Пока рано судить, удастся ли правительству полностью размыть и окончательно похоронить создание комиссии, которая должна расследовать провал 7 октября. Но уже сейчас ясно, что требуется создание государственной комиссии по расследованию еще одного вопроса - вопроса заложников.
В феврале 2024 года министр Орит Струк в интервью радиостанции "Решет Бет" заявила: "Да, в Рафиах необходимо войти, даже если это сопряжено с риском для жизни заложников". В конце апреля, когда на повестке стояла сделка по освобождению заложников, Бен-Гвир и Смотрич пригрозили: "Без захвата Рафиаха у правительства нет права на существование".
27 мая 2024 года Израиль представил посредникам - Египту, Катару и США -условия сделки: освобождение заложников, прекращение огня, вывод войск и различные послабления, включая открытие КПП, к примеру, КПП Рафиах. Документ включал три согласованных этапа и рассматривался как официальное израильское предложение в рамках переговоров.
31 мая тогдашний президент США Джо Байден выступил с речью, в которой призвал Израиль и ХАМАС принять соглашение из трех этапов, основанное на этом израильском предложении. Смотрич и Бен-Гвир пришли в ярость и пригрозили развалить правительство. Нетаниягу дрогнул и отступил от собственного предложения.
29 августа требование министра Орит Струк было выполнено. Боевики ХАМАС заметили приближение солдат ЦАХАЛа и расстреляли в упор шестерых заложников в тоннеле в Рафиахе - Хирша Голдберга-Полина, Эден Йерушалми, Ори Данина, Альмога Саруси, Алекса Лобанова и Кармель Гат. Их тела были обнаружены примерно через 24 часа.
Министры хардального сионизма и партии "Оцма Иегудит" в лучшем случае молчали, а в худшем - плясали на крови погибших, пытаясь заблокировать сделки по освобождению заложников. Бен-Гвир похвалялся, что сумел сорвать сделки. Весной и летом 2025 года начальник Генштаба предупреждал, что удар ЦАХАЛа по городу Газа может поставить под угрозу жизни заложников. Струк настаивала на своем. 20 августа она заявила: "Я проголосую за решение атаковать, даже если это неизбежно приведет к гибели заложников". Ее жуткое требование, по всей видимости, было бы принято - но август 2025 года отличался от августа 2024-го. В Вашингтоне сменилась власть.
Летом 2024 года, когда Нетаниягу пришлось выбирать между Байденом и Смотричем с Бен-Гвиром, он выбрал своих коалиционных партнеров. Год спустя, оказавшись перед аналогичным выбором - между ними и Трампом, - он выбрал Трампа. Дональд Джон Трамп спас 20 израильских заложников от смертного приговора, которого требовала для них Орит Струк. Так же, как в январе 2025 года он спас от аналогичной участи еще 25 заложниц и заложников. Что бы он ни делал в дальнейшем, в истории Государства Израиль их спасение будет записано золотыми буквами под его именем.
Абсолютный провал
На прошлой неделе был открыт КПП Рафиах. Но и до этого четко вырисовывались контуры полного провала правительства Нетаниягу в Газе - задействованы оказались и Турция, и Катар и -как без нее - Палестинская автономия. И тут - удивительное дело - лидеры партий "Оцма Иегудит" и хардального сионизма в срочном порядке сменили амплуа. В 2023-2024 они громко заявляли, что ПА в Газу не пустят и ни за что не останутся в правительстве, если не будет уничтожен ХАМАС. Интернет пестрит их цитатами и угрозами. А в последние недели Смотрич и Бен-Гвир вдруг превратились в политических комментаторов.
Бен-Гвир рассуждает: "Если переход Рафиах откроется, это будет большой ошибкой и крайне опасным сигналом" (26.1.26). В тот же день Смотрич добавляет собственную оценку: "Если мы не будем контролировать Газу посредством военного правления, это означает, что мы получим палестинское государство". Эти слова были сказаны не в телестудии, а на заседании военно-политического кабинета. Смотричу и Бен Гвиру вовсе не требовалось со свечкой искать премьер-министра: такое заседание - идеальная возможность выдвинуть четкий и жесткий политический ультиматум. Согласится ли ваше правительство, господин Нетаниягу, на открытие КПП Рафиах? На включение Палестинской автономии в управление Газой? На участие Эрдогана и катарского эмира в управлении сектором ? Если согласится - у вас не будет правительства.
Трудно точно сказать, каковы были бы основные положения соглашения, к которому Израиль мог прийти летом 2024-го или зимой 2025-го. И все же вот несколько различий - навскидку - между не снесенным яйцом и оперяющимся на наших глазах цыпленком. В 2024 году говорили о сделке, а не о долгосрочном урегулировании. Палестинская автономия не входила в намечавшиеся договоренности. ХАМАС был слабее.
Но хуже всего, страшнее всего, опаснее всего - это интернационализация конфликта. Нетаниягу официально и открыто привел в Газу турок и катарцев. Интернационализация конфликта - это не просто реализация политики левых, это реализация политики левых радикалов. Вы скажете: но мы все еще контролируем "желтую линию". Верно. Но контроль ЦАХАЛа над "желтой линией" временный. И период будет определять отнюдь не Израиль.
На первый взгляд, в нынешней ситуации Бен-Гвиру и Смотричу - или одному из них - было бы легко и удобно выйти из правительства. Тем более что год предвыборный. Но нет - они молчат. Они угрожали развалить правительство, если оно откажется от картины "абсолютной победы" ради возвращения граждан, похищенных в их каденцию. По их вине. А теперь - унизительные уступки в Газе им не мешают.
Читайте также
И здесь возникает вопрос: ради чего Бен-Гвир и Смотрич требовали подвергнуть риску жизни заложников, которых можно было спасти? И почему Нетаниягу пошел у них на поводу? Были ли министры правительства настолько близоруки, что и на самом деле верили в собственные сказки - захват Газы, изгнание ее жителей, строительство городов на руинах Хан-Юнеса и Рафиаха? Или же всем им было отлично известно, что это все - фантазия, и они требовали принести в жертву заложников и солдат, чтобы красиво выглядеть в тик токе и наскрести еще несколько голосов в опросах и на избирательных участках?
Комиссия Кальнера - политическая комиссия по расследованию провала 7 октября, если и будет создана, - предназначена для того, чтобы заблокировать создание государственной комиссии по расследованию. Комиссия министров, определившая ее мандат (да, у меня самой кружится голова от множества комиссий, но сейчас мы наведем порядок), постановила, что комиссия, возможно, начнет расследование с времен соглашений Осло, но не далее 8 октября 2023 года. По сути, комиссия министров правительство подвела. Даже если в следующем Кнессете выяснится, что создание комиссии Кальнера похоронило идею государственной комиссии по расследованию провала 7 октября, запрет на расследование действует лишь до 8.10. Нет никаких препятствий для создания государственной комиссии, которая проверит действия правительства по вопросу освобождения заложников. Комиссии, которая выяснит, принимались ли решения по существу или по политическим соображениям. Можно ли было спасти 46 израильских граждан, похищенных живыми и вернувшихся в мешках. Может быть - некоторых из них. А может - большинство. Проявило ли правительство халатность или сознательно нарушило договор между государством и гражданином. Израильское общество имеет право знать.
Источник: Маарив
Авторский перевод