Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+26+19
Иерусалим
+23+15

Мнения

А
А

Кровавый ноябрь: евреи сражались за латышей, латыши их истребили

Латыши свято верят, что это их предки завоевали независимость в 1918 году, а в 1941 помогали немцам бороться против "красной чумы". На самом же деле, все было абсолютно иначе.

Михаил Фальков
01.12.2011
Источник:IzRus
Zahav.ru izrus.co.il

Читайте также

Уходящий месяц занимает центральное место в современной мифологии титульной нации Латвии. Латыши свято верят, что это их предки завоевали независимость в 1918 году, а в 1941 помогали немцам бороться против "красной чумы". На самом же деле, все было абсолютно иначе.

В ноябре Латвия отмечает сразу два знаменательных события своей современной истории: 18 ноября 1918 года эта балтийская республика впервые "завоевала" независимость; 30 ноября 1941 года началось тотальное уничтожение рижских евреев.

Латышский истеблишмент с повторного обретения государственности всячески пестует два национальных мифа: своей "свободой" Латвия обязана только латышам; местное население не принимало массового участия в уничтожении евреев, а в основном лишь боролась против "советской оккупации". Однако в действительности эти события происходили абсолютно иначе. Латвия обрела независимость в борьбе с немцами и большевиками во многом благодаря героизму этнических русских, литовцев, поляков и евреев. В знак "благодарности" все эти нацменьшинства в период независимой Латвии (1918-40) были лишены значительной части гражданских прав и свобод, особенно евреи. А в 1941 году именно латыши сыграли ключевую роль в тотальном уничтожении еврейского населения.

Тысяча ненужных героев

По свидетельству одного из лидеров латышских националистов Адольфа Шилде, "сионисты с 1917 года начали поддерживать стремления латышского народа в пользу свободной Латвии". В свою очередь, историк-эмигрант Эдгар Андерсон отмечал, что "коренные" евреи играли важную роль в создании государства. В 1919 году "большая часть еврейского населения приняла активное участие в борьбе за независимость Латвии", - подчеркивает современный историк Борис Волкович.

В общей сложности в составе латвийской армии сражались 1000-1200 евреев. Среди них было 12 офицеров и еще 18 человек занимали высокие должности военных врачей и чиновников. 39 евреев погибли в боях за независимость Латвии. Четверо были награждены высшим военным орденом Лачплесиса, 11 евреев – орденом Трех Звезд.

Согласно данным Общества освободителей Латвии еврейской национальности, процент евреев, воевавших в латвийской армии до 1920 года, был выше процента, который они составляли в населении страны в целом. Генерал Кришьянис Беркис, впоследствии ставший министром обороны, в 1931 году публично отметил вклад евреев, сражавшихся за независимость Латвии.

Подготовка к геноциду

Несмотря на ощутимое участие евреев в борьбе за латышскую государственность, в суверенной Латвии они лишились значительной части гражданских прав. Притом, что более 92% евреев являлись гражданами республики.

Их не принимали на работу в государственные и муниципальные учреждения и предприятия. Как правило, они не могли заниматься сельским хозяйством. Евреям был закрыт доступ в военные училища. При приеме в Латвийский университет соблюдалась процентная квота. Член Учредительного собрания Лейб Фишман отмечал в 1921 году, что в демократической Латвии антисемитизм процветает, "это пока еще не бурный и жестокий погром, но это есть тихая и беспощадная инквизиция". В свою очередь, современный латвийский историк Волкович подчеркивает, что "в разные периоды по разным причинам антисемитизм в Латвии бывал более или менее выраженной политикой государства".

В 1920-1930-е годы это сопровождалось регулярными нападениями на евреев со стороны латышских националистов, в определенных случаях подобные акции принимали массовый характер. В 1921 году в Бауске произошел погром в день выборов в Сейм Латвии. Два года спустя латышские студенты устроили избиения евреев в Резекне и подавить беспорядки властям удалось лишь с помощью армейского гарнизона. В 1926 году в Вилянах столкновения националистов с евреями продолжались неделю. В 1932 году после победы команды "Ха-Коах" на футбольных соревнованиях в Риге латышские болельщики с криками "Бей жидов" кинулись на евреев. Тогда в массовых беспорядках приняли участие около 2000 человек.

Враждебное отношение к евреям представителей "титульной нации" усиленно подогревалось многочисленными антисемитскими газетами, брошюрами, книгами, издававшимися в Латвии. В 1922 году премьер-министр Зигфрид Мейеровиц признал, что латышская пресса культивирует фашизм и битье евреев. Современный историк Лео Дрибин отмечает, что "свобода, данная антисемитским пропагандистам и агитаторам в 1920-1930-е гг., позволяла им отравлять сознание многих людей, создавших организованные антисемитские группировки".

В Латвии была масса таких организаций, лидирующее положение среди которых занимала Pērkonkrusts, которая пользовалась растущей популярностью у молодежи и военных. По оценке современного историка Айварса Странга, в ее идеологии "радикальный расистский антисемитизм был не только центральным, интегрирующим, но фактически единственным серьезным принципом; это был не только принцип, это была одержимость...". Своими главными задачами Pērkonkrusts декларировала: подрыв экономических позиций евреев, "освобождение" латышской культуры от влияния евреев, "уменьшение физических резервов евреев". Странга отмечает, что "по крайне мере – частично, идея уничтожения евреев родилась задолго до нацистской оккупации Латвии". Волкович добавляет, что от идеологии Pērkonkrusts и подобных организаций "оставался шаг к активному участию в Холокосте, и этот шаг был сделан...".

Геноцид

"Самым активным образом в уничтожении евреев Латвии участвовали местные националисты, в том числе бывшие офицеры латвийской армии. Именно они совместно с немецкими карателями за лето 1941 успели уничтожить примерно половину латвийских евреев. Многие будущие коллаборационисты состояли в профашистских организациях Латвии", - отмечают авторы фундаментального труда "Холокост на территории СССР".

Уничтожение евреев Латвии

Еще в начале июля 1941 года лидер Pērkonkrusts Густавс Цельминьш призвал латышей вступать в добровольную "команду безопасности", которую возглавил активист этой организации Виктор Арайс. На призыв сразу откликнулись около тысячи членов Pērkonkrusts. Многие другие вступали в Латышскую вспомогательную полицию (Lettische Hilfspolizei). "К моему приходу формирование таких вспомогательных батальонов усиленно практиковалось, потому что было очень много добровольцев из латышей", - свидетельствовал впоследствии на судебном процессе Фридрих Йекельн, назначенный в ноябре 1941 года высшим фюрером СС и полиции на территории Латвии. Как отмечает российский историк Михаил Крысин, там "вспомогательные" формирования значительно превосходили по численности штат немецкого полицейского аппарата. К сентябрю 1943 года в рядах латышской полиции состояли 36.000 человек (не считая частей Латышского легиона СС, Латышского авиационного легиона, нацистских молодежных организаций).

Именно они сыграли ключевую роль в уничтожении латвийского еврейства, а затем активно участвовали в массовых убийствах евреев в Белоруссии, России, Польше, в частности в ликвидации Минского гетто. Только "команда безопасности" Арайса истребила десятки тысяч евреев Латвии.

"В первые недели нацистской оккупации почти во всех маленьких городах и волостях расстрелами, арестами и избиением евреев руководили бывшие офицеры (латвийской армии), которые на местах возглавляли вооруженные отряды и группы т.н. самообороны", - отмечают авторы монографии "Холокост на территории СССР". В свою очередь, бывший историк латвийского еврейства Мендель Бобе писал: "Во многих местах прихода немцев ожидала надпись "Judenrein" ("отчищено от евреев")". А упоминавшийся Фридрих Йекельн на судебном процессе заявил, что не может указать точное число уничтоженных евреев, т.к. еще до его прибытия в Ригу, в июле 1941 года, тысячи из них уже были убиты латышами.

"Порой может создаться впечатление, что вся акция была проведена немцами. В действительности убийством евреев занималась "команда Арайса" или местные расстрельные команды. Присутствие при этом нескольких немецких солдат или офицеров объясняется их добровольным участием – в основном с целью вволю выпить и закусить, а также получить кое-что из отнятых у евреев драгоценностей. Однако германское армейское командование категорически запрещало такое участие как порочащее моральный облик немецкого солдата", - отмечает латвийский еврейский историк Мейер Мелер.

Исчезнувшее колено Израиля

В 1914 году численность евреев Латвии, живших там многие поколения, составляла 190.000. После вынужденной миграции во внутренние районы Российской империи, переселения в Палестину и на Запад, а также массовой гибели еврейского населения в годы Первой мировой войны к 1920 году его численность сократилась до 80.000. Затем, за счет возвращения беженцев из России и естественного прироста, она достигла довоенного максимума – 95.675 человек в 1925 году. Накануне аннексии Латвии Советским Союзом (1940) там жили около 90.000 евреев. Затем пять тысяч из них были репрессированы и высланы в Сибирь. Еще около десяти тысяч успели бежать во внутренние районы СССР до начала нацистского вторжения. Таким образом, в оккупированной Латвии остались 75.000 евреев. До конца 1941 года около 62.000 были уничтожены. По оценкам историка Бобе, в целом до конца войны были истреблены 90% латвийского еврейства. В общей сложности в СССР, на территории оккупированной Латвии и в концлагерях Германии уцелели лишь 7-8 тысяч человек.

Принято считать, что главными виновниками Катастрофы европейского еврейства являлись немецкие нацисты. Но в Латвии они уступили "лавры первенства" в уничтожении евреев титульной нации. Однако в отличие от немцев, современный латышский истеблишмент не открестился от этих злодеяний. После развала СССР в Латвии не был осужден ни один военный преступник. Зато там ежегодно проводятся шествия латышских ветеранов СС. Свободно функционирует Центр Густава Целминьша, который занимается популяризацией идей вождя Pērkonkrusts, с нетерпением ожидавшего того часа, "когда Германия учредит новую Европу, где не останется ни одного еврея". По крайней мере, в Латвии ему и его сторонникам это почти удалось. И теперь они считаются национальными героями, принесшими латышам долгожданную свободу, ярким символом которой стал кровавый ноябрь латвийской истории.

СПРАВКА IzRusИсточникиСионистское движение в Латвии (1918-1940), Б.Волкович, Даугавпилс, 2008Палачи и жертвы, А.Саксе, Я.Судрабкалнс, Рига, 2007Евреи в Латвии, М.Бобе, Рига, 2006Места нашей памяти, М.Мелер, Рига, 2010Прибалтийский фашизм: история и современность, М.Крысин, Москва, 2007Холокост на территории СССР, Москва, 2009Расистский антисемитизм в Латвии: "Перконкрустс" и другие (1932-1933), А.СтрангаПалачи (О злодеяниях немецко-фашистских захватчиков и их пособников на территории оккупированной Прибалтики. Публикация документов из тайных архивов Германии), Военно-исторический журнал, 1990

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке