В истории ислама, в том числе и новейшей, такого прежде не случалось. В иных религиях – сколько угодно. Но это ничуть не умаляет их достоинств: «взошли иные времена». А может быть, рассуждать так: исламская цивилизация подтягивается до современности…
Как знать. Двадцатилетняя египтянка Алия аль-Махди выложила в блоге свои фотографии. На них она изображена… В каком виде? Ни в каком… Если не считать чулок…
Читайте также
«Это мой манифест», заявила девушка. Моя голая революция. Я протестую против насилия современного египетского общества». Подражательницы пришли в неистовый восторг. «Наша солидарность с манифестом», возликовали не слишком трепетно почитающие нравственность и мораль израильские девушки и выставили на сайтах собственные обнаженные телеса. Не в поддержку же правого дела арабского народа Палестины - стыдновато было бы как-то…
И пошло, поехало…
Исламисты и салафисты гневно вопрошают: «Лотос» - народная революция или сексуальная»? И воздерживаются от участия в протестных акциях. Но их и так давно уже просят не беспокоиться и выдавливают за ненадобностью, как пустопорожних демагогов, с каирской площади Тахрир, которая вновь опасно забурлила.
Алия, девушка явно не промах и отлично подготовленная, отчитала тех, чей указующий перст гвоздит ее к позорному столбу и кто с ханжеским негодованием отводит взор от «срамного тела». Но так, чтобы украдкой кое-что все же разглядеть.
«Вы можете осуждать обнаженные модели, которые работали на Факультете Изящных Искусств до начала семидесятых. Уничтожайте книги по изобразительному искусству. Разрушайте порочащие ваши нравы мраморные статуи. А затем сбросьте с себя одежды, взгляните в зеркало на свою убогую наготу и предайте огню ваше никчемное тело, к которому вы втайне питаете отвращение, и избавьтесь наконец от своих сексуальных комплексов. И только потом извергайте на нас расистскую хулу или попытайтесь лишить меня свободы выражения своих чувств».
Вот это манифест! Политик позавидует. Насколько я понял, девушка намекает на «свободное художественное изъявление», тот самый «редкий вид», который исчез в семидесятых прошлого века. Задолго до того, как сама Алия появилась на свет. Видимо, имеются в виду запущенные на Западе в те времена сексуальная революция и свобода нравов, которые хиппи разносили по всему белому свету. Фильмы, живопись, фотография пестрели «откровениями», которые нынче, во времена пышного расцвета настоящих, махровых откровений, когда плоть извлечена на свет из интима альковных таинств, разъята и постыдно выставлена на всеобщее обозрение, вызывают лишь снисходительную и грустную усмешку…
«Революция» продолжалась ровно десять лет. «Закрыл» ее фильм гениального Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже». С несравненными Марлоном Брандо и Марией Шнайдер. Произведение искусства высочайшего романтического накала, писала критика… Верно. Подписываюсь под этими словами. В наше время такое кино, увы, не сотворить. Мельчаем, деградируем…
Что ж, сегодня молодые египтянки возмущаются лицемерием и ханжеством египетского общества, заставляющего молодых людей рядиться в суровые и аскетичные религиозные покрова. Вот Алия и вопиет за всех, ущемленных в правах: «О дайте, дайте мне свободу»! Надо полагать – физическую.
В комментариях по поводу всего этого явно сквозит желание скрыть конфуз и смущение: дескать, проходили. Бывало, случалось и прежде. Полноте, все это не оригинально… К нудизму прибегали и прежде в консервативных и полузакрытых обществах как к одной из нетрадиционных форм политического и социального протеста.
Подтекст тревожный: выпало существенное звено из казавшейся прочной связки – религия, этика, свобода самовыражения. Не будем вдаваться в рассуждения. Снимем шляпы перед мужеством девушки, бросившей вызов не просто консервативному, но во многом реакционному социуму. Особенно если учесть нынешний накаленый политический климат…
Какие могут быть последствия, трудно сказать. Откровенно говоря, египетская революция не удалась: мы не получили обещанных свобод. Получим ли легитимность «Лотоса» на парламентских выборах на будущей неделе – тоже вопрос. Но в душу каждодневно вползают страх и тревога: нашу жизнь незримо контролируют крайне экстремистские группировки….
Салафисты, опасаясь углубления наметившегося раскола в их нестройных рядах, пытаются овладеть умами и душами людей, выводя свои побитые рати на площадь Тахрир в собственных, противоположных общим, манифестациях: «Пятница истины», «Пятница Кандагар»… Их активность нарастает с того дня, когда они запалили коптскую церковь Атфих в предместье Каира. Они властно требуют к себе внимания и угрожают: «Не забывайтесь, мы живем в исламской стране, кандидаты в никабах (женский головной убор) в парламентарии не пройдут».
Революция не вывела египтян из удушающего кризиса. Молодая девушка сделала шаг из клетки. Это всем нам послание – революция только начинается.
В Сирии прибегли к иной форме протеста. На площадях и в скверах молодые женщины и девушки демонстративно стригут волосы, рушат великолепные прически. Постыдный акт! Ибо в арабском мире скудость шевелюры не приветствуется. Это в Европе плешивцы нынче в чести: и в жизни, и на экране. В арабском мире над облысевшими мужчинами подтрунивают и насмехаются. Даже в арабском языке есть четкая формулировка – «страдающий лисьей болезнью».
Что же говорить о прекрасной половине. И тем не менее протест брошен. Но несколько иного качества. Женщины идут на такие жертвы, выражая поддержку режиму Асада и протест революции, превратившей сытую и безбедную жизнь в сущий ад.
Я смотрел беззвучное видео, отснятое в Дамаске и Алеппо, и аплодировал мужеству сириянок. Их плотным кольцом окружали мужчины и, судя по выпученным глазам и жестам, мерзко сквернословили. Не одобряли вопиющее бесстыдство жен и сестер или поддержку ими молодого Асада? Кто знает…
Женщины Востока бросают вызов всем нам. Впервые. Невзирая на то, что в нашем консервативном обществе мужчина – если не божество, то божок.
Мы принимаем их тревожный сигнал: что-то основательно подгнило в нашем королевстве…
Хусам Эйтани, "Dar Al-Hayat", Ливан