: mnenia.zahav.ru
ShutterStock

"Вот порожденные Ноахом: Hoax мужем праведным, цельным был в своих поколениях; с Б-гом ходил Hoax. И породил Hoax троих сыновей: Шема, Хама и Йефета".

Если к Пятикнижию (Торе) подходить и как к историческому источнику, то он, бесспорно, является единственным из древнейших, где приведен столь подробный перечень племен и народов не только современных его авторам, но и народов известных им вообще. Трудно переоценить то значение, какое для исторической науки имеет 10-я глава Книги Бытия, ставшая базой для множества исследований и мерой их истинности. Эта глава получила название "Таблица народов": "Перечень потомков Ноя представляет собой лишь отправную точку для раскрытия богословского учения о народах. Еще блаженный Августин отмечал, что в 10-й главе "Бытия" говорится не столько об отдельных людях, сколько о семидесяти двух отдельных народах. Имена их эпонимов в "Бытие" в одних случаях отражают древние этнические названия, а в других - названия древних местностей или народов, давших наименования областям. Тщательное сопоставление ономастики Быт.10 с данными внебиблейских памятников позволило ученым установить, о каком народе идет речь в том или ином случае".

Понятно, что в основе причисления народов к каждому сыну Ноаха лежала их языковая и территориальная близость - эти два признака являлись для автора главы критерием определения родства.

Но если 10-я глава перечисляет имена народов известных автору Писания, то, наверное, имена и самого Ноаха, и его сыновей также подчинены той же логике и также имеют какой-то "географический" смысл. Очевидно, следует начать с, так сказать, первых шагов вышедших из ковчега по "послепотопной" Земле: "И был (на) всей земле один язык и речи единые. И было: продвигаясь с востока, они нашли долину на земле Синар и поселились там. И сказали они друг ругу: Давайте делать кирпичи и обжигать их (в) печи обжиговой! И был у них кирпич вместо камня, а земляная смола была у них вместо известки. И сказали они: Давайте построим себе город и башню, а вершина ее в небесах, и создадим себе имя; чтобы нам не быть рассеянными по всей земле! И нисшел Господь увидеть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: Вот народ один, и язык один у всех их, и такое стали делать. И теперь не воспрепятствуется им все, что замыслили, делать? Давайте низойдем и смешаем там их язык, так что они не поймут (более) один речь другого. И рассеял Господь их оттуда по всей земле, и перестали они строить город. Потому нарек ему имя Бавел, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Получаем такую последовательность продвижения потомков Ноаха: горы Араратские (Урартские)- изначальная точка отсчета; далее - "земля Синар"; далее - Бавел. Локализация горы Арарат не вызывает сомнений.

Земля Синар упоминается в Торе по поводу Нимрода - сына Куша, внука Хама: "И Куш породил Нимрода: тот стал богатырем на земле. Он был богатырем в ловле пред Господом. Потому говорится: Как Нимрод богатырь в лoвле пред Господом. И был началом царства его Бавел, и Эрех, и Акад и Калне, на земле Синар.

Выяснив месторасположение указанных топонимов, можно определить и нахождение "земли Синар": исторический Вавилон располагался в центральной части Месопотамской низменности, а точнее в южной ее половине - Нижней Месопотамии или Двуречье. Руины Вавилона локализуются в Ираке недалеко от города Эль-Хилла.

Хилла (также Эль-Хилла, Ал-Хилла, Аль-Хилла), город в центральной части Ирака. Город расположен на реке Евфрат, в 100 км (62 милях) к югу от Багдада. Библейский Эрех(Урук)-в 3-м тысячелетии до н. э. древний город-государство шумеров в Нижнем Двуречье (Южный Ирак). Аккаде - город на севере Нижней Месопотамии. Столица государства Аккад при Саргоне Древнем и его преемниках. Калне (Халне). По одному из содержащихся в Талмуде толкований, это, возможно, Ниппур.

Таким образом выясняется, что земля Синар, согласно традиционному толкованию, располагалась в Нижней Месопотамии, при этом город Бавел (Вавилон) находился в ее северной части, а города Эрех и Калне - в южной.

Нельзя не заметить, что, рассказывая о Нимроде, автор нарушает последовательность событий - "забегает вперед", ибо на момент строительства башни и города, нареченного Бавел, никаких других городов и селений на Земле не было - ведь все было смыто Великим потопом.

Надо понимать, что и после разрушения башни потомки Ноаха не сразу "рассеялись по всей земле", но жили достаточно долгое время вместе, пока выполнение заповеди "плодитесь и размножайтесь" не привело к необходимости миграции племен в поисках новых источников пропитания.

Вышесказанное подтверждается текстом Торы, когда рассказывая о царстве Нимрода, автор сообщает, что "из сей земли вышел Ассур". Но Нимрод был внуком Хама, то есть хамитом, а Ассур был сыном Шема, то есть семитом.

Несомненно также, что и разделение (смешение) языков произошло не в одночасье, но именно с постепенным разделением племен и удалением на значительные расстояния, что привело к различным условиям их существования. Имеется ввиду тот факт, что переход племени или народа на новое место обитания, совершенно не означает также и параллельного изменения его языка на другой-этот процесс был гораздо более продолжительным. Но задаваясь вопросом: какой он был "единый язык и речи единые", ответим - тот, который мы называем арамейским - он лежит в основе семитских языков и наречий, потому что исторические свидетельства, касающиеся этнической истории не только Южной Месопотамии, но всего ближнего Востока, включая Кавказ, показывают, что все живущие здесь народы в глубокой древности говорили на различных диалектах арамейского языка.

Приведем примеры сказанному: своим эпонимическим предком армяне (ара-мен),как и арамеи (ара-мей) считают Арама, который был пятым сыном Сима. Армянский историк Н. Адонц пришел к выводу, что древнейшее население Армении до того, как стало индоевропейским, было "семитским, то есть арамейским", говорившим по-арамейски. Все без исключения герои древнеармянского эпоса "Давид Сасунский", включая главного героя, носят или чисто-семитские имена, или имеющие семитские языковые корни.

Известный грузинский историк Михако Церетели в его фундаментальном исследовании, вышедшем в 1910г. под названием "Нация и человечество", писал, что исторической родиной грузин была Халдея, обитатели которой "населяли страну в районе озера Ван (на востоке Малой Азии) и господствовали в созданном ими государстве Урарту(14-7 вв. до христианской Эры)". Халдеи же, как известно, были семитским народом говорившем на арамейском языке.

Лингвисты связывают с государством Урарту также и предков чеченцев, основываясь на той логике, что "нохчи" - люди Ноаха, а первым после потопа пристанищем Ноя и его семьи стала гора Арарат (горы Урартские).

В.Б. Пфаф, о котором выдающийся ученый-этнограф М.О. Косвен сказал, что "в истории этнографического кавказоведения и осетиноведения ему принадлежит видное место", писал об осетинах следующее: "До объяснения этой языческой (осетинской) религии надобно прежде всего сказать, что так как осетины первоначально принадлежали к семитическому племени, то религия Зороастра не могла у них иметь успех, несмотря на то, что как нарты, так и аланцы были иранцы. У семитов каждый род представляет собой суверенное государство и имеет свою собственную религию. Семитические оссы, конечно, не знали еще Моисеевых законов, так как они жили на Кавказе еще гораздо раньше XVI века до Рождества Христова…"

Ханаан приходился Хаму сыном, тем не менее, ханаанеи говорили на языке очень близком к ивриту. Из библейского повествования следует, что Авраам и его спутники, перешедшие в Ханаан, свободно общались с местным населением. Кстати, миграция Авраама в Ханаан дает нам временной ориентир: 19-18 вв. до н.э.- это времена гораздо более поздние, чем время вавилонского столпотворения, но, заметим, что ханаанеяне-хамиты продолжали разговаривать на семитском языке.

Понятно, что десятая глава Бытия (Таблица народов) основывалась на действительной демографической и географической ситуации существования народов известных автору главы: речь идет по всей видимости об обитателях Восточной Европы, Малой Азии, (включая Грецию), Ближнего Востока, Северной Африки. В основу разделения их на "родственников" был положен принцип схожести языков и близости мест обитания-исходя из этого, автор, очевидно, посчитал достаточным ограничиться тремя этническими общностями-отсюда три сына Ноаха. Но в таком случае должен быть сделан вывод о том, что если имена потомков Йафета, Хама и Шема - это, как выяснилось, имена реальных народов, то и имена их праотцов также наделены реальным содержанием, связанным, как уже отмечалось, с разделением народов по признаку общности языка и мест проживания, но на более общем уровне. Иными словами, имена сыновей Ноаха должны были служить ориентирами, указывающими, где располагались земли, на которых обитали потомки каждого из сыновей Ноаха. Но обратимся к именам, точнее, к значению каждого имени на языке Торы:

Йафет - обозначает "красивый"

Хам - обозначает "теплый, жаркий"

Шем - обозначает "имя".

Имя Хам сразу же обращает на себя внимание и вызывает ту логическую ассоциацию, что потомки Хама являются жителями жарких "земель" - и это действительно так, потому что преимущественный ареал хамитов - Северная Африка и прилегающие территории Ближнего Востока. Но если следовать такой логике, то тогда и в именах двух других сыновей Ноаха нужно видеть указание на климатические особенности мест их обитания -,однако, значения этих двух имен ни с какими географическими указателями не связаны. Но в любом случае имена эти не могут выпадать из смысла "Таблицы народов": связи упомянутых в ней имен с существующими народами или "землями", поэтому нет сомнения в том, что имена Йафет и Шем также указывают на языковую и территориальную общность народов также, как и имя Хам.

В логику приведенных рассуждений полностью вписывается и имя прародителя: Ноах с иврита переводится как "мир, покой". Разочаровавшись в своих созданиях, Всевышний решает, что люди обретут мир и покой в новых поколениях, родоначальником которых стал Ноах: "И увидел Господь, что велико зло человеческое на земле и все побуждение помыслов сердца его лишь худо весь день. И решил Господь на иное о том, что создал человека на земле, и огорчился Он в сердце Своем. И сказал Господь: Сотру Человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до ползучего и до птицы небесной; ибо Я решил на иное о том, что создал их. А Ноах обрел милость в глазах Господа".

Так что нерасшифрованными в "Таблице народов" остаются только два имени: Йафет и Шем. Но надо заметить, что версии касательно демографического значения этих имен ни историками, ни лингвистами пока что не выдвигались, хотя таковые попытки безусловно перспективны.

Читайте также