Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+17+12
Иерусалим
+15+8

Мнения

А
А

Не погасить огонь, который мы хотим защитить

В тот момент, когда мы начинаем мстить тьме, мы рискуем самим стать ее частью.

23.12.2025
Женщина задувает ханукию (социальные сети)

Ханукальный огонь символизирует победу света над тьмой. Поэтому действие, направленное против него, приобретает резко враждебный смысл - подобно осквернению Вечного огня, горящего в память о павших солдатах. У каждого народа свои сакральные символы.

Когда я увидел кадры, на которых девушка в исламской одежде задувает ханукальные свечи в торговом центре "Вейцман" в Тель-Авиве, у меня невольно вырвалось: "Вот же сука!". И это при том, что я далек от почитания религиозных святынь. Мою реакцию вызвали две вещи: чувство, что "бьют наших", и возмущение тем, что кто-то позволяет себе тушить то, что зажжено не им.

Итак, что это? Протест? Враждебный акт? Вандализм? Или просто символический жест?

Многие возмущены, многие требуют наказать ее. А что говорит закон?

Израильское уголовное право предусматривает ответственность за умышленное осквернение предметов религиозного почитания или государственных символов - вплоть до трех лет лишения свободы.

Однако сам по себе закон - лишь текст. Между преступлением и приговором существует судебный процесс, на котором выясняются намерения, контекст, смысл поступка. Оскорбление не взвесишь на весах, унижение не измеришь линейкой. Суд оказывается в роли герменевта, балансирующего между действием и его интерпретацией.

Если вынести текст закона за скобки и сравнить его с аналогичными нормами других стран - России, Германии, Индии, - обнаружится удивительное сходство формулировок.

Почти везде государство берет на себя роль защитника религиозных символов и чувств верующих от публичного надругательства.

Но слова живут не в вакууме. Один и тот же юридический текст, помещенный в разные институциональные среды, начинает звучать по-разному.

В израильском контексте подобные нормы применяются с осторожностью, как исключение. Часто, если нет серьезного материального ущерба или прямой угрозы людям, дело даже не доходит до суда.

Религиозные фанатики, выступающие против идеи государства, в знак протеста жгут флаги страны - и ничего. Наверное, каждый имеет право на свою форму протеста, пусть даже уродливую и возмутительную, но лишать свободы за это - чересчур, если, конечно, мы не хотим уподобляться сами знаете кому.

Помните историю с Pussy Riot, когда девушек отправили в колонию - российский ад - за, казалось бы, ерунду.

Храм превратился в декорацию для демонстрации силы, а уголовное право - в дубинку против инакомыслия.

После этого случая стали закручивать гайки, доведя машину подавления до абсолютно чудовищных масштабов.

Случай с ханукией вновь ставит старый, но не устаревший вопрос: может ли уголовное право быть арбитром чувств?

Чувства не поддаются объективной верификации. Их нельзя приравнять к материальному ущербу или измерить. И все же право снова и снова пытается их защитить, криминализируя публичное унижение символов.

Читайте также

В этом есть своя логика: такие действия ранят не одного человека, а целое сообщество. Но здесь же таится и главная опасность - уголовное наказание за чистый символ, за жест, не причинивший физического вреда. Три года лишения свободы за погашенный огонь - даже при наличии враждебного умысла - заставляют задуматься о соразмерности и о том, где проходит грань между защитой общества и подавлением инакомыслия.

В конечном счете, этот инцидент - не о свечах и не о религии. Он - о границе. О границе между защитой общественного мира и контролем над смыслами. Между правом как последним аргументом демократии и правом как инструментом символического насилия государства.

Законы могут быть похожи, их формулы - почти идентичны. Но суть различия между правовыми системами проявляется не в тексте, а в зале суда. В той паузе, что длится между вопросом судьи и ответом обвиняемого. В том, какие доводы считаются допустимыми, а какие - нет. В готовности отделить человека от его поступка.

Окончательный вердикт по этому делу покажет не столько отношение к конкретному жесту, сколько понимание обществом самой природы справедливости. В тот момент, когда мы начинаем мстить тьме, мы рискуем самим стать ее частью. И тогда свет, который мы стремились защитить, гаснет.

Истинная победа света - не в том, чтобы карать любого, кто осмелится его потушить, а в том, чтобы, храня свою святыню, не уподобиться тьме.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке